Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Пояснительная записка
Финансово-экономическое обоснование

Экспертные заключения
Ваше мнение о законопроекте

Проект федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"" (в части создания государственно-общественной системы аттестации и контроля качества образования)

№ 319817-3, вносится депутатами Государственной Думы А.В. Шишловым, О.Н. Смолиным, А.М. Шелеховым и З.И. Воронцовой

(внесен 16.04.2003)

Статья 1.

Внести в Закон Российской Федерации "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 1997, № 47, ст. 5341; 2000, № 30, ст. 3120; № 33, ст. 3348; 2002, № 7, ст. 631; № 12, ст. 1093; № 26, ст. 2517; № 30, ст. 3029; 2003, № 2, ст. 163) следующие изменения и дополнения:

1. Дополнить закон статьей 8-1 следующего содержания:
"Статья 8-1. Государственно-общественная система аттестации и контроля качества образования.
Государственно-общественная система аттестации и контроля качества образования состоит из взаимодействующих на нормативной правовой и методической основе: на федеральном уровне – из федерального (центрального) государственного органа управления образованием, государственно-общественных объединений (экспертных комиссий, федеральной аттестационно-аккредитационной комиссии), на региональном уровне – из органов управления образованием субъектов Российской Федерации, региональных аттестационных центров, государственно-общественных объединений (экспертных комиссий, региональных аттестационных комиссий).
Участие государственно-общественных объединений в деятельности государственно-общественной системы аттестации и контроля качества образования обеспечивает реализацию принципов объективности, коллегиальности, гласности и независимости в принятии решения об аттестации образовательного учреждения".

2. В статье 15 пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Организационно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня (ступени) образования, завершающихся выдачей документов государственного образца об образовании, в соответствии с государственными образовательными стандартами обеспечиваются федеральным (центральным) государственным органом управления образованием с участием федеральной аттестационно-аккредитационной комиссии".

3. В статье 28:
в пункте 8:
исключить слова "аттестация и государственная аккредитация образовательных";
слова "создание независимой от органов управления образованием государственной системы аттестационно-диагностических центров (государственной аттестационной службы) заменить на слова "создание государственно-общественной системы аттестации и контроля качества образования, в том числе государственно-общественных объединений (экспертных комиссий, федеральной аттестацционно-аккредитационной комиссии)";
пункт 23 изложить в следующей редакции:
"23) лицензирование, аттестация и государственная аккредитация по профессиональным образовательным программам образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, научных организаций (учреждений) по программам послевузовского профессионального образования, выдача лицензии на право ведения образовательной деятельности, аттестационного заключения и свидетельства о государственной аккредитации.
Аттестация образовательных учреждений среднего профессионального образования и выдача аттестационного заключения или передача права на ее проведение региональным аттестационным центрам, создаваемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Государственная аккредитация образовательных учреждений среднего профессионального образования и выдача свидетельства о государственной аккредитации или передача права на ее проведение иным государственным органам управления образованием";
дополнить пунктом 24 следующего содержания:
"24) установление критериев аттестации и порядка функционирования государственно-общественной системы аттестации и контроля качества образования".

4. В статье 29:
пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения, лицензирование, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений, за исключением образовательных учреждений высшего профессионального образования по профессиональным образовательным программам, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, научных организаций (учреждений) по программам послевузовского профессионального образования, выдача лицензии на право ведения образовательной деятельности, аттестационного заключения и свидетельства о государственной аккредитации;
аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений среднего профессионального образования, выдача аттестационного заключения и свидетельства о государственной аккредитации в соответствии с переданными полномочиями";
дополнить пунктом 19 следующего содержания:
"19) создание региональных аттестационных центров и государственно-общественных объединений (экспертных комиссий, региональных аттестационных комиссий), обеспечивающих проведение аттестации образовательных учреждений".

5. В статье 33 пункты 18, 19, 20, 21 изложить в следующей редакции:
"18. Государственная аккредитация образовательных учреждений высшего, среднего, начального и дополнительного профессионального образования, а также научных организаций (учреждений) по соответствующим профессиональным образовательным программам проводится федеральным (центральным) государственным органом управления образованием. Право на ее проведение может передаваться в соответствии с законодательством Российской Федерации иным государственным органам управления образованием.
Государственная аккредитация других типов образовательных учреждений проводится государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации. Право на ее проведение может передаваться федеральным государственным органам управления образованием с их согласия.
Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится на основании аттестационного заключения.
19. Аттестация образовательного учреждения проводится по его заявлению или заявлению учредителя (учредителей) федеральным (центральным) государственным органом управления образованием либо региональным аттестационным центром с участием государственно-общественных объединений.
Аттестация проводится не реже одного раза в пять лет. Затраты на проведение аттестации учреждения общего образования оплачиваются его учредителем, учреждения профессионального образования – образовательным учреждением.
Решение о проведении внеочередной аттестации образовательного учреждения принимается федеральной аттестационно-аккредитационной комиссией или региональной аттестационной комиссией в соответствии с их компетенцией на основании мотивированного представления о несоответствии качества образования требованиям государственного образовательного стандарта.
20. Целью и содержанием аттестации образовательного учреждения является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки его выпускников требованиям государственного образовательного стандарта.
Первая аттестация вновь созданного образовательного учреждения может проводиться по его заявлению или заявлению учредителя (учредителей) на этапе первого выпуска обучающихся.
21. Аттестационное заключение может быть обжаловано в суд только в части процедуры аттестации. Образовательное учреждение или учредитель (учредители) вправе подать заявление о повторной аттестации не ранее чем через 12 месяцев с момента получения отрицательного аттестационного заключения".

6. В статье 38:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Федеральный (центральный) государственный орган управления образованием или региональный аттестационный центр в соответствии с установленной компетенцией на основании аттестационного заключения может направить образовательному учреждению, имеющему государственную аккредитацию, требование о приведении качества образования в соответствие с государственным образовательным стандартом (рекламацию)";
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Невыполнение рекламации влечет за собой лишение образовательного учреждения его государственной аккредитации органом, выдавшим свидетельство о государственной аккредитации. Возобновление государственной аккредитации осуществляется в том же порядке, что и ее получение".

7. В статье 49 пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Основанием для предъявления иска является невыполнение рекламации на несоответствие качества образования требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта".

Статья 2.

В отношении аттестации и контроля качества в сфере высшего и послевузовского профессионального образования нормы, установленные Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Статья 3.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент Российской Федерации


Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "Об образовании"" (в части создания государственно-общественной системы аттестации и контроля качества образования)

Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"" направлен на формирование государственно-общественной системы аттестации и контроля качества образования.

До настоящего времени оценка и контроль качества образования проводились структурно разрозненными, нормативно и методически не связанными подразделениями органов управления образованием на федеральном, региональном и местном уровнях власти.

В течение десяти лет после принятия Закона Российской Федерации "Об образовании" не удалось сформировать государственную аттестационную службу. Расчеты показывают, что штат этой службы, включая сеть его территориальных подразделений, должен состоять из более чем 1,5 тысяч государственных служащих. Требуется также материальное обеспечение государственной аттестационной службы, размещение ее центров в разных регионах Российской Федерации. Содержание такой службы по примерным расчетам потребует около 350 млн. рублей в год из средств федерального бюджета. Формирование государственной аттестационной службы в таком виде представляется не выполнимым в ближайшей перспективе.

Действующее законодательство предусматривает, что государственная система аттестации и контроля качества образования должна быть независима от органов управления образованием.

Независимость в части нормативного правового и методического руководства может привести к разрыву между Министерством образования Российской Федерации, проводящим государственную политику в области образования, и органом, оценивающим и представляющим как оперативный, так и долгосрочный анализ реального качества образования, к нарушению прямых и обратных связей в государственном управлении системой образования.

В связи с этим предлагается создать государственно-общественную систему аттестации и контроля качества образования.

При разработке настоящего законопроекта учитывались требования реального обеспечения объективности и независимости аттестации и контроля качества образования, вертикальной интеграции, единства нормативной правовой и методической базы, методов, критериев и средств оценки качества образования в стране, их стандартизации и сертификации. Это позволит повысить уровень и эффективность управления российской системой образования, будет способствовать укреплению единства образовательного пространства страны.

Государственно-общественная система аттестации и контроля качества образования должна представлять собой совокупность взаимодействующих федерального (центрального) государственного органа управления образованием, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, аттестационных центров, государственно-общественных объединений. Система должна обеспечить принятие решения об аттестации, основываясь на принципах объективности, независимости, коллегиальности и гласности.

Система создается на двух уровнях – федеральном и региональном. На федеральном уровне в нее входит Министерство образования Российской Федерации, экспертные и федеральная аттестационно-аккредитационная комиссии.

Задачами Министерства образования Российской Федерации в части аттестации и контроля качества образования являются разработка нормативного правового обеспечения, средств, методов аттестации и контроля качества на всех уровнях (ступенях) образования, организация работы экспертных комиссий по аттестации высших учебных заведений и аттестация государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования федерального ведения и научно-исследовательских организаций (учреждений), реализующих программы послевузовского образования, и контроль качества подготовки их выпускников по завершении каждого уровня (ступени) образования, обеспечение работы федеральной аттестационно-аккредитационной комиссии.

Предлагается также осуществление на федеральном уровне аттестации образовательных учреждений среднего профессионального образования и выдача аттестационного заключения или передача права на ее проведение региональным аттестационным центрам.

Принцип независимости принятия решения на федеральном уровне обеспечивается экспертными комиссиями, которые формируются из представителей образовательных учреждений и общественности. Широкое привлечение экспертов, не находящихся на государственной службе в системе Минобразования России, отсутствие их прямой подотчетности и подконтрольности позволят обеспечить независимый характер процесса аттестации.

Принцип независимости принятия решения обеспечивается также федеральной аттестационно-аккредитационной комиссией, которая формируется из работников учебных заведений, общественности и работает на общественных началах. Задачами этой комиссии являются рекомендации по принятию решения по аттестации, рассмотрение вопросов по государственной аккредитации, определение средств, методов аттестации и контроля качества на всех уровнях (ступенях) образования в соответствии с установленной компетенцией.

Критерии аттестации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На региональном уровне государственно-общественная система аттестации и контроля качества образования состоит из аттестационных центров и региональных аттестационных комиссий, независимых от органов управления образованием. Государственная аккредитация образовательных учреждений соответствующих типов проводится в соответствии с действующим законодательством органами управления образованием субъектов Российской Федерации.

Аттестационные центры создаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и финансируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Принцип независимости принятия решения на региональном уровне обеспечивается созданием аттестационных центров, экспертных комиссий и региональных аттестационных комиссий, независимых от органов управления образованием.

Задачей аттестационных центров является организация работы экспертных комиссий, региональных аттестационных комиссий и аттестация образовательных учреждений всех уровней образования, кроме аттестуемых на федеральном уровне. Задачей экспертных комиссий является проведение аттестационной экспертизы образовательного учреждения и подготовка независимого экспертного заключения о соответствии содержания, уровня и качества подготовки обучающихся требованиям государственного образовательного стандарта. Региональные аттестационные комиссии формируются из числа работников образовательных учреждений, общественности и работают на общественных началах. Задачей региональных аттестационных комиссий является рекомендации по принятию решений об аттестации.

Начиная с 1992 года аттестация образовательных учреждений начального профессионального образования и образовательных учреждений допрофессионального образования осуществляется различными службами, созданными в регионах. Создание аттестационных служб и центров предлагается провести путем реорганизации существующих разрозненных служб оценки и контроля качества образования, структур, обеспечивающих проведение Единого государственного экзамена, действующих в настоящее время на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Предлагаемые изменения потребуют перераспределения финансовых средств без дополнительных расходов.

Затраты на проведение аттестации общеобразовательных учреждений предполагается передать учредителю. Это связано с недостатком у этих образовательных учреждений внебюджетных средств.

Законопроект предусматривает возможность передачи на региональный уровень аттестации образовательных учреждений среднего профессионального образования. Это не повлечет за собой дополнительных финансовых затрат, так как в соответствии с действующим законодательством аттестация образовательных учреждений среднего профессионального образования оплачивается самим образовательным учреждением.

Установление порядка функционирования государственно-общественной системы аттестации и контроля качества образования осуществляется Правительством Российской Федерации.

Вносимые поправки учитывают опыт аттестации и контроля качества образования в России и за рубежом, обеспечивают устранение противоречий между действующим законодательством и существующей практикой.


Финансово-экономическое обоснование проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"" (в части создания государственно-общественной системы аттестации и контроля качества образования)

В Российской Федерации функционирует более 140000 образовательных учреждений различных типов и видов, в том числе:
дошкольные образовательные учреждения – 49981;
учреждения дополнительного образования детей – 8720;
интернаты и детские дома – 3790;
общеобразовательные учреждения – 68075;
учреждения начального профессионального образования – 3893;
учреждений среднего профессионального образования – 2704;
учреждения высшего профессионального образования – 1170;
филиалы учреждений высшего профессионального образования –1500;
учреждения дополнительного профессионального образования – 1225;
учреждения, реализующие программы послевузовского профессионального образования – 800.

В соответствии с Законом "Об образовании" один раз в пять лет образовательное учреждение должно пройти процедуру аттестации.

В законопроекте предлагается создать государственно-общественную систему аттестации и контроля качества образования (далее именуется система) на двух уровнях – федеральном и региональном. На федеральном уровне в нее входит Министерство образования Российской Федерации, экспертные комиссии и федеральная аттестационно-аккредитационная комиссия.

Задачами Минобразования России в части аттестации и контроля качества образования являются:
разработка нормативного правового обеспечения, средств, методов и критериев аттестации и контроля качества на всех уровнях (ступенях) образования;
контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня (ступени) образования;
обеспечение работы федеральной аттестационно-аккредитационной комиссии;
организация работы экспертных комиссий и аттестация высших учебных заведений, образовательных учреждений среднего профессионального образования, государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования федерального ведения и научно-исследовательских организаций (учреждений), реализующих программы послевузовского образования (всего 7399 образовательных учреждений);

В этой связи необходимо в соответствии с установленной компетенцией организовать работу по ежегодной аттестации около 1500 образовательных учреждений.

Для реализаций функций, которые возлагаются на Министерство образования Российской Федерации, целесообразно создать в его структуре Департамент аттестации и контроля качества образования. Департамент может быть создан путем реорганизации Управления лицензирования, аккредитации и аттестации Минобразования России и ликвидации Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России при Минобразовании России. Штатная численность Департамента может быть сформирована за счет существующей штатной численности Управления и передачи в Министерство штатной численности Госинспекции, соответствующей объему ее финансирования.

Входящая в систему на федеральном уровне федеральная аттестационно-аккредитационная комиссия работает на общественных началах, работа экспертных комиссий финансируется за счет образовательных учреждений.

Задачами региональных аттестационных центров, экспертных комиссий и региональных аттестационных комиссий является аттестация образовательных учреждений всех уровней образования, кроме аттестуемых на федеральном уровне. Аттестационные центры создаются в различных организационно-правовых формах и финансируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На региональном уровне в 89 субъектах Российской Федерации аттестацию ежегодно проходят более 26000 образовательных учреждений. Начиная с 1992 года, эта функция выполняется организованными подразделениями органов управления образованием субъектов Российской Федерации или созданными аттестационно – диагностическими центрами (такие центры созданы в 32 субъектах Российской Федерации). Наряду с этим в 46 субъектах Российской Федерации созданы центры, обеспечивающие проведение Единого государственного экзамена, являющегося составной частью контроля качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений. До 2005 года предполагается создание таких центров во всех субъектах Российской Федерации. Они могут стать основой формирования региональных аттестационных центров. Таким образом, создание аттестационных служб и центров предполагается провести путем реорганизации существующих разрозненных служб оценки и контроля качества образования, действующих в настоящее время на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Региональные аттестационные комиссии работают на общественных началах, а работа экспертных комиссий оплачивается образовательным учреждением или учредителем.

Таким образом, принятие настоящего федерального закона по формированию государственно-общественной системы аттестации и контроля качества образования не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.



Ваше мнение о законопроекте

Отзыв на "Проект", процедура аттестации, аккредитации2004-05-27 16:42:14
Представленный «Проект» не несет в себе существенных изменений по сравнению с уже имеющейся системой государственной аттестации и контроля качества образования.
Считаем, что необходимо менять саму процедуру проверок, которая бы отвечала современным требованиям к качеству образования, при этом сама процедура должна быть независимой и объективной. Такие попытки делает Минобразование РФ, но к сожалению четкой технологии пока нет.
Мы предлагаем:
1. Разработать (свести в единое) прежде всего государственную модель образования РФ, которая бы не разрушала, а наоборот укрепляла и способствовала его развитию, при этом учитывалось все положительное, что накопило отечественное и зарубежное образование. Такая модель должна четко прописывать и систему менеджмента качества образования (например, отвечала бы требованиям стандартов серии ГОСТ ИСО 9000-2001 аналог ISO 9000:2000).
На основании общей модели необходимо создать модели образования по специальностям (группам специальностей, направлениям подготовки).
2. После широкого обсуждения специалистами образования и утверждения государственной модели и моделей по направлениям подготовки обучающихся, разработать программы (экспертные системы), которые бы просчитывали все (или отдельные) образовательные процессы любого образовательного учреждения, т.е. являлись бы экспертом в системе менеджмента управления образования и его качества.
Такой путь решения задач образования и его оценка качества в том или ином образовательном учреждении был бы независимым, объективным и не затратным.
СПбГПМА
 
Финансирование лицензирования, аттестации, аккредитации 2004-05-24 10:14:29
Как бы мы не перестраивали систему, но добиться истинной независимости выше указанных процедур невозможно, если эти процедуры оплачиваются образовательным учреждением! Ещё хуже, если на этом принципе строится окупаемость органов, проводящих эти процедуры.
Покупать лицензии, аттестаты, свидетельства даже за символическую цену - это свидетельство несостоятельности государственных органов образования. Отсюда - все эти процедуры в лучшем случае носят формальный характер, в худшем - дают повод для для злоупотреблений.
Лисненко Юрий Петрович, ректор ГРОЦ Росатома России
 
Финансирование проекта2003-09-15 15:29:09
Раздувание министерства и финансов, идущих в него, вместо финансирования самих учебных заведений. Все подобные реорганизации всегда приводили только к этому.
Д.Е. Бурланков
 
 
Тема:
 

   
 
Ваше мнение:
 

    

 
Подпись:
 

   
 

   
 
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin