Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

"Новая газета" – 24.02.2003
"АиФ" – 26.02.2003
"Комсомольская Правда" – 26.02.2003

Самоуправление не за горами

(опубликовано "Новая газета", 24.02.2003)

В четверг региональная общественная организация "Открытая Россия" провела экспертный семинар на тему "Местное самоуправление и федерализм в России: перспективы законотворчества".

На "круглом столе" обсуждались проблемы актуальности реформы местного самоуправления и федеративных отношений и разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления.

Участники обсуждения так и не пришли к единому мнению по этому вопросу. Дать однозначную оценку этой реформе было сложно. Все признают, что в реформе много недостатков, над которыми надо работать.

Леонид Рокецкий, первый заместитель председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Совета Федерации ФС РФ, поддерживает этот закон, но признает, что у него есть ряд недоработок.

Например, его не устраивает ситуация с подоходным налогом в регионах. Он считает, что "все 100 процентов налогов должны поступать в местный бюджет. Тогда на местах будет хоть какой-то доход и люди начнут понимать, что они сами должны платить за ремонт своей котельной".

Главная задача законопроекта "О местном самоуправлении" – создать прозрачность работы местных органов власти. По мнению Андрея Замотаева, начальника отдела по проблемам местного самоуправления администрации президента РФ, "должны быть введены институты публичных слушаний, на которых должны обсуждаться принятие бюджета и отчет о том, на что были потрачены деньги".

Многие губернаторы против введения этого закона, а "без них ничего не выйдет", считает Леонид Рокецкий. Но пока что передел власти еще не начался, губернаторы не беспокоятся. У них еще есть время до 2007 года, пока будет длиться переходный период.

В целом же законопроект можно признать соответствующим Конституции и не требующим серьезной переработки.

Анна Левина


Властью велено делиться

(опубликовано "АиФ", 26.02.2003)

На прошлой неделе Госдума приняла в первом чтении президентский пакет законопроектов об организации госвласти в регионах и о местном самоуправлении.

В результате власть должна строго разделиться на уровни – федеральный, региональный и муниципальный – и поделить между собой функции и полномочия. По словам заместителя руководителя президентской администрации Д. Козака, основного идеолога и автора этих законопроектов, "каждый чиновник – от федерального до муниципального – будет четко знать круг своих обязанностей, за неисполнение которых помимо политической ответственности законопроектами предусмотрена юридическая".

Накануне голосования в Госдуме общественная организация "Открытая Россия" совместно с Фондом развития парламентаризма в России также провела экспертное обсуждение этих законов. Представители Совета Федерации, Госдумы, Минэкономразвития, Минфина, Конституционного суда, Института государства и права РАН, Московской государственной юридической академии обсуждали проблемы местного самоуправления и федерализма в России.

Участники дискуссии были едины: президентский пакет законопроектов об организации госвласти в регионах и о местном самоуправлении позволит жителям регионов контролировать работу чиновников и следить за тем, как расходуются и на что идут деньги налогоплательщиков. Как заметил участвовавший в дискуссии Л. Рокецкий, 1-й зампред Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, "это переворот в сознании всех граждан, а не только чиновников и начальников".

Представитель Центра фискальной политики В. Черников сказал, что предусмотренное в законе положение о назначении на должность главы местной администрации по контракту "снимает с местного самоуправления проблему непрофессионализма".

Однако многие говорили и о пробелах, которые есть в законопроекте о местном самоуправлении. В частности, недооценке особого статуса таких городов, как Москва и Петербург, а также о том, что новый закон заставляет менять систему местного самоуправления, которая уже сложилась в ряде регионов РФ.

Некоторые участники дискуссии высказывались за то, что закон о местном самоуправлении нельзя рассматривать без внесения поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы, поскольку он меняет саму схему межбюджетных отношений в стране.

"В законе говорится о том, что государство не может сбрасывать вниз полномочия без средств на их выполнение, что необходимо налоги на имущество, на землю, часть подоходного налога и другие закрепить за муниципалитетами, как это сделано во всем мире. А сегодня в бюджетах городов и сел лишь 10% собственных доходов! Все остальное – отчисления от федеральных налогов и субвенций, дотации ... Реформа должна поменять эту несправедливую ситуацию. Но только после того, как будут приняты соответствующие поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы. А они – на стадии разработки", – заметил по этому поводу В. Мокрый, председатель Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления.

А по итогам экспертного обсуждения организаторы "круглого стола" направили в Госдуму свои предложения по совершенствованию проекта Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Татьяна Сергеева


Кто поможет депутату?

(опубликовано "Комсомольская Правда", 26.02.2003)

В четверг общественная организация "Открытая Россия" и Фонд развития парламентаризма в России в рамках совместного проекта "Законотворчество" провели очередной "круглый стол".

Задача этого мероприятия, как и предыдущих, – помочь законодателям в работе. Группа экспертов в открытой дискуссии обсуждает те законодательные инициативы, с которыми власти страны должны выступить в ближайшее время, и, что важно, оценивает их до того, как новый закон вступит в силу.

Темой последнего "круглого стола" стал законопроект о местном самоуправлении. Егор Дорошенко, эксперт Фонда парламентаризма, в частности, обратил внимание на глобальную значимость необходимых перемен в российском самоуправлении. Виталий Черников, главный консультант по вопросам местного самоуправления Центра фискальной политики, проиллюстрировал неточности в формулировках, касающихся выборов местных депутатов и глав местного самоуправления. Алексей Александров, первый заместитель начальника Управления по связям с органами законодательной и исполнительной власти города Москвы, откровенно заявил, что в настоящий момент ни один субъект РФ не готов к выполнению закона о самоуправлении. Также он рекомендовал обязательно учитывать особенности разных регионов России.

В дискуссии было немало поводов для споров, однако с некоторыми моментами соглашались все участники. Цель нового закона – обеспечение политической и экономической самостоятельности местного самоуправления и повышение ответственности местного самоуправления перед гражданами. Иными словами – создать в России местное самоуправление, ибо на сегодняшний день в масштабе всей страны местное самоуправление как таковое фактически отсутствует.

За "круглым столом" говорилось о том, что важное достижение законопроекта – перенос акцентов правового регулирования в отношении местного самоуправления с регионального уровня на федеральный. Что авторами законопроекта представлена и разработана уникальная система межбюджетных отношений: она имеет свои достоинства и недостатки, но в целом способна работать.

В процессе дискуссии многие эксперты обращали внимание друг друга на массу неточностей, вплоть до арифметических парадоксов, к которым может привести голосование в некоторых районах.

В результате оказалось, что даже 2–3-часовое обсуждение специалистами одной проблемы способно намного повысить приемлемость законопроекта, сделать его рабочим. Очевидно, что такая практика нашим законотворцам только на пользу.

Михаил Горшков



   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin