Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Экспертное заключение Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства по вопросам, связанным с проверкой конституционности пункта 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации

Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства по просьбе ряда членов Совета рассмотрел на заседании 16 ноября 2000 г. Заключение Исследовательского центра частного права от 23 октября 2000 г. по вопросам, связанным с проверкой конституционности пункта 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК).

В результате обмена мнениями, состоявшегося на заседании Совета, и выяснения путем опроса мнения отсутствовавших членов Совета, Совет пришел к следующим выводам.

1. В пункте 2 статьи 1070 ГК (последняя фраза) установлено специальное условие ответственности государства за вред, причиненный при осуществлении правосудия. Особенность возлагаемой на государство обязанности возместить такой вред заключается в том, что вина судьи в причинении вреда, во-первых, не предполагается, а должна быть доказана потерпевшим, и, во-вторых, ее доказывание допускается с помощью лишь определенного доказательства – "приговора суда, вступившего в законную силу".

В соответствии с процессуальным законодательством законом могут быть предусмотрены случаи, в которых обстоятельства дела "должны быть подтверждены определенными средствами доказывания" (ст. 54 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, см. также ст. 57 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

2. Норма, установленная в последней фразе пункта 2 статьи 1070 ГК относится только к случаям причинения вреда при отправлении "правосудия" в собственном смысле слова, то есть в результате принятия таких актов судебной власти, которыми завершается процесс и в которых находит выражение воля государства разрешить дело, отнесенное к ведению суда.

Этот вывод следует из толкования рассматриваемой нормы в контексте всей главы 59 ГК и из прямого указания в ней на вину "судьи", а не вообще должностных лиц судебных учреждений.

В связи с этим следует указать на неточность первой фразы пункта 2 статьи 1070 ГК, в которой устанавливается ответственность на общих основаниях за вред, вызванный незаконной деятельностью органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры, если этот вред не подпадает под действие пункта 1 статьи 1070 ГК. В числе перечисленных в этой норме следовало бы назвать и суд, имея в виду причинение вреда незаконными действиями должностных лиц судебных учреждений вне осуществления правосудия.

3. Введение в ГК специальных условий ответственности за вред, причиненный при осуществлении правосудия, объясняется особыми условиями отправления этой функции государственной власти (состязательность процесса, отсутствие необходимой для принятия решения информации, большая свобода судебного усмотрения и др.), а также особым порядком ревизии актов судебной власти, который не может быть заменен оспариванием судебных актов путем предъявления деликтных исков.

4. Норма, установленная в последней фразе пункта 2 статьи 1070 ГК, не противоречит статье 53 Конституции Российской Федерации, так как конституционная норма не решает всех вопросов, ответ на которые необходим, чтобы возложить на государство ответственность за причиненный вред или отказать в его возмещении. Статья 53 Конституции Российской Федерации должна применяться в сочетании с конкретными нормами гражданского законодательства, восполняющими отсутствующие в статье 53 условия ответственности государства.


Экспертиза подготовлена Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства в ноябре 2000 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin