Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении дополнения в часть 1 статьи 49 Федерального закона "О страховании вкладов лиц в банках РФ""

Действующая сегодня редакция статьи 49 Федерального закона "О страховании вкладов лиц в банках Российской Федерации" предусматривает, что в кредитных организациях, в капитале которых участвует Банк России, возврат вкладов физических лиц в части сумм, превышающих суммы возмещения по вкладам, определенные указанным Федеральным законом, обеспечиваются субсидиарной ответственностью Российской Федерации по требованиям вкладчика к банку до 1 января 2007 года. Порядок привлечения к субсидиарной ответственности предусмотрен статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации. Рассматриваемым законопроектом предлагается установить, что подобная норма действует только по договорам, заключенным до даты вступления указанного Федерального закона в силу (27 декабря 2003 года), при условии, что в соответствующие договоры не вносились какие-либо изменения и дополнения с указанной даты.

В соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов лиц в банках Российской Федерации", все банки, которые собираются работать с частными вкладчиками, обязаны вступить в систему страхования вкладов (на сегодняшний день ещё не работающую). Согласно положениям данного Федерального закона, вкладчики, в случае отзыва (аннулирования) у банка лицензии, либо введения Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации моратория на удовлетворение требований кредиторов банка, имеют право получить возмещение по вкладам. Размер возмещения составляет 100 процентов суммы вкладов в банке, в отношении которого наступил страховой случай, но не более 100 000 рублей. Другой подход у названного Федерального закона к вкладчикам Сбербанка, вклады которых имеют максимальную степень защиты, – по ним действует 100% гарантия по вкладам, вне зависимости от их суммы.

Таким образом, коммерческие банки и Сбербанк находятся в явно неравных условиях в отношении гарантирования вкладов населения, что делает вклады в последний более привлекательными. Подобная ситуация показывает, что по-прежнему актуальной остаётся проблема выравнивания условий, в которых осуществляют свою деятельность коммерческие банки и Сбербанк России. В связи с этим предложение, содержащееся в законопроекте, будет способствовать как устранению преимуществ, имеющихся у Сбербанка России, так и уменьшению государственных обязательств. Кроме того, создание равных условий для всех участников рынка приведёт к тому, что в итоге выиграют вкладчики, поскольку возникающая в таком случае конкуренция позволит им выбирать лучшие для них условия вкладов.

Однако есть в законопроекте и довольно спорный момент – лишение вкладчиков Сбербанка гарантий по вкладам с конца прошлого года приведёт к тому, что они останутся без гарантий вообще, поскольку система гарантирования вкладов, предусмотренная названным федеральным законом, в настоящее время ещё не заработала. В данной связи представляется справедливым снятие государственных гарантий с вкладов в Сбербанке после того, как начнёт функционировать система гарантирования вкладов, например, с конца текущего года.

Изложенное позволяет говорить о необходимость доработки законопроекта перед его принятием в первом чтении.


Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в апреле 2004 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin