Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Пояснительная записка
Заключение Правового управления Аппарата ГД

Экспертные заключения
Ваше мнение о законопроекте

Проект федерального закона
"О внесении дополнения в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"" (в части запрета демонстрации в телепрограммах актов насилия)

№ 257111-3, вносится депутатами Государственной Думы В.В. Гальченко и Г.И. Райковым

(внесен 31.10.2002, первое чтение планируется на 27.10.2004 (в резерв))

Статья 1.

Дополнить статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 ("Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета" от 13.02. 1992, № 7, ст. 300; в редакции Федеральных законов от 13.01.1995 № 6-ФЗ; от 06.06.1995 № 87-ФЗ; от 19.07.1995 № 114-ФЗ; от 27.12.1995 № 211-ФЗ; от 02.03.1998 № 30-ФЗ; от 20.06.2000 № 90-ФЗ; от 05.08.2000 № 110-ФЗ; от 04.08.2001 № 107-ФЗ; от 21.03.2002 № 31-ФЗ; от 25.07.2002 № 116-ФЗ; 25.07.2002 № 112-ФЗ) новыми абзацами следующего содержания:
"Запрещается показ в теле-, видео-, кинохроникальных программах трупов людей, сцен актов насилия и издевательств над людьми и животными, а также публикация фотографий трупов людей и указанных сцен в периодических печатных изданиях.
В период с 8 часов утра до 22 часов вечера запрещается показ художественных фильмов, в которых демонстрируются способы подготовки и совершения убийства, а также дается положительная оценка людям, совершающим акты насилия над другими людьми".

Статья 2.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации""

Трудно переоценить влияние средств массовой информации на мировоззрение, убеждения, мысли и настроения людей. В наибольшей степени это касается телевидения, являющегося самым массовым и наиболее влиятельным средством массовой информации. Несомненно, нельзя считать СМИ только средствами информирования и развлечения, сбрасывая со счетов их огромный воспитательный и пропагандистский потенциал. А потому, при создании законодательства, регулирующего работу средств массовой информации, было бы неправильно рассматривать их только как коммерческие организации, забывая об их огромной роли в обществе и государстве. Самоустранение государства и общества от влияния на средства массовой информации может иметь катастрофические последствия. Декларированная свобода СМИ оборачивается их социальной безответственностью.

Ситуация, сложившаяся сегодня в России, является ярким примером социальной безответственности СМИ, возникшей при попустительстве государства. Наиболее популярным жанром художественных фильмов стали детективы и боевики. В каждом из них убивают и калечат множество людей. По сути дела ТВ создает новую реальность, в которой убийства и насилие становятся едва ли не нормой жизни и уже ни у кого не вызывают ни страха, ни отвращения. Согласно статье 21 Конституции Российской Федерации "2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию". Конституция требует уважения к человеческой личности. Однако, вряд ли эти нормы будут соблюдаться, если ежедневно с экранов гражданам демонстрируют допустимость насилия над личностью. И дело тут даже не в идеологии демонстрируемых фильмов и передач. Да, на экранах немало фильмов, воспевающих антисоциальных, склонных к криминалу героев, а иногда – и откровенных бандитов. Даже если основная идея фильма глубоко гуманна, но по ходу развития сюжета, во имя благих целей или в ходе борьбы добра со злом совершаются массовые убийства и насилия, такой фильм все равно калечит человеческие души, ибо превращает убийство из преступления в "проходной" эпизод.

На теме насилия и чрезвычайных происшествий паразитирует немало печатных изданий. Они не только подробно описывают различные случаи и формы насилия над личностью, но и охотно иллюстрируют статьи фотографиями трупов. Однако, если при покупке газет, у граждан есть свобода выбора, то телевидение такой свободы своим зрителям не оставляет. Практически в любое время дня и ночи телезритель может наткнуться на фильм или передачу, где подробно и последовательно демонстрируется процесс подготовки к убийству, само убийство, издевательства над людьми и страдания жертв.

Насилие, преступления и катастрофы становятся излюбленной темой не только художественных и документальных фильмов, но и новостных передач. В погоне за сенсацией новости охотно освещают практически все происходящие в стране катастрофы, даже если их масштаб ограничен и последствия никак не сказываются на жизни подавляющего большинства граждан страны. Чрезвычайные происшествия, как правило, становятся главной новостью дня. При этом обычная, повседневная жизнь страны освещается крайне скупо и нерегулярно (за исключением, разве что репортажей о деятельности властей). Из теленовостей практически невозможно узнать об успехах или проблемах отдельных отраслей нашей промышленности или темпах сбора урожая. После просмотра новостей создается впечатление, что в стране не происходит ничего, кроме убийств, техногенных катастроф и политических скандалов. Разумеется, такой взгляд на мир и ситуацию в стране не порождает у людей ничего кроме пессимизма и депрессии.

В связи с вышеизложенным, настоящий проект федерального закона предлагает установить запрет на показ в теле-, видео-, кинохроникальных программах трупов людей, сцен актов насилия и издевательств над людьми и животными, а также на публикацию фотографий трупов людей и указанных сцен в периодических печатных изданиях.

Кроме того, предлагается запретить в период с 8 часов утра до 22 часов вечера показ художественных фильмов, в которых демонстрируются способы подготовки и совершения убийства, а также дается положительная оценка людям, совершающим акты насилия над другими людьми.


Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы по проекту федерального закона № 257111-3 "О внесении дополнения в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"" (1 чтение)

Правовое управление Аппарата Государственной Думы рассмотрело вышеназванный законопроект, внесенный депутатом Государственной Думы В.В. Гальченко, и сообщает следующее.

Законопроектом предлагается запретить показ в средствах массовой информации "сцен актов насилия", "издевательств над людьми и животными", "трупов людей", а с 8 часов утра до 22 часов вечера запретить показ фильмов, демонстрирующих "способы подготовки и совершения убийства" и т.д.

Если исходить из пояснительной записки к законопроекту, то можно согласиться с позицией разработчиков о том, что государство в соответствии с имеющимися полномочиями, основанными на Конституции Российской Федерации, обязано должным образом урегулировать отношения в области средств массовой информации, в том числе с учетом социальных последствий восприятия распространяемой информации. Вместе с тем, если вести речь о содержании представленного законопроекта, то он, на наш взгляд, нуждается в дополнительной юридической доработке.

Проект не раскрывает вводимые им термины (определение их понятий) ("акт насилия", "издевательство" и др.), не детализирует (не конкретизирует) предлагаемые ограничения для средств массовой информации, что позволяет неоднозначно толковать его положения.

Кроме того, попытка внесения запретов только в статью 4 Закона о СМИ, где идет речь о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации, без внесения изменений и дополнений и в иные статьи этого Закона, устанавливающие, например, обязанности журналистов, редакций, издательств и др. (статьи 49, 56 и др.), а также в иные законодательные акты Российской Федерации, устанавливающие наказание за противоправные деяния, не достигнет той цели, которая ставится законопроектом.

В целом следует отметить, что с момента принятия Закона о СМИ (1991 год) статья 4 неоднократно дополнялась и изменялась положениями о запрете использования средств массовой информации в тех или иных целях. Данной статьей Закона о СМИ уже предусмотрен запрет на использование средств массовой информации для распространения передач, пропагандирующих культ насилия и жестокости, однако, указанная норма на практике не работает, и есть основание это связывать именно с отсутствием ответственности за ее нарушение.

С учетом изложенного полагаем, что поскольку в настоящее время ведется работа по подготовке изменений Закона о СМИ в целом, затронутые законопроектом проблемы могли бы быть доработаны и рассмотрены в рамках этого общего законопроекта.

Начальник Управления Г.П. Ивлиев



Ваше мнение о законопроекте

 
Тема:
 

   
 
Ваше мнение:
 

    

 
Подпись:
 

   
 

   
 
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin