Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Пояснительная записка
Официальный отзыв Правительства
Заключение Правового управления Аппарата ГД

Экспертные заключения
Ваше мнение о законопроекте

Проект федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"" (по вопросу повышения квалификации судей)

№ 156898-3, вносится Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации

(внесен 29.11.2001, первое чтение планируется на 19.01.2005, но профильный комитет просит о переносе сроков рассмотрения)

Статья 1.

Внести в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 330, ст. 1792; 1993, № 17, ст. 606; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 26, ст. 2399; 1999, № 29, ст. 3690; 2000, № 26, ст. 2736) следующие изменения и дополнения:

1. Пункт 2 статьи 2 изложить в следующей редакции:
"2. Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи, повышения квалификации и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменения его статуса относительно других судей в Российской Федерации".

2. Статью 3 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Судья обязан не реже одного раза в три года проходить повышение квалификации.
Повышение квалификации судей осуществляется за счет средств федерального бюджета по программам дополнительного профессионального образования в судах и Российской академии правосудия, полномочия учредителей которой выполняют Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Планы и программы повышения квалификации судей утверждаются Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
Особенности повышения квалификации судей субъектов Российской Федерации определяются законами субъектов Российской Федерации.
Результаты повышения квалификации подлежат обязательному учету при проведении квалификационной аттестации судей".

3. Пункт 1 статьи 4 изложить в следующей редакции:
"I. Судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен, прошедший специальную профессиональную переподготовку к работе в должности судьи и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей.".

4. Статью 5 изложить в следующей редакции:

"Статья 5. Отбор кандидатов на должность судьи

1. Кандидатом на должность судьи признается лицо, сдавшее квалификационный экзамен на должность судьи, прошедшее специальную профессиональную переподготовку и получившее рекомендацию квалификационной коллегии судей.
2. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.
3. Любой гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и достигший 25-летнего возраста, имеет право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи.
4. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей.
5. Квалификационный экзамен сдает лицо, не являющееся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи.
6. Кандидаты на должность судей обязаны пройти специальную профессиональную переподготовку к работе в должности судьи продолжительностью не менее одного года.
Решением квалификационной коллегии судей кандидаты на должность судей, имеющие ученую степень по юридической специальности либо почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", либо стаж работы по юридической специальности десять и более лет, могут быть освобождены от прохождения специальной профессиональной переподготовки к работе в должности судьи.
Специальная профессиональная переподготовка кандидатов на должности судей осуществляется Российской академией правосудия по программам дополнительного профессионального образования за счет средств федерального бюджета.
Планы и программы специальной профессиональной переподготовки кандидатов на должности судей утверждаются Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
Особенности переподготовки кандидатов на должности судей субъектов Российской Федерации определяются законами субъектов Российской Федерации
7. Каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи соответствующего суда, имеет право обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации на эту должность.
8. Квалификационная коллегия судей в пределах своей компетенции рассматривает заявление лица, претендующего на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена, а также результатов специальной профессиональной переподготовки, дает заключение о рекомендации данного лица либо об отказе в ней. Повторное обращение в квалификационную коллегию судей допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения.
9. Квалификационная коллегия судей представляет председателю соответствующего суда заключение на каждого из рекомендованных кандидатов. В случае несогласия председателя суда с заключением оно возвращается для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. При повторном положительном заключении квалификационной коллегии судей кандидатура вносится председателем соответствующего суда для дальнейшего рассмотрения в установленном порядке.".

Статья 2.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Пункт 2 статьи 1 настоящего Федерального закона в части осуществления Российской академией правосудия полномочий по повышению квалификации судей арбитражных судов вступает в силу по мере создания в Российской академии правосудия материально-технических условий, необходимых для осуществления этих полномочий.
3. Пункты 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2004 года.


Президент Российской Федерации


Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации""

Проект федерального закона "О внесении изменении и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"" направлен на повышение профессионального уровня отечественного судейского корпуса.

В настоящее время Конституция Российской Федерации (статья 119) и действующий Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (статья 4) устанавливают, что судьями могут быть граждане Российской Федерации. достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. не совершившие порочащих их поступков. сдавшие квалификационный экзамен и получившие рекомендацию квалификационной коллегии судей. Очевидно, что работа судьи является одной из наиболее сложных и важных юридических специальностей и отличается повышенной ответственностью перед обществом и гражданином, особенно в настоящее время, когда формируются новые экономические и социальные отношения, интенсивно меняется нормативно-правовая система, возникают новые общественные и социальные конфликты, активизируется международный экстремизм. Для адекватной реакции на происходящее, с учетом мировых и национальных законодательных процессов, судье необходимы глубокие теоретические познания в области права, умение свободно ориентироваться в действующем законодательстве и в тенденциях развития юридической в частности судебной практики, а также владение современными технологиями работы с правовой информацией.

В связи с этим и в целях повышения профессионального уровня судейского корпуса предлагается установить, что одним из условий назначения на должность судьи является прохождение специальной профессиональной переподготовки для работы в этой должности. Введение такого требования не будет противоречить статье 119 Конституции Российской Федерации, поскольку она прямо предусматривает возможность установления федеральным законом дополнительных требований к судьям судов Российской Федерации. Исключение может быть предоставлено квалификационной коллегией судей только кандидатам на должности судей, имеющих ученую степень по юридической специальности либо почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", либо стаж работы по юридической специальности десять и более лет.

Следующая правовая новелла предусматривает обязанность каждого судьи не реже одного раза в три года повышать квалификацию. При этом результаты повышения квалификации должны учитываться при проведении квалификационной аттестации судей, в том числе при установлении им квалификационных классов. Законопроект нацелен на формирование системы непрерывного повышения квалификации судей, которое будет осуществляться в форме специального обучения, а также различных семинаров, стажировок и других форм повышения квалификации, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610 "Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов".

Гарантией качества специальной переподготовки кандидатов на должность судей и повышения квалификации судей должно стать правило о том, что эти мероприятия будут осуществляться непосредственно в местных и вышестоящих судах, а также путем обучения в Российской академии правосудия – государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, созданном в соответсгвни с Указом Президента РФ от 11 мая 1998 г. № 528 и Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1999 г. № 119 в целях повышения квалификации и профессиональной переподготовки судей и работников аппаратов судов. Повышение квалификации судей и специальная профессиональная переподготовка кандидатов на должность судей должны осуществляться в порядке, сроки и по программам, утвержденным Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ.

Представленный законопроект предусматривает осуществление специальной профессиональной переподготовки кандидатов к работе в должности судьи и повышение квалификации судей за счет средств федерального бюджета. Это вытекает из конституционного положения финансирования судов только из федерального бюджета и гарантирует возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (статья 124 Конституции Российской Федерации).

Введение системы специальной переподготовки кандидатов на должности судей и повышения квалификации судей, предусмотренное законопроектом, не потребует внесения изменений в другие законодательные акты Российской Федерации. Действующие законы, определяющие порядок организации и деятельности судов, уже предусматривают обязанность председателей судов и председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации обеспечивать повышение квалификации судей (пункт 7 части 1 статьи 26, пункт 8 статьи 37, пункт 9 статьи 49, пункт 6 части 1 статьи 67 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР", пункт 2 статьи 44 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации"). Кроме того, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации об образовании дают правовую основу для реализации программ дополнительного образования (именно в рамках этих программ и будут осуществляться как специальная профессиональная переподготовка кандидатов на должность судей, так и повышение квалификации судей).

Проектом закона предусматривается, что положения о специальной профессиональной переподготовке кандидатов на должности судей вступают в силу с 1 января 2004 г.

Вступление в силу положения закона о прохождении судьями арбитражных судов повышения квалификации в Российской академии правосудия связано с процессом создания в данном учебном заведении необходимых материально-технических условий. Предполагается, что при наличии таких условий Российская академия правосудия по решению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации немедленно сможет приступить к выполнению функций повышения квалификации судей арбитражных судов.


Официальный отзыв Правительства на проект федерального закона № 156898-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации""

Правительством Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона.

Проект предусматривает ряд законодательных мер, направленных на повышение профессионального уровня судейского корпуса.

По законопроекту имеются следующие замечания и предложения.

1. Редакцию пункта 5 проекта, предлагаемого к статье 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (далее – Закон) необходимо привести в соответствие с частью 1 статьи 20-1 указанного Закона, в которой в отличие от проекта, повышение квалификации признается не обязанностью, а правом судьи.

2. Согласно статье 20-1 Закона финансирование расходов по повышению квалификации судей из федерального бюджета осуществляется, в отличие от положений рассматриваемого проекта, только в отношении судей федеральных и арбитражных судов, а для мировых судей – из бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.

3. Необходимо устранить противоречия в наименовании учреждений, в которых осуществляется повышение квалификации судей. В проекте в качестве таких учреждений названы суды и Российская академия правосудия (пункт 5 статьи 2 проекта), а в Законе – учреждения профессионального и послевузовского профессионального образования.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации готово поддержать законопроект при учете высказанных замечаний и предложений.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А. Жуков


Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы по проекту федерального закона № 156898-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации""

Законопроект внесен в Государственную Думу 29 ноября 2001 года и не учитывает серьезных и значительных по объему изменений, внесенных в закон о статусе судей Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 169-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"" (далее – Федеральный закон от 15 декабря 2001 года).

В названном Федеральном законе уже реализованы многие из предложений, выдвигаемых в представленном на экспертизу законопроекте. В частности, закон о статусе судей дополнен статьей 201, устанавливающей формы, сроки, порядок организации и финансирования повышения квалификации судей. (В законопроекте этому вопросу посвящен пункт 2 статьи 1, предлагающий дополнить статью 3 закона о статусе судей новым пунктом 5 о сроках, порядке организации и финансирования повышения квалификации судей.)

Предлагаемая проектом новая редакция пункта 1 статьи 4 закона о статусе судей (пункт 3 статьи 1 проекта) не учитывает проведенную Федеральным законом от 15 декабря 2001 года дифференциацию требований к возрасту судьи и стажу его работы по юридической профессии в зависимости от того, судьей какого суда намеревается стать кандидат. Достижение 25-летнего возраста и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, о которых говорит проект, не могут быть универсальными требованиями для всех судей.

Федеральным законом от 15 декабря 2001 года коренным образом было изменено содержание статьи 5 закона о статусе судей "Отбор кандидатов на должность судьи", в том числе определен механизм проведения конкурса на занятие должности судьи и детально урегулированы все последующие этапы отбора кандидатов на указанную должность.

Предлагаемая проектом новая редакция статьи 5 закона о статусе судей (пункт 4 статьи 1 проекта) не содержит норм о порядке проведения конкурса на занятие должности судьи, не учитывает дифференцированный подход к возрасту и стажу работы по юридической профессии претендента на указанную должность, включает ряд положений, прямо не относящихся к процедуре отбора кандидатов на должности судей.

Кроме того, в новой редакции статьи 5 закона о статусе судей, предлагаемой проектом, имеется внутреннее противоречие. В пункте 1 дается определение понятия "кандидат на должность судьи", каковым является лицо, сдавшее квалификационный экзамен на должность судьи (1), прошедшее специальную профессиональную переподготовку (2) и получившее рекомендацию квалификационной коллегии судей (3).

Однако в пункте 6 проектной редакции статьи 5 закона о статусе судей указано, что "кандидаты на должность судей обязаны пройти специальную профессиональную переподготовку к работе в должности судьи продолжительностью не менее одного года".

Таким образом, согласно пункту 1 проектной редакции статьи 5 закона о статусе судей кандидатом на должность судьи может считаться только лицо, прошедшее профессиональную переподготовку, а согласно пункту 6 этой статьи профессиональную переподготовку обязано пройти лицо, уже являющееся кандидатом на должность судьи.

В проекте отсутствуют какие-либо положения о материальном обеспечении лица, проходящего специальную профессиональную переподготовку к работе в должности судьи.

Текст законопроекта не отвечает современным требованиям законодательной техники и нуждается в серьезной редакционной доработке.

Полного пересмотра требуют положения статьи 2, поскольку отсутствуют какие-либо исключительные обстоятельства для отступления от общего порядка вступления в силу федеральных законов (пункт 1), крайне неопределенно сформулирован порядок вступления в силу пункта 2 статьи 1 (пункт 2), устарели предложения о сроке вступления в силу пунктов 3 и 4 статьи 1.

Начальник Управления Г.П. Ивлиев



Ваше мнение о законопроекте

2006-04-04 22:15:52
Правильное мнение об установлении разных критерие для кандидатов на должность судьи различного уровня. Полагаю, что судьей суда субъекта РФ может быть, при других условиях, лицо, имеющее стаж работы не менее пяти лет в должности районного судьи. Соответстветствующие требования должны быть и для судей Верховного суда РФ. Необходимо устранить практику назначения на должность судьи облсуда, лиц, не имеющих судейского стажа.
555
 
 
Тема:
 

   
 
Ваше мнение:
 

    

 
Подпись:
 

   
 

   
 
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin