Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации""
(в части запрета демонстрации в телепрограммах актов насилия)

Статья 4 Закона РФ "О средствах массовой информации" – "Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации" – пользуется повышенным вниманием со стороны субъектов законодательной инициативы. Даже в рамках данной сессии рассматриваемый законопроект – уже второе предложение внести в текст статьи определенные изменения и дополнения – разумеется, в сторону ограничения. Напомним, что названная статья устанавливает недопустимость использования СМИ в целях совершения преступлений или экстремистской деятельности, разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну того или иного вида, пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости, распространения методов разработки, изготовления, использования наркотических и психотропных средств, запрещается использование скрытых вставок, оказывающих влияние на подсознание людей или вредное воздействие на их здоровье. Авторы законопроекта предлагают установить запрет на показ в теле-, видео- и кинохроникальных программах не только сцен актов насилия и издевательств над людьми и животными, но и трупов людей.

Проанализируем данную инициативу, разделив ее на несколько составляющих. Запрет показа в вышеперечисленных программах актов насилия и издевательств над людьми и животными, на наш взгляд, дублирует содержащийся в действующей редакции данной статьи запрет на распространение передач, пропагандирующих культ насилия и жестокости. По мнению Правового управления Государственной Думы, эта норма на практике не работает – очевидно, с того момента, как был декриминализован соответствующий состав предыдущего Уголовного кодекса (в УК РСФСР 1960 года действовала статья 228.1 "Изготовление или распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости", и закон "О СМИ" был принят еще "при жизни" этого состава преступления). Не проводя соответствующие исследования, трудно сказать, насколько эффективно работала указанная норма закона о СМИ с момента вступления его в силу до принятия нового Уголовного кодекса РФ, который уже не предусматривал уголовную ответственность за изготовление или распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости, и как именно изменилась ситуация после отмены уголовной ответственности за это деяние. Очевидно, однако, что эффективность работы нормы может быть достигнута не введением в действующую редакцию дополнения, в котором отсутствует элемент новизны, а установлением определенной ответственности за неисполнение данной нормы – причем необязательно уголовной.

Предложение запретить в вышеназванных программах показ "трупов людей", а также публикацию фотографий "трупов людей" в периодических печатных изданиях повергает в замешательство, а предпринятая нами попытка вычленить рациональное зерно данной законодательной инициативы положительных результатов не дала. Позитивный эффект введения такого запрета неочевиден, а вот отрицательный может превзойти все ожидания, и ситуация будет доведена до абсурда. Ведь подобный запрет коснется не только новостных программ и передач на криминальные темы. Он будет распространяться, например, на публикацию фотографий неопознанных покойников с целью их идентификации. А как тогда быть с военными хрониками? Там же сплошные трупы! И какая судьба в таком случае ждет фильм Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм" – общепризнанный шедевр мирового кинематографа? По поводу возможности показа в такого рода программах мумий египетских фараонов или тела В.И.Ленина в Мавзолее тоже масса вопросов – это ведь тоже "трупы людей"! Представляется, что подобное стремление уберечь наши нежные души неизбежно обернется жесточайшей цензурой, грубыми нарушениями и жесткими ограничениями свободы распространения информации.

Лучшая часть данного законопроекта – это предложение запретить в период с 8 часов утра до 22 часов вечера "показ художественных фильмов, в которых демонстрируются способы подготовки и совершения убийств, а также дается положительная оценка людям, совершающим акты насилия над другими людьми". В эту категорию, помимо фильмов ужасов и боевиков, которые, вероятно, имели в виду авторы законопроекта, определенно попадают фильмы о Шерлоке Холмсе и мисс Марпл, "Семнадцать мгновений весны" и "Место встречи изменить нельзя", и еще многие-многие прекрасные киноленты. Авторы законопроекта наверняка и не предполагали, что по их логике людьми, совершающими акты насилия над другими людьми, безусловно, станут и доблестные красноармейцы (ибо редкий красноармеец умудрился избежать актов насилия над другими людьми, воюя на полях гражданской войны), и молодогвардейцы, и герои-пионеры. Даже герои экранизированных русских сказок, периодически кого-то убивающие или совершающие акты насилия во имя достижения бесспорно благой цели, тоже вынуждены будут переехать в ночной эфир. Так что по причине полной терминологической размытости рассматриваемого законопроекта под это определение будет попадать подавляющее большинство художественных фильмов, не имеющих ни малейшего отношения к пропаганде культа насилия и жестокости.

В начале октября текущего года на сайте www.ntv.ru появилась информация, что в школах штата Техас, США, ученикам запретили читать ряд книг, в том числе "1984" Джорджа Оруэлла и "Питера Пэна" Джеймса Барри. Комментировать этот запрет мы не будем – все понятно и без комментариев. Запрет, предлагаемый отечественными законодателями, – близкий родственник запрета, введенного доблестными техасскими педагогами. И как тут не скорбеть об отсутствии в Конституции Российской Федерации принципа дисконтинуитета, в соответствии с которым законопроекты, работа над которыми не завершена, не могут быть перенесены с одной сессии на другую. Это позволило бы свести к минимуму количество непроработанных и изобилующих юридико-техническими погрешностями законодательных инициатив, выносимых на рассмотрение Государственной Думы. В их числе тогда бы не оказался и внесенный еще в октябре 2002 года рассматриваемый законопроект, нуждающийся в кардинальной переработке и в нынешнем его виде не заслуживающий позитивной оценки.


Экспертное заключение подготовлено Фондом развития парламентаризма в России в октябре 2004 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin