Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О счетной палате Российской Федерации""

Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О счетной палате Российской Федерации"" направлен на изменение порядка формирования Счетной палаты с целью повышения профессионализма и независимости данного государственного органа, обеспечения "внепартийного" характера его деятельности, а также исключения влияния коррупциогенных факторов на процедуру назначения руководства и аудиторов Счетной палаты РФ. В соответствии с предложениями разработчиков проекта, Председатель Счетной палаты и Заместитель Председателя Счетной палаты назначаются на должность соответственно Государственной Думой и Советом Федерации по представлению Президента РФ. Кроме того, вновь избранный Председатель Счетной палаты представляет для назначения палатами Федерального Собрания кандидатуры аудиторов. Таким образом, содержание предлагаемых изменений сводится к повышению роли и ответственности Президента РФ и Председателя Счетной палаты РФ в процессе формирования Счетной палаты РФ.

Анализируя концепцию представленного проекта федерального закона, следует отметить, что наделение Президента РФ полномочиями в сфере формирования Счетной палаты РФ отвечает задачам повышения роли и значения Счетной палаты как органа финансового контроля, учитывая, что эффективность деятельности Счетной палаты во многом определяется в рамках механизмов ее взаимодействия с другими контрольными органами Российской Федерации, в т.ч. с контрольными органами Президента РФ, Правительства РФ, правоохранительными органами и т.п. Кроме того, порядок, предусматривающий возможность внесения предложений Президенту РФ о кандидатах на должность Председателя Счетной палаты РФ депутатскими объединениями в Государственной Думе и комитетами Государственной Думы, существенно повышает прозрачность и публичность процедуры назначения данного должностного лица, способствует росту его политического авторитета.

В то же время представляется, что решение поставленных задач требует значительной корректировки действующего законодательства, а также внесения поправок в Конституцию РФ. Так, в соответствии со ст. 101 Конституции РФ формирование Счетной палаты относится к ведению Совета Федерации и Государственной Думы, причем создание данного органа осуществляется в рамках реализации полномочий Федерального Собрания по контролю за исполнением федерального бюджета. Таким образом, в положениях ст. 101 Конституции Счетная палата рассматривается в качестве органа, подотчетного парламенту. Данные положения воспроизведены и в ст. 1 Федерального закона "О Счетной палате РФ", где устанавливается, что Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. Системное толкование статьи 101 Конституции РФ приводит к выводу, что контроль за исполнением федерального бюджета – это функция Государственной Думы и Совета Федерации, для надлежащего выполнения которой они формируют специальный государственный орган. Таким образом, правовая связь Федерального Собрания и Счетной палаты не ограничивается лишь порядком формирования и подотчетностью, а носит функциональный характер. Этим и обусловлено право палат Федерального Собрания направлять деятельность Счетной палаты с помощью обязательных поручений.

Таким образом, несмотря на то, что порядок назначения Председателя Счетной палаты РФ Государственной Думой по представлению Президента РФ формально не противоречит ст. 103 Конституции, он не соответствует конституционному статусу Счетной палаты как органа, опосредующего контрольные функции палат Федерального Собрания РФ, а участие Президента РФ в формировании такого органа может быть признано противоречащим принципу разделения властей. В этой связи в целях повышения роли и ответственности Президента РФ в формировании Счетной палаты необходимо поставить вопрос о пересмотре положений ст. 101 Конституции РФ о ее статусе. Кроме того, полномочия Президента РФ по представлению кандидата на должность Председателя Счетной палаты также следует предусмотреть в виде соответствующей поправки к Конституции РФ, что позволит более точно регламентировать данную процедуру и избежать возможных практических коллизий. Следует учесть, что передача инициативы по выдвижению кандидатуры на должность Председателя Счетной палаты Президенту РФ является значительным ограничением конституционных полномочий Государственной Думы. В настоящее время на основании ч. 4 ст. 101 Конституции РФ порядок выдвижения данной кандидатуры установлен Регламентом Государственной Думы. Так, кандидатуры на должность Председателя Счетной палаты и должности аудиторов Счетной палаты представляет Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам. Следует отметить, что указанные выводы также справедливы и в отношении полномочий Совета Федерации по назначению Заместителя Председателя Счетной палаты.

Таким образом, предложения разработчиков представленного проекта федерального закона могут быть реализованы только в рамках разработки и принятия поправок к Конституции РФ и целого ряда дополнений в Федеральный закон "О Счетной палате РФ", изменяющих статус Счетной палаты РФ. Представляется, что задачи обеспечения условий для эффективного осуществления Счетной палатой ее полномочий по независимому контролю за расходованием средств государственного бюджета, а также совершенствования правовых и институциональных механизмов реализации в Российской Федерации международно-признанных принципов деятельности высших органов государственного финансового контроля предполагают также решение вопроса об участии Президента РФ в организации деятельности Счетной палаты.


Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в июне 2004 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin