Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект Таможенного кодекса РФ

Проект нового Таможенного кодекса уже прошёл три чтения в Государственной Думе и одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Нельзя сказать, что у данного законопроекта лёгкая судьба – в первом чтении проект Таможенного кодекса был принят в 1999 году, и, следовательно, работа над ним продолжалась на протяжении пяти лет. Целью принятия нового Таможенного кодекса является приведение таможенного законодательства в соответствие с требованиями ВТО, существенное упрощение и ускорение процедуры таможенного оформления товаров, установление стабильных таможенных правил. Предполагается, что новый Таможенный кодекс, в отличие от предшественника, будет актом прямого действия и будет содержать минимальное количество отсылочных норм. Предположительная дата вступления нового Таможенного кодекса в силу – 1 января 2004 года.

В настоящем заключении не ставится задача проанализировать все положения проекта нового Таможенного кодекса; к тому же подобный анализ был бы неполон без правоприменительной практики, которая появится только после его вступления в силу. Остановимся поэтому на отдельных, наиболее интересных, положениях законопроекта.

Нормативно-правовые акты ГТК России

На сегодняшний день отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу, регулируются огромным количеством нормативно-правовых актов ГТК России (приказы, распоряжения и др.). Это связано с тем, что действующий Таможенный кодекс РФ содержит множество отсылочных норм, что в итоге приводит к необходимости регулировать отношения, связанные с пересечением товаров таможенной границы, подзаконными нормативно-правовыми актами. Положение в данной области осложняется ещё и противоречивостью этих подзаконных нормативно-правовых актов.

В проекте нового ТК РФ сделана попытка уйти от подобной практики. Во-первых, устанавливаются требования к подзаконным актам ГТК России. Положения актов таможенного законодательства, в соответствии со статьей 6 законопроекта, должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Такие акты не должны противоречить законодательству РФ или устанавливать требования, запреты и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ. Причём непосредственно в законопроекте приводится перечень случаев, когда нормативно-правовой акт в области таможенного дела признается не соответствующим ТК РФ. Это такие случаи, как издание акта органом, не имеющим права издавать подобного рода акты, отмена или ограничение права лиц в отношении товаров и транспортных средств либо полномочий ТК РФ и т.п. Во-вторых, законопроектом устанавливается, что государство возмещает убытки, причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено ТК РФ, а также вследствие недостоверности информации, предоставленной таможенными органами, за счет казны Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Включение подобных норм в законопроект позволяет надеяться, что после его принятия таможенное законодательство станет систематизированным, понятным, и не столь обширным, как сегодня. Нормативные же правовые акты ГТК России будут направлены не на непосредственное регулирование таможенных отношений, а на разъяснение положений Таможенного кодекса РФ.

Новые положения Таможенного кодекса

Статья 18 законопроекта предусматривает, что деятельность юридических лиц в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных брокеров (представителей) допускается при условии их включения в соответствующий Реестр лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. Вести эти Реестры будет ГТК РФ в порядке, который устанавливается им самим. Плата за включение в реестр не устанавливается. В отличие от законопроекта, действующий ТК РФ предусматривает лицензирование деятельности всех лиц ГТК России, а за получение лицензии взимается плата. Таким образом, законопроект более либерален по сравнению с действующим законодательством и предусматривает лишь уведомительную регистрацию деятельности указанных юридических лиц, что должно существенно "упростить им жизнь".

Законопроектом предусматривается, что таможенный орган обязан выпустить в свободное обращение товар не позднее чем через три дня после подачи таможенной декларации. Сейчас таможенное законодательство устанавливает для этой процедуры срок в 10 дней. Ускорению таможенного оформления может способствовать и введение электронного декларирования, которое также предусматривается законопроектом. Кроме того, в законопроекте устанавливается, что таможенный орган вправе требовать только те документы и сведения, которые необходимы для подтверждения соблюдения условий помещения товаров под заявленный таможенный режим, и соблюдения действия этого режима.

Перечень таможенных платежей (статья 318 законопроекта) значительно сократился. Предполагается, что таможенными органами больше не будут взиматься плата за информирование и консультирование, за принятие предварительного решения, за участие в таможенных аукционах. Кроме того, глава, посвященная таможенным платежам приведена в соответствие с НК РФ.

В проекте нового ТК РФ появились также специальные главы, посвященные защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами, перемещению товаров в международных почтовых отправлениях, перемещению товаров физическими лицами и др.

Однако возникает ряд вопросов. Так, статья 125 законопроекта устанавливает, что таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации. Для отдельных видов товаров в целях обеспечения эффективности контроля соблюдения таможенного законодательства РФ, ГТК может установить определенные таможенные органы для декларирования. В случае подачи таможенной декларации по товарам, для которых установлены специальные таможенные органы для декларирования, в иной таможенный орган, таможенная декларация в день её подачи пересылается таможенным органом, в который она подана, в надлежащий таможенный орган. Срок принятия таможенной декларации в этом случае продлевается на время, необходимое для её пересылки, но не более чем на два рабочих дня. В связи с этим возникает вопрос о практической применимости данной нормы, учитывая размеры нашей страны и время, которое необходимо для того, чтобы декларация добралась от одной таможни до другой. В проекте ТК РФ не даётся и ответа на вопрос, за чей счёт будет производиться процедура пересылки и что должен будет делать декларант в том случае, когда за время пересылки изменится курс валюты, с учётом которого декларация была первоначально заполнена.

Статья 155 законопроекта предусматривает подразделение в целях таможенного регулирования таможенных режимов на виды: основные, экономические, завершающие и специальные. Однако практический смысл подобного деления неясен. Например, какие последствия будет иметь тот факт, что экспорт является основным таможенным режимом, а таможенный склад – экономическим.

Информирование, консультирование и обжалование

Проект нового таможенного кодекса предусматривает установление обязанности таможенного органа сообщить участнику ВЭД (либо иному лицу, в отношении которого было принято либо не принято таможенным органом какое-то решение, либо совершено/не совершено какое-либо действие) причины произошедшего. Ответ будет получен, если совершенные/не совершенные действия затрагивают права и законные интересы указанных лиц непосредственно и индивидуально. С запросом заинтересованное лицо может обратиться как в устной, так и в письменной форме. Устный запрос подлежит рассмотрению таможенным органом в день получения указанного запроса. На письменный запрос ответ в письменной форме должен быть дан в течение 10 дней со дня получения указанного запроса. В настоящее время срок для ответа на подобные вопросы установлен в 30 дней.

Бесплатным станет и консультирование таможенными органами заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию этих органов. Причём консультирование таможенными органами осуществляется как в устной, так и в письменной форме бесплатно. При этом необходимо учитывать, что информация, предоставленная заинтересованным лицам при проведении консультации, не является основанием для принятия решения или совершения действия (бездействия) таможенными органами при осуществлении таможенных операций в отношении товаров и (или) транспортных средств. Причём если запрашиваемая информация была предоставлена несвоевременно или в недостоверном виде, что привело к убыткам лица, обратившегося за консультацией, возмещение убытков осуществляется в соответствии с положениями законопроекта.

Статья 45 законопроекта закрепляет право любого лица обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации, либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность. Отказ лица от права на обжалование решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица недействителен. Устанавливается в проекте нового Таможенного кодекса и порядок подачи жалоб, сроки их подачи, требования к форме и содержанию самой жалобы (она должна быть в письменной форме и подписана лицом, обратившимся с жалобой). Подача жалобы на решение, действие таможенного органа или его должностного лица, как следует из законопроекта, не приостанавливает исполнения обжалуемых решения, действия.


В заключение хотелось бы отметить, что в целом проект нового Таможенного кодекса РФ намного лучше действующего сегодня: большая часть его положений детально проработана, учтены положения многих нормативно-правовых актов ГТК России, он стал гораздо больше по объему и содержит меньше отсылочных норм. Вместе с тем полагаем, что более детально говорить о положительных и отрицательных сторонах нового Таможенного кодекса РФ можно будет только после вступления его в силу, когда практика его применения выявит его недостатки и покажет, в чём разработчики были правы, а в чём нет.


Экспертиза подготовлена в Фонде развития парламентаризма в России в мае 2003 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin