Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О флаге государства-победителя в Великой Отечественной войне – СССР"

Законопроект был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 15 декабря 2003 года Волгоградской областной Думой. Данный законопроект, согласно пояснительной записке к нему, направлен на увековечение подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, так как "флаг СССР для многих участников, очевидцев Великой Отечественной войны, а также граждан Российской Федерации является символом победы советского народа в этой войне наравне со Знаменем Победы". Представленный законопроект устанавливает описание и порядок официального использования Флага СССР при проведении воинских ритуалов, дней воинской славы (победных дней) России, а также массовых мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне.

К концепции законопроекта необходимо предъявить следующие замечания.

Статус государственного флага довольно подробно регламентирован в Конституции РФ (согласно ч. 1 ст. 70 Конституции РФ, государственный флаг, его описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом) и федеральном законодательстве (в частности, в действующем Федеральном конституционном законе от 25 декабря 2000 г. "О Государственном флаге Российской Федерации").

Поэтому данный законопроект не противоречит Конституции и федеральному законодательству лишь в той части, в которой не предусматривает придания флагу СССР элементов статуса государственного флага. Однако в законопроекте отсутствует указание на соотношение (в дни его использования) Флага СССР и Государственного флага России, что представляется основным недостатком рассматриваемого документа. При этом Флаг СССР при проведении воинских ритуалов, дней воинской славы (победных дней) России, а также массовых мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне, наделяется в законопроекте большинством элементов статуса государственного флага, а именно:
– подъем на зданиях высших федеральных органов государственной власти, а также, в дни воинской славы (победные дни) Великой Отечественной войны, в местах постоянной дислокации воинских частей и отдельных подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;
– возможность использования Флага во время официальных церемоний и других торжественных мероприятий, посвященных празднованию дней воинской славы (победных дней), а также других памятных дат Великой Отечественной войны, проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также во время семейных торжеств;
– установление ответственности за его использование с нарушением закона.

В связи с этим в законопроекте следовало бы отметить, что Флаг СССР может использоваться только наряду с Государственным флагом России, а также учесть норму абз. 4 ст. 8 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. "О Государственном флаге Российской Федерации", согласно которой при одновременном подъеме (размещении) Государственного флага Российской Федерации и иных флагов размер любого другого флага не может превышать размер Государственного флага Российской Федерации, а высота подъема Государственного флага Российской Федерации не может быть меньше высоты подъема других флагов.

Кроме того, общественные отношения, входящие в предмет регулирования законопроекта, в настоящее время уже частично урегулированы Указом Президента РФ от 15 апреля 1996 г. N 561 "О Знамени Победы" (с изменениями от 15 апреля 2000 г., 24 мая 2003 г.). Данный Указ Президента РФ предусматривает, что в целях увековечения народного подвига в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, в ознаменование заслуг воинов советских Вооруженных Сил перед Отечеством и в знак благодарности потомков победителям над фашистскими захватчиками, Знамя Победы, водруженное над Рейхстагом в мае 1945 года, используется наряду с Государственным флагом Российской Федерации в дни государственных праздников Российской Федерации, дни воинской славы (победные дни) России, при проведении воинских ритуалов, а также массовых мероприятий, связанных с боевыми победами российского народа. В Указе Президента РФ предусмотрено, что Знамя Победы выносится 9 мая и 23 февраля для возложения венков к могиле Неизвестного солдата федеральными органами государственной власти, проведения торжественных заседаний, парадов войск и шествий ветеранов Великой Отечественной войны на Красной площади в городе Москве. В иных случаях используется символ Знамени Победы – полотнище красного цвета с отношением длины к ширине 2 : 1, на обеих сторонах которого в верхнем углу расположено изображение пятиконечной звезды.

Таким образом, законопроект вносит изменения в правовое регулирование общественных отношений, связанных с описанием и установлением порядка официального использования Флага СССР при проведении воинских ритуалов, дней воинской славы (победных дней) России, а также массовых мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне, в частности, повышая уровень правового регулирования с Указа Президента до Федерального закона. Оценка целесообразности такого решения не является юридическим вопросом.

Недостатком законопроекта является и то, что он наделяет элементами официального статуса Флаг СССР, в то время как в Указе Президента, на наш взгляд, более обоснованно речь идет только о Знамени Победы, а символ Знамени Победы не является полностью идентичным Флагу СССР. Если в законопроекте речь идет не о наделении Флага СССР статусом государственного флага, что противоречило бы Конституции РФ и федеральному законодательству, а о придании ему как символу Победы в Великой Отечественной войне отдельных элементов официального статуса, то было бы более корректно вести речь не о Флаге СССР – государства, прекратившего свое существование, а о его символическом выражении.


Экспертиза подготовлена в Фонде развития парламентаризма в России в июне 2004 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin