Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

"Время МН" – 27.03.2003
"Независимая газета" – 27.03.2003
"Газета" – 27.03.2003
"Российская газета" – 27.03.2003

В Госдуме не могут побороть коррупцию

(опубликовано "Время МН", 27.03.2003)

Согласно регламенту Госдумы, в апреле должен быть вынесен во второе, то есть основное, чтение проект федерального закона "О противодействии коррупции", инициированный группой депутатов.

Однако, как выяснилось вчера во время обсуждения перспектив российского антикоррупционного законодательства, организованного общественной организацией "Открытая Россия" совместно с Фондом развития парламентаризма, законопроект вообще может быть снят с повестки дня.

"Мы не знаем, будем ли мы его вообще выносить", – говорит один из его авторов, Александра Баскаев. Причина в том, что законопроект получил резко отрицательные заключения правительства и правового управления администрации президента.

– Причем в одном случае говорится о том, что законопроект носит излишне карательный оттенок, в другом – что, наоборот, носит декларативный характер, – разводит руками депутат. – Я не склонен отрицать недостатки, у нас уже более сотни поправок к проекту. Но надо же с чего-то начинать!

Что примечательно, в данном случае с президентом и правительством в большинстве своем оказались солидарны и независимые эксперты. Так, по мнению Егора Дорошенко, юриста Фонда развития парламентаризма в России, предложенный законопроект не содержит самого главного. То есть законодательного определения самого понятия "коррупция" и ее специальных признаков. А предложенные принципиально новые меры крайне сомнительны с точки зрения реализации или уже прописаны в действующем законодательстве. Например, практическая эффективность предлагаемого Национального совета при президенте по противодействию коррупции (в теории он должен заниматься мониторингом законодательства, готовить предложения по его совершенствованию и пр.) выглядит крайне сомнительной хотя бы по причине полной неопределенности статуса этого органа и его полномочий.

– Закон пустой, и его можно было бы считать безобидным, – говорит президент фонда "Индем" Георгий Сатаров, – если бы не одно "но". В условиях, когда коррупция является нормой, а не исключением, любые меры ограничительного характера будут приводить к одному: росту коррупции. Например, законопроект предлагает ликвидировать юридическое лицо при наличии достаточных оснований полагать, что оно причастно к совершению коррупционного правонарушения. Вы видели хоть одного предпринимателя, который не дает взяток? Это же новый инструмент конкурентной борьбы. И еще какой – с учетом специфики нашей судебной системы! Проще говоря, в основе борьбы с коррупцией должна лежать четко сформулированная государственная политика. А закон – лишь инструмент для реализации этой политики и сам по себе к положительному эффекту не приведет.

Внятной государственной политики в этой области явно не наблюдается – не случайно в последние годы "проваливались" все законодательные инициативы в области противодействия коррупции – а сколько их было, и не счесть.

– Мне кажется, с точки зрения антикоррупционного законодательства сейчас более важен новый закон "О государственной службе", потому что ситуация не изменится до тех пор, пока не изменится система государственной службы, – говорит зампред комитета по региональной политике Госдумы Владимир Лысенко. – И мы с жадностью читали внесенный недавно президентом законопроект ... Увы, обнаружили, что сохраняется та же система.

Анастасия Корня


Антикоррупционеры борются между собой.
Законопроект о борьбе с лихоимством эксперты сочли пустым и вредным

(опубликовано "Независимая газета", 27.03.2003)

Принятый Госдумой в первом чтении закон "О противодействии коррупции" подвергся ожесточенной критике со стороны ряда депутатов, политологов и правоведов. Вчера на круглом столе, организованном Фондом развития парламентаризма в России, политолог Георгий Сатаров заявил, что в подобном виде закон не противодействует, а стимулирует коррупцию. И пригрозил: если этот вариант закона будет все-таки принят, то накануне выборов фонд "ИНДЕМ" опубликует поименный список депутатов, проголосовавших "за".

Ранее по думским кабинетам долгое время гулял другой антикоррупционный закон, известный как "проект Лопатина – Максимова", также раскритикованный "индемовцами". Теперь Сатаров вспомнил о нем, назвав его "реально антикоррупционным", и заявил, что для него является загадкой, почему Госдума приняла к рассмотрению другой законопроект, "явно пустой и даже вредный". По мнению политолога, в предложенном документе содержатся нормы, позволяющие создать условия нечестной конкурентной борьбы, разумеется, с использованием "заинтересованных" чиновников. В итоге Сатаров вообще завел участников обсуждения в тупик, заявив, что в российских условиях тотальной коррумпированности (только "бытовое" взяточничество за год выросло на 70%) любые ограничительные нормы будут приводить к росту коррупции. И, подкрепив интригу паузой, все-таки подсказал депутатам, как выйти из замкнутого круга: "Необходимы законодательные нормы для предупреждения коррупции".

Из речи зампреда думского комитета по делам Федерации и региональной политике Владимира Лысенко следовало, что бороться с коррупцией возможно только всем миром, а не при помощи одних законов. Что бы ни придумывали законодатели, "юркие" люди всегда найдут лазейку: "Вот сейчас мой коллега в Госдуме не может уволить своего помощника. Тот показательно бездельничает, умело прикрываясь Законом о госслужащих".

Более конкретно прозвучали предложения зампреда комитета по госстроительству ГД Асламбека Аслаханова. Депутат считает, что антикоррупционные законодательные нормы должны быть представлены целым пакетом различных законов.

От этих оценок и пожеланий коллег депутат Аркадий Баскаев, один из соавторов этого законопроекта, так расстроился, что, похоже, засомневался, стоит ли теперь вообще предлагать этот документ ко второму чтению. "Закон нуждается в серьезной доработке, – признал депутат. – Но надо же с чего-то начинать".

Валерий Цыганков


"Пыль в глаза и одна видимость"

(опубликовано "Газета", 27.03.2003)

Дума провалит законопроект "О противодействии коррупции". Антикоррупционный законопроект, внесенный депутатом Аркадием Баскаевым и несколькими другими членами комитета по безопасности, не просто бесполезен, но даже вреден с точки зрения развития гражданского общества. К такому выводу единодушно пришли вчера эксперты, приглашенные на "круглый стол" общественной организацией "Открытая Россия" и Фондом развития парламентаризма в России. Второе чтение намечено через месяц, но вполне возможно, что оно не состоится.

"Президент ни за что его не подпишет"

Среди доброй дюжины экспертов и гостей, собравшихся "за круглым столом", только автор законопроекта Аркадий Баскаев горячо его отстаивал. "Да, законопроект несовершенен, ну так вносите ваши предложения, – бушевал депутат. – Но говорить, что закон не нужен – это такое же проявление коррупции". Впоследствии эксперты не раз цитировали Баскаева, вступали с ним в полемику, правда, заочную, поскольку депутат вскоре после своего выступления покинул собрание.

Главный недостаток законопроекта, привлекший внимание президента фонда "Индем" Георгия Сатарова, заключается в отсутствии адекватных мер, направленных на предупреждение коррупции. "Единственное, что меня может примирить с этим законопроектом, это то, что президент ни за что его не подпишет, – заявил Сатаров. – Просто найдутся люди, которые ему это подскажут ... Нельзя же, на самом деле, так подставлять президента перед выборами!" Когда речь зашла о президенте, ведущий "круглого стола" представитель Фонда развития парламентаризма Андрей Захаров уточнил для сведения присутствующих список приглашенных. Среди гостей, как оказалось, присутствовал и посланец администрации президента. Правда, фамилия его не прозвучала. И голоса его так никто и не услышал.

Планы Кремля

Поддержал тенденцию скорых депутатских исходов и заместитель председателя думского комитета по госстроительству Асламбек Аслаханов. Он заявил, что не знает, "при какой Думе и каком Совете Федерации" вообще может быть принят закон о борьбе с коррупцией. После столь громкого заявления Аслаханов покинул "круглый стол", но оставил на память участникам мероприятия текст своих предложений, необходимых для успешной борьбы с коррупцией.

Газета поинтересовалась, что же предлагает Аслаханов. Главная его идея – "поставить крест" на законопроекте, который протащил в первом чтении депутат Баскаев. А протащил он его, заручившись поддержкой на самом верху. Президент, как стало известно Аслаханову, действительно "выразил свою поддержку самой идее борьбы с коррупцией законодательными средствами". В ходе встречи с Баскаевым и думским полпредом Котенковым. Но когда в администрации президента увидели, во что это дело вылилось, то схватились за голову.

Теперь в Кремле вынашивают собственный вариант антикоррупционного закона. По поручению президента создана рабочая группа. И Дума поставлена об этом в известность. Но и депутат Баскаев, похоже, не сдаст свой вариант закона без боя. Выборы же на носу.

Что такое коррупция

После того как депутаты покинули поле антикоррупционной битвы, эксперты немного приуныли, а потом взяли себя в руки и сосредоточились на законопроекте о госслужбе как важнейшей составляющей в деле противодействия коррупции. "Как можно рассматривать в парламенте закон о госслужбе, если неизвестна сама концепция административной реформы? – недоумевал член президиума Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. – Об административной реформе мы узнаем по кусочкам, из прессы. Так есть у нас целостная система борьбы с коррупцией или нет?"

Некоторые эксперты пришли к выводу, что нет не только "целостной системы", но даже точного определения термина "коррупция". И существует путаница в том, кто является субъектом коррупционных правонарушений. Например, министра можно считать должностным лицом, а его зама, согласно некоторым законам, нельзя. "По этой же логике господ Волошина и Рушайло, хотя они и занимают высокие посты, нельзя относить к должностными лицам государства, – считает судья Верховного суда РФ Анатолий Бризицкий. – Ведь они непосредственно не исполняют государственные функции, а лишь помогают исполнять оные президенту". Бризицкий отметил, что в судах стало меньше уголовных дел о коррупции. Он считает нынешние попытки навести порядок в этой сфере "одной видимостью и пусканием пыли в глаза".

Неофициальный итог "круглого стола" сформулировал в разговоре с корреспондентом Газеты директор Института правовых и сравнительных исследований транснациональной коррупции, профессор Сергей Максимов: "Ну вы же поняли – без политической воли, без воли президента эту проблему мы с мертвой точки не сдвинем".

Рустем Фаляхов


С коррупцией справятся постепенно

(опубликовано "Российская газета", 27.03.2003)

Коррупция – явление системное, и для борьбы с ней нужна системная политика. Именно к такой точке зрения пришли вчера участники "круглого стола" "Российское законодательство о противодействии коррупции: перспективы развития".

Формальным поводом для дискуссии, организованной Фондом развития парламентаризма в России стал законопроект "О противодействии коррупции", принятый Госдумой в первом чтении. Показательно, что этот документ не нравится никому: ни экспертам-юристам, ни политологам, ни депутатам, ни даже самим авторам. Предложивший экспертное заключение Егор Дорошенко заявил, что "принятый в первом чтении законопроект с задачей не справляется, тем более что коррупция – социальное явление". Но писать закон все равно нужно, потому что пока темпы борьбы с коррупцией не слишком вдохновляют. По словам Дорошенко, в 1980 году были осуждены за взятки 6 тыс. лиц, а в 1996-м – только 1250.

Более того, на этот законопроект Дума получила два разгромных заключения от президентской администрации и от Правительства: одно критикует нормативный акт за карательную политику, второе – за декларативность положений. Впрочем, один из пунктов законопроекта в "беззубости" и вправду не упрекнешь. 14-я статья законопроекта предлагает возможность ликвидации юридических лиц при "наличии достаточных оснований полагать, что юридическое лицо причастно к совершению коррупционного правонарушения". По мнению президента фонда "ИНДЕМ" Георгия Сатарова, эта норма может стать такой же опасной, как и существующее законодательство о банкротстве, которое используется в основном для "закрытия конкурентов", породившее даже фирмы, оказывающие услуги по "недружественному поглощению". Сатаров уверен, что если такой закон будет введен, то как и после принятия нового Кодекса об административных правонарушениях произойдет скачок коррупции. Так, за год после принятия КоАП она возросла на 70%. Вообще же, глава фонда считает, что "в законе нет самого главного – мер по предупреждению коррупции", и это "в условиях, когда коррупция – норма, а не исключение". Сатаров сослался на данные Генпрокурора Владимира Устинова, заявившего о том, что 85% чиновников коррумпированы. Поэтому он и предложил комплексный подход к решению этой проблемы, хотя Сатаров заодно пригрозил присутствующим депутатам, что накануне выборов опубликует список депутатов, поддержавших этот "пустой закон".

Устрашенный Сатаровым один из авторов закона, член думского Комитета по безопасности Аркадий Баскаев принялся отбивать свое детище: "Говорить о том, что закон плохой и ненужный – это тоже коррупция". Баскаев также сообщил о том, что к проекту уже внесено 106 поправок. Тут же его завалил предложениями депутат Госдумы Владимир Лысенко, посоветовавший уничтожать коррупцию через административную реформу. Лысенко считает, что необходимо "введение политической конкуренции в госаппарате", когда победившая на выборах партия получает около 500 должностей. Тогда "партии постоянно будут следить друг за другом". Пока же системой госслужбы Лысенко категорически недоволен: "Сейчас в Думе у нас колоссальная проблема – депутат не может уволить своего помощника, он госслужащий, и приходится его терпеть четыре года". Если учесть, что, по данным исследования фонда "ИНДЕМ", абсолютной "тройкой" лидеров коррумпированности в России опрошенные предприниматели и рядовые граждане считают автоинспекцию, политические партии и Государственную Думу, то проблема Лысенко как-то не очень растрогала участников дискуссии. Тем более что их коллега, парламентарий Асламбек Аслаханов призвал привлечь к написанию проекта спецслужбы, потому что "у нас, у политиков, – это шоу, чтобы заработать очки, и больше всех борются с коррупцией в Думе те, кто сам коррумпирован донельзя".

Анна Закатнова



   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin