Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Пояснительная записка
Ваше мнение о законопроекте

Проект федерального закона
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"" (в части изменений квалификационных требований к руководителю, главному бухгалтеру субъекта страхового дела, а также в части регулирования деятельности страховых агентов и страховых брокеров)

№ 45616-4, вносится депутатом Государственной Думы А.П. Ковалем

(внесен 22.04.2004, отозван авторами в ноябре 2004 г.)

Статья 1.

Внести в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 2, ст. 56; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 1, ст. 4; 2002, № 12, ст. 1093; 2003, № 50, ст. 4858) следующие изменения:

1) пункты 1 и 2 статьи 8 изложить в следующей редакции:
"1. Страховые агенты – физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.
2. Страховые брокеры – физические лица, имеющие право заниматься предпринимательской деятельностью, или юридические лица, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию (перестрахованию) от своего имени на основании поручений страхователя (перестрахователя) либо страховщика (перестраховщика). Страховые брокеры вправе осуществлять иную не запрещенную законом деятельность, связанную со страхованием, за исключением деятельности в качестве страховщика, перестраховщика.
Страховые брокеры не вправе осуществлять деятельность, не связанную со страхованием (перестрахованием).";

2) пункты 1 и 2 статьи 321 изложить в следующей редакции:
"1. Руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) субъекта страхового дела – юридического лица или являющийся субъектом страхового дела индивидуальный предприниматель обязаны иметь документ о высшем образовании, полученном в российском учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, либо документ о высшем образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, подтвержденный свидетельством об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем профессиональном образовании, а также стаж работы в сфере экономики и (или) юриспруденции не менее двух лет.
2. Главный бухгалтер страховщика должен иметь документ о высшем экономическом или финансовом образовании, полученном в российском учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, либо документ о высшем экономическом или финансовом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, подтвержденный свидетельством об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом или финансовом образовании, а также стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации и (или) брокерской организации.".

Статья 2.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент Российской Федерации


Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации""

Необходимость принятия данного федерального закона вызвана целым рядом причин правового и экономического характера.

В Законе Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" "далее – Закон" статус страхового агента и страхового брокера определяется следующим образом.

Страховые агенты представляют страховщика в отношении со страхователем, а страховые брокеры могут выступать только как представители страхователя. Данное положение Закона противоречит практике работы на страховом рынке и обычаям делового оборота, выработанным в течение последнего десятилетия.

При этом необходимо учитывать, что агентские сети российских страховых компаний развиты весьма слабо, квалификация страховых агентов невысока, профессия страхового агента непрестижна, затраты на развитие агентских сетей велики, что обуславливает невозможность полноценной замены страховых брокеров, как представителей страховщика, на институт страховых агентов.

Таким образом, развитие института страховых брокеров, осуществляющих расширенный спектр страховых услуг по сравнению со страховыми агентами, представляется перспективным прежде всего для страхового рынка, так как страховые брокеры могут стать основным и экономически эффективным каналом продаж как стандартных, так и сложных страховых продуктов. Поэтому создание законодательства, максимально благоприятствующего развитию деятельности страховых брокеров, соответствует интересам российского страхового рынка.

Предложенный законопроект расширяет функции страховых брокеров, наделяя их правом представлять страховщика (перестраховщика) в отношениях со страхователем (перестрахователем) от своего имени на основании поручений страховщика (перестраховщика).

В Законе также окончательно не разрешен вопрос о статусе иностранных страховых брокеров. Хотя Закон и не содержит прямого запрета на осуществление деятельности иностранными страховыми брокерами, однако, его буквальное толкование позволяет сделать вывод о том, что деятельность иностранных страховых брокеров им не предусмотрена.

В связи с тем, что в настоящее время практически нет страховых брокеров – граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, эффективно работающих за пределами территории Российской Федерации, данное обстоятельство существенно ограничивает деятельность российских страховых компаний на международном рынке, что, в свою очередь, может негативно отразиться на финансовой устойчивости страховых компаний, искусственно затормозить развитие национального страхового рынка.

Предложенный вариант законопроекта позволяет иностранным страховым брокерам осуществлять функции страхового брокера по поручению российских страховщиков (перестраховщиков).

В пункте 1 статьи 321 Закон предъявляет определенные требования к руководителям субъекта страхового дела (к индивидуальным предпринимателям страхового дела). В частности, руководители должны иметь высшее экономическое или финансовое образование.

Такое требование Закона представляется дискриминирующим в отношении лиц, имеющих высшее не экономическое или не финансовое образование, тем более, что характер страховой деятельности, управление страховым делом предполагает широкий спектр интересов, и соответственно, специальностей. Наряду с экономическими и финансовыми знаниями, необходимы и правовые, управленческие и др. специальности.

Поэтому, предложенным проектом закона вносятся изменения в вышеуказанную статью, согласно которой для руководителя субъекта страхового дела – юридического лица или являющегося субъектом страхового дела индивидуального предпринимателя достаточно иметь высшее образование, признаваемое в Российской Федерации, а также стаж работы в сфере экономики или юриспруденции не менее двух лет.



Ваше мнение о законопроекте

 
Тема:
 

   
 
Ваше мнение:
 

    

 
Подпись:
 

   
 

   
 
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin