Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

О Трудовом кодексе Российской Федерации:
экспертное заключение

Первые шаги по реформированию трудового законодательства были предприняты еще в апреле 1991 года. Тогда Верховный Совет РСФСР постановил подготовить к началу 1992 года проект нового Трудового кодекса, "соответствующего интересам трудящихся и объективным потребностям производства в условиях многоукладности форм собственности".

В сентябре 1992 года была принята новая редакция закона под названием Кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ), однако она базировалась на тех же принципах и положениях, что и ранее действовавший КЗоТ РСФСР 1971 года. Понятно, что такой закон, несмотря на внесенные изменения и дополнения, не соответствовал современным реалиям, и актуальность коренного обновления трудового законодательства сохранялась.

Программа социальных реформ в Российской Федерации на 1996–2000 годы, утвержденная постановлением Правительства в февраля 1997 года, предусматривала создание принципиально нового трудового законодательства. В плане действий Правительства в области социальной политики и модернизации экономики на 2000–2001 годы также была сформулирована задача по обеспечению условий для принятия Трудового кодекса.

К началу работы Государственной Думы третьего созыва в ее "законопроектном портфеле" содержалось 7 альтернативных проектов Трудового кодекса. В их числе были вариант Правительства, а также варианты, подготовленные депутатами. Хотя в этих законопроектах и встречались некоторые элементы дублирования, в основном они противоречили друг другу, по-разному отражая интересы работников и работодателей.

Учитывая противоречивость предложенных законопроектов и важность проблемы, Государственная Дума приняла постановление о создании рабочей группы, результатом деятельности которой стал согласованный проект Трудового кодекса.

Дальнейшая работа над кодексом осуществлялась специальной Комиссией Думы совместно с Комитетом по труду и социальной политике. Таким образом, процедура подготовки Трудового кодекса отличалась от предусмотренной думским Регламентом. В первом чтении проект Трудового кодекса был принят Государственной Думой 5 июля 2001 года.

В ходе подготовки ко второму чтению законопроекта Комиссия рассмотрела 2350 поправок и рекомендовала принять 425 поправок, а отклонить – 1569; остальные были сняты авторами в ходе обсуждения на заседаниях Комиссии. Эти цифры красноречиво свидетельствуют о внимании к готовящемуся законопроекту обширной аудитории, отражающей различные интересы. (Надо отметить, что в Думу поступило около 4 тысяч поправок. Их представили более 100 субъектов законодательной инициативы из 72 регионов. Однако не все поправки были приняты к рассмотрению Комиссией, поскольку не соответствовали требованиям Регламента Думы.)

Трудовой кодекс Российской Федерации был принят во втором чтении 19 декабря 2001 года, а в третьем чтении – уже 21 декабря.

Цель нового Трудового кодекса – установление государственных гарантий трудовых прав граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей при оптимальном согласовании потребностей сторон. Учитывая, что согласно ст. 72 Конституции трудовое законодательство является предметом совместного ведения, наряду с нормами данного федерального закона и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в данной сфере в соответствии с компетенцией субъектов Федерации будут также действовать их законы, регулирующие трудовые отношения (ст. 6). (В частности, более высокий уровень гарантий трудовых прав работников по сравнению с установленным федеральными законами будет обеспечиваться за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.)

В Трудовой кодекс введен новый раздел "Социальное партнерство в сфере труда", которое определяется как система взаимоотношений между работниками, работодателями и органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей (ст. 23). Работников в отношениях социального партнерства должны представлять профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или какие-либо другие представители, как это определено ст.ст. 29 и 30 Трудового кодекса. Создаются и соответствующие органы социального партнерства. На федеральном уровне это – Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 35). Устанавливается ответственность сторон социального партнерства за ненадлежащее выполнение функций или уклонение от их исполнения (уклонение от участия в коллективных переговорах; неправомерный отказ от подписания коллективного договора, соглашения; нарушение обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением) (ст.ст. 54, 55).

В новом Трудовом кодексе изменен перечень оснований увольнения. Теперь трудовой договор по инициативе работодателя может быть расторгнут в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей (действовавший ранее КЗоТ РФ предусматривал данное основание только для руководителей организаций). Перечень подобных нарушений дан в подпунктах а, б, в, г, д п. 6 ст. 81.

При расторжении трудового договора по инициативе работодателя профсоюзный орган в семидневный срок со дня получения проекта приказа и копий документов обязан их рассмотреть и направить работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Работодатель может не учитывать мнение профсоюзного органа, если по истечении десяти дней со дня направления ему проекта приказа и копий документов общее согласие не достигнуто.

Что касается рабочего времени, то здесь законодатель сохраняет ранее действовавшие критерии и не ухудшает положения работника. В соответствии со ст. 91 "нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю". Введено новое понятие "ненормированный рабочий день", которое определяется как "особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени". Причем перечень таких должностей "устанавливается коллективным трудовым договором, соглашением или правилами внутреннего распорядка" (ст. 101).

Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска, в соответствии со ст. 115, должна составлять не менее 28 календарных дней. (В предыдущем КЗоТ РФ предусматривался отпуск продолжительностью не менее 24 рабочих дней исходя из шестидневной рабочей недели.) Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации (ст. 122), а не по истечении одиннадцати месяцев, как ранее.

В старом КЗоТ РФ минимальный размер оплаты труда не был увязан с размером прожиточного минимума трудоспособного человека. Согласно же Трудовому кодексу минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы также устанавливаются федеральным законом.

Вводится материальная ответственность работодателя за нарушение им установленного срока выплаты заработной платы (ст. 236). При этом, согласно ч. 2 ст. 142, в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу до выплаты задержанной суммы.

Принятый Трудовой кодекс уточняет специфику трудовых отношений отдельных категорий работников. Новые главы посвящены особенностям регулирования труда работников транспорта (гл. 51), педагогов (гл. 52), работников религиозных организаций (гл. 54).

Специальные нормы Трудового кодекса определяют особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации (гл. 43), а также особенности регулирования труда работников, которые трудятся у физических лиц (гл. 48).

Введен дополнительный нерабочий праздничный день – 23 февраля – День защитника Отечества (ст. 112).

Новый Трудовой кодекс Российской Федерации содержит законодательные новеллы, соответствующие изменившимся экономическим отношениям, учитывает многообразие форм собственности. При этом защита трудовых прав работников сочетается с возможностями создания свободного рынка труда.


Документ подготовлен в январе 2002 года


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin