Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст закона

Экспертное заключение на Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"

Президентом Российской Федерации в Государственную Думу внесен проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Проект направлен на создание законодательных основ поступления в Российской Федерации иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождения ими военной службы. Соответствующие изменения и дополнения, касающиеся вопросов поступления иностранных граждан на военную службу, прохождения ими военной службы и статуса военнослужащих – иностранных граждан, вносятся в федеральные законы "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих" и ряд других федеральных законов.

Так, в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" устанавливается, что иностранные граждане могут проходить военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Согласно проекту контракт о прохождении военной службы вправе заключать иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет. Иностранный гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен владеть государственным языком Российской Федерации, а также должен соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям.

В Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" проектом также вносится дополнение о том, что военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, участвуют в выполнении задач в условиях военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Внесением указанного дополнения подчеркивается, что военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, правомерно проходят военную службу в Российской Федерации, на них распространяются все нормы международного права, в том числе и дополнительные протоколы к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. При этом следует отметить, что согласно нормам международного права иностранные граждане, проходящие в Российской Федерации военную службу в соответствии с федеральным законодательством, никоим образом не могут признаваться наемниками. Так, в соответствии со статьей 47 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол № I от 8 июня 1977 г.), наемник – это любое лицо, которое:
а) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
б) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;
в) принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
г) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
д) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; и
е) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Следовательно, нормы этого Протокола прямо говорят о том, что иностранные граждане, проходящие в Российской Федерации военную службу в соответствии с федеральным законодательством, не являются наемниками.

Согласно проекту с иностранным гражданином, поступающим на военную службу, заключается контракт сроком на пять лет. По истечении срока первого контракта военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, увольняются с военной службы. Для того, чтобы продолжать военную службу в Российской Федерации после истечения срока первого контракта, указанный военнослужащий должен приобрести гражданство Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации".

Проектом также предусматривается, что военнослужащий, являющийся иностранным гражданином, впервые поступивший на военную службу в Российской Федерации, взамен приведения к Военной присяге дает обязательство.

В Федеральной законе "О воинской обязанности и военной службе" проектом предлагается утвердить следующий текст обязательства:
"Я, (фамилия, имя, отчество), даю обязательство соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно исполнять воинский долг.".

После принесения обязательства военнослужащий, являющийся иностранным гражданином, как и военнослужащий – гражданин Российской Федерации после приведения к Военной присяге, может привлекаться к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы), задач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов, за указанным военнослужащим могут закрепляться оружие и военная техника, на данного военнослужащего в соответствии с федеральным законом может налагаться дисциплинарное взыскание в виде ареста.

В целях обеспечения возможности прохождения военной службы иностранными гражданами проектом также предусматривается внести соответствующие изменения и дополнения в федеральные законы "О Железнодорожных войсках Российской Федерации", "Об обороне" и "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации".

Нормами, определяющими особенности правового положения военнослужащих, являющихся иностранными гражданами, проектом предусматривается дополнить Федеральный закон "О статусе военнослужащих".

Так, в указанном Федеральном законе проектом предусматривается определить, что военнослужащие – иностранные граждане размещаются на весь срок военной службы в общежитиях в воинских частях (военных городках). Другие формы обеспечения жильем, предусмотренные для военнослужащих данным Федеральным законом, будут распространяться на военнослужащих – иностранных граждан только после приобретения ими гражданства Российской Федерации.

Проектом также предусмотрено установить ряд других особенностей правового положения данной категории военнослужащих. Это касается ограничения права на обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования (в том числе на получение послевузовского образования) и на курсах (факультетах) подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации военнослужащих, ограничение права бесплатного проезда членов их семей и выплаты членам их семей ряда компенсаций, а также ограничение ряда прав при увольнении с военной службы (предоставление жилья, выдача жилищных сертификатов, выплата пособий).

Другими правами, гарантиями и компенсациями, определяющими социальную защиту военнослужащих в соответствии с указанным Федеральным законом (право на отдых, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, страховые гарантии и другие), указанные военнослужащие будут пользоваться в полном объеме. Денежное, продовольственное, вещевое обеспечение и торгово-бытовое обслуживание будет предоставляться этим военнослужащим наравне с военнослужащими, являющимися гражданами Российской Федерации.

В целях обеспечения социальной защиты указанной категории военнослужащих проектом предусматривается внести дополнение также в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и распространить положения этого Федерального закона, определяющие пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей, также на иностранных граждан, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и членов их семей. Это касается случаев пенсионного обеспечения в случае получения этими военнослужащими инвалидности, а также установления членам семей этих военнослужащих пенсий в случае потери кормильца.

Проектом предусматривается также внести изменения и дополнения в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", касающиеся вопросов временного пребывания и временного проживания указанных граждан в Российской Федерации.

Так, проектом предусматривается установить, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию и поступающего на военную службу по контракту, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Разрешение на временное проживание иностранному гражданину, поступившему на военную службу, выдается без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты на срок его военной службы. Иностранные граждане, въехавшие в Российскую Федерацию и обратившиеся в предусмотренном федеральным законом порядке с заявлением о приеме на военную службу по контракту, будут регистрироваться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Учет иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту и проходящих военную службу, будет осуществляться в порядке, также определяемом Правительством Российской Федерации.

Проектом предусматривается новая редакция статьи 15 данного Федерального закона, определяющая отношение иностранных граждан к военной службе, и устанавливается, что иностранные граждане могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу).

Проектом предусматривается дополнить Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" новой статьей, устанавливающей, что в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом предусматривается поступление иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождение ими военной службы. На указанных граждан распространяются положения данного Федерального закона, определяющие правовые основы государственной службы Российской Федерации.

Таким образом, следует отметить, что изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации, предусмотренные проектом, являются необходимыми и достаточными для правового регулирования поступления иностранных граждан на военную службу и прохождения ими военной службы в Российской Федерации.


Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в октябре 2003 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin