Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О защите прав потребителей"" (в части уточнения отдельных прав потребителей при выявлении товаров ненадлежащего качества)

Проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О защите прав потребителей" предлагается изменить ряд положений Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"", причём явно в сторону усиления защиты интересов продавцов (изготовителей). Как следует из пояснительной записки к законопроекту, основной целью его разработки было обеспечение баланса интересов потребителя и продавца (изготовителя) при сохранении существующего уровня защиты прав потребителей. Однако анализ положений законопроекта позволяет с этим не согласиться.

Так, на сегодняшний день, в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о замене такого товара продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны заменить такой товар в семидневный срок со дня предъявления указанного требования потребителем (при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, – в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования).

Законопроектом предлагается изменить это положение и установить, что заменить некачественный товар продавец (изготовитель) должен только в том случае, если недостатки товара, установленного проверкой (экспертизой), возникли по вине изготовителя. По мнению авторов законопроекта, такое уточнение необходимо в связи с тем, что ответственность согласно общим принципам гражданского права должна наступать при наличии вины. Однако эта норма не только противоречит другим нормам гражданского законодательства, как справедливо указывается в Заключении Правового управления аппарата Госдумы РФ, но и существенно ухудшит положение потребителя, который потеряет право на безусловный обмен некачественного товара.

В соответствии со статьей 23 Закона "О защите прав потребителей", за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 указанного Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, допустившие такие нарушения, уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. Как указывают авторы законопроекта, в ряде случаев неустойка составляет значительные суммы и является источником необоснованного обогащения покупателей, например, если требования потребителей не исполняются в течение длительного периода, а товар имеет значительную стоимость (автомобиль, катер и т.п.). В связи с этим предлагается ограничить размер неустойки (пени), указав, что она не может быть более пятисот рублей в день. Вместе с тем, в заключении Правового управления Госдумы РФ обоснованно отмечается, что в соответствии со статьей 333 ГК РФ суду предоставлено право уменьшить неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Необходимо заметить также, что для того, чтобы суммы неустойки не становились столь значительными, изготовителям всего лишь необходимо производить качественный товар, а в случае обнаружения в нём недостатков вовремя выполнять предусмотренные законом обязательства.

Таким образом, представляется, что необходимость в принятии данного законопроекта отсутствует.


Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в августе 2004 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin