Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

О Совете при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства

Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), является консультативным органом при Президенте РФ, призванным обеспечивать взаимодействие между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, общественными объединениями, научными учреждениями и организациями при рассмотрении вопросов, связанных с совершенствованием гражданского законодательства.

Совет образован в соответствии с Указом Президента РФ от 5 октября 1999 г. № 1338 (Собрание законодательства РФ, 1999, № 41, Ст. 4904), которым утверждено Положение о Совете и его состав.

Председателем Совета утвержден председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, член-корреспондент РАН В.Ф. Яковлев. В состав совета вошли руководители всех высших судебных органов и прокуратуры, представители Государственной Думы и Совета Федерации, сотрудники администрации Президента РФ и аппарата Правительства РФ, специалисты ведущих научных учреждений страны – Всероссийской академии внешней торговли, Института государства и права РАН, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Исследовательского центра частного права, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Уральской государственной юридической академии. В составе Совета – академик РАН, член-корреспондент РАН, 16 докторов и 5 кандидатов наук, 14 профессоров, 9 заслуженных юристов РФ и 5 заслуженных деятелей науки РФ.

Приоритетными задачами Совета является подготовка предложений Президенту РФ о государственной политике в сфере гражданского законодательства и основных направлениях ее совершенствования; экспертиза проектов федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК) и проектов других федеральных законов в сфере гражданского законодательства; анализ практики применения ГК и подготовка предложений о внесении в него необходимых изменений и дополнений.

Для осуществления возложенных на него функций Совету предоставлено право запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от органов государственной власти, общественных объединений, научных учреждений и организаций; привлекать для осуществления отдельных работ научные учреждения и организации, а также ученых и специалистов; взаимодействовать с соответствующими комитетами палат Федерального Собрания РФ, подразделениями Администрации РФ, Аппарата Правительства РФ, Конституционным, Высшим Арбитражным и Верховным Судами РФ, а также с Министерством юстиции РФ.

Функции Секретариата Совета, а также организационное и информационное обеспечение деятельности Совета возложены на Исследовательский центр частного права.

Совет проводит экспертизу подготовленных для рассмотрения или представленных в Государственную Думу проектов федеральных законов в сфере гражданского законодательства. В 1999–2003 гг. заключения готовились по просьбе Конституционного Суда РФ, Правительства РФ, Минатома России, Минимущества России, МПТР России, Комитета Государственной Думы по законодательству, Главного государственно-правового управления Президента РФ, Экономического управления Президента РФ. Экспертные заключения на проекты федеральных законов в сфере гражданского законодательства и другие решения Совета носят рекомендательный характер. В соответствии с п. 9 Положения о Совете, экспертные заключения Совета направляются Президенту РФ, в палаты Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, руководителям соответствующих подразделений Администрации Президента и в Министерство юстиции РФ.

С ноября 1999 г. по июнь 2003 г. состоялось пятнадцать заседаний Совета, на которых было обсуждено и принято 36 экспертных заключений. Предметом указанных заключений были проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в ГК и другие законы по вопросам, касающимся исковой давности, очередности удовлетворения требований кредиторов, статуса хозяйственных обществ и товариществ, крестьянских (фермерских) хозяйств и унитарных предприятий, содержания права хозяйственного ведения и права оперативного управления; договоров энергоснабжения, поставки продукции для государственных нужд, жилищного найма, банковского счета, страхования, коммерческой концессии, обязательств вследствие причинения вреда.

Советом уделяется первостепенное внимание разработке основополагающего акта гражданского законодательства – Гражданского кодекса РФ. Предложения, выработанные Советом относительно наиболее целесообразного содержания разделов части третьей ГК, были поддержаны Президентом РФ при внесении этого проекта в Государственную Думу в 2001 г.

Советом образованы рабочие группы, разрабатывающие концепции развития основных отраслей гражданского законодательства – о юридических лицах, недвижимом имуществе, обязательственном праве – которые должны составить основу предложений Президенту РФ о государственной политике в сфере гражданского законодательства и основных направлениях его совершенствования.

В заседаниях Совета принимали участие представители Администрации Президента РФ, Государственной Думы, Аппарата Правительства, Минимущества, Минкультуры, Минобороны, Минпромнауки, Минсельхозпрода, Минюста, МПТР, Роспатента, Российского общества по управлению правами исполнителей (РОУПИ), Московского областного суда, Санкт-Петербургского государственного университета, Кафедры ЮНЕСКО по интеллектуальной собственности, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова, Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), общественных и научных организаций.

Деятельность Совета неоднократно освещалась в журналах "Российская юстиция", "Законодательство и экономика", газете "ЭЖ-юрист".

Указ Президента Российской Федерации "О Совете при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства"

В целях приведения гражданского законодательства в соответствие с потребностями экономики и общественной жизни и его дальнейшего совершенствования постановляю:
1. Образовать Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.
2. Утвердить прилагаемые Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и его состав.
3. Исследовательскому центру частного права в 2-месячный срок подготовить и представить в Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства предложения об основных направлениях осуществления в 2000–2005 годах Программы "Становление и развитие частного права в России", одобренной Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 1994 г. № 1473.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации
Б. Ельцин

Москва, Кремль
5 октября 1999 года
№ 1338


Утверждено
Указом Президента
Российской Федерации
от 5 октября 1999 г. № 1338

Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства

1. Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее именуется Совет) является консультативным органом при Президенте Российской Федерации, обеспечивающим взаимодействие между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями, научными учреждениями и организациями при рассмотрении вопросов, связанных с совершенствованием гражданского законодательства.

2. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Положение о Совете и его состав утверждаются Президентом Российской Федерации.

4. Основными задачами Совета являются:
подготовка предложений Президенту Российской Федерации о государственной политике в сфере гражданского законодательства и основных направлениях его совершенствования;
экспертиза проектов федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и проектов других федеральных законов в сфере гражданского законодательства;
анализ практики применения Гражданского кодекса Российской Федерации и подготовка предложений о внесении в него необходимых изменений и дополнений;
подготовка предложений федеральным органам государственной власти о разработке проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов в сфере гражданского законодательства, в том числе предложений по планам законопроектных работ федеральных органов государственной власти, с определением при необходимости проектов, подлежащих разработке в приоритетном порядке.

5. Совет для осуществления возложенных на него основных задач имеет право:
запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, научных учреждений и организаций;
пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти;
приглашать на свои заседания должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представителей общественных объединений, научных учреждений и организаций;
привлекать в установленном порядке для осуществления отдельных работ научные учреждения и организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
взаимодействовать в установленном порядке с соответствующими комитетами палат Федерального Собрания Российской Федерации, с самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, а также с Министерством юстиции Российской Федерации.

6. Совет формируется в составе председателя Совета, заместителей председателя Совета и членов Совета.

Председатель Совета, его заместители и члены Совета участвуют в работе Совета на общественных началах.

7. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца.

Заседание Совета правомочно, если на нем присутствует не менее половины членов Совета.

8. Решения Совета принимаются простым большинством голосов участвующих в его заседании членов Совета и оформляются протоколом, который подписывает председатель Совета.

9. Экспертные заключения на проекты федеральных законов в сфере гражданского законодательства и другие решения Совета носят рекомендательный характер.

Экспертные заключения Совета направляются Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, а также руководителям соответствующих подразделений Администрации Президента Российской Федерации и в Министерство юстиции Российской Федерации.

По решению Совета экспертные заключения публикуются в печати.

Порядок проведения Советом экспертизы проектов федеральных законов в сфере гражданского законодательства и подготовки экспертных заключений определяется положением, принимаемым на заседании Совета.

10. Функции секретариата Совета, а также организационное и информационное обеспечение его деятельности осуществляет Исследовательский центр частного права.

11. Материально-техническое и транспортное обеспечение деятельности Совета осуществляют соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации и Управление делами Президента Российской Федерации.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin