Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации"

Представленный проект федерального закона "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (далее – проект федерального закона) направлен на совершенствование устаревших нормативно-правовых основ деятельности ТПП на территории Российской Федерации и призван решить задачи более полного определения их прав и функций.

Так, проект федерального закона несколько расширяет круг задач, выполняемых торгово-промышленными палатами, указывая в ст. 3 не только общее содействие развитию рыночной экономики в РФ и привлечению инвестиций, но и содействие в формировании правил и стандартов предпринимательской деятельности, кодексов корпоративного поведения и правил деловой этики, созданию и развитию инфраструктуры обслуживания предпринимательской деятельности.

Существенно дополняются положения федерального закона о взаимодействии торгово-промышленных палат с органами государственной власти и местного самоуправления. В проекте законопроекта называются возможные формы оказываемой органами государственной власти и местного самоуправления экономической поддержки: предоставление государственного или муниципального имущества в безвозмездное пользование, полное или частичное освобождение от уплаты за пользование государственным или муниципальным имуществом. Тем не менее, проект федерального закона не устанавливает конкретных обязанностей органов государственной власти и местного самоуправления в сфере содействия деятельности ТПП, что ставит под сомнение реализацию указанных положений.

Нормы законопроекта о привлечении ТПП к участию в разработке и реализации государственных и муниципальных программ, подготовке законодательных актов, организации и проведению конкурсов на размещение заказов для государственных нужд, а также к реализации иных полномочий в сфере социально-экономической политики государства и муниципальных образований также носят диспозитивных характер и не наделяют торгово-промышленные палаты соответствующими правами. Между тем, в целях более четкого определения роли ТПП в механизмах реализации государственной экономической политики следует рассмотреть вопрос о дополнении федерального закона обязательными процедурами участия ТПП в нормотворческой деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти. Это представляется особенно важным, если учесть, что более полное определение прав торгово-промышленных палат на участие в нормотворческом процессе провозглашено разработчиками законопроекта в качестве одного из наиболее принципиальных направлений совершенствования федерального закона (см. пояснительную записку). Так, в ст. 4 проекта федерального закона может быть предусмотрена обязанность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления направлять в ТПП проекты нормативно-правовых актов, регулирующих экономические отношения, для подготовки независимой экспертизы (в рамках существующей редакции направление проектов нормативных правовых актов является правом, а не обязанностью органов государственной власти и местного самоуправления). Следует особо подчеркнуть, что установление указанных процедур не может рассматриваться в качестве ограничения соответствующих полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, так как решения ТПП носят лишь экспертно-консультативный характер.

Существенным недостатком действующего федерального закона является отсутствие в нем четкой системы торгово-промышленных палат, которые могут создаваться как на территории одного, так и нескольких субъектов. Сохраняя гибкость территориальной организации системы ТПП, авторы законопроекта включают в нее:
– Торгово-промышленную палату РФ;
– территориальные торгово-промышленные палаты, образованные на территории субъектов РФ;
– местные торгово-промышленные палаты, образованные на территории одного или нескольких муниципальных образований.

Таким образом, система ТПП, предложенная в проекте федерального закона, включает в себя три уровня, принципы взаимоотношений между которыми устанавливаются Торгово-промышленной палатой РФ. Несмотря на то что наличие межрегиональных и межмуниципальных ТПП может несколько осложнить задачу тесной интеграции ТПП с органами государственной власти и местного самоуправления, предложенная система отвечает сложившейся практике.

Положения ст. 7 проекта федерального закона о членстве в торгово-промышленных палатах, по-видимому, нуждаются в юридико-технической доработке. Так, необходимым представляется лишь указание на возможное членство в ТПП юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Специальное положение о возможности участия в ТПП юридических лиц, "объединяющих организации и предпринимателей", не имеет собственного юридического значения, так как к таким юридическим лицам может быть отнесен целый ряд некоммерческих и коммерческих организаций.

Целый ряд положений законопроекта направлен на расширение прав торгово-промышленных палат. В частности, ст. 12 проекта предусматривает право торгово-промышленных палат на участие в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и нормативных актов муниципальных образований в сфере экономической деятельности. Однако проект федерального закона не предусматривает механизмов реализации данного права (т.е. корреспондирующих обязанностей государственных органов и органов местного самоуправления), о чем уже упоминалось выше. Таким образом, даже при условии провозглашения в федеральном законе указанного права, участие ТПП в нормотворческой деятельности будет осуществляться только на основе соответствующей инициативы органов государственной власти и местного самоуправления наряду с другими организациями, выполняющими экспертную поддержку в рамках разработки проектов нормативных правовых актов.

Следует обратить внимание, что ст. 12 "Права торгово-промышленных палат" предусматривает также функции и направления деятельности ТПП (оказание юридической и консультативной помощи, проведение экспертизы качества товаров, организация выставок, формирование информационных ресурсов и т.д.). В связи с этим, некоторые положения ст. 12 не могут быть рассмотрены как особые права ТПП, так как в законодательстве РФ не содержится ограничений на осуществление данных направлений деятельности (например, на научно-аналитическую, исследовательскую деятельность по проблемам, связанным с экономикой и правовым регулированием предпринимательства). Таким образом, представляется целесообразным разделить в федеральном законе перечни прав и функций ТПП и рассматривать нормы о функциях и направлениях деятельности в качестве модели для соответствующих положений устава ТПП. Заметим, кстати, что проект федерального закона предусматривает в ст. 15 перечень функций Торгово-промышленной палаты РФ.

Предусмотренное в проекте федерального закона право ТПП от своего имени обжаловать в установленном законодательством РФ порядке правовые акты, действия или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, по-видимому, должно быть отражено и в других федеральных законах, регулирующих процедуру такого обжалования. Так, в ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса указывается, что правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, действий и решений органов государственной власти и местного самоуправления недействительными и незаконными обладают (помимо заинтересованных лиц) прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иные органы и должностные лица. Представляется, что право Торгово-промышленной палаты на соответствующее обращение в арбитражный суд должно быть отражено в данной статье АПК в виде более определенной формулировки (ТПП не может быть отнесено к категории "иных органов").

Учитывая, что авторы законопроекта предлагают наделить торгово-промышленную палату правом получать от органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию, необходимую для выполнения торгово-промышленными палатами возложенных на них функций и задач, представляется необходимым предусмотреть в федеральном законе положения о сроках и порядке предоставления такой информации. Кроме того, целесообразно указать в законе перечень видов информации, правом на получение которой наделяется торгово-промышленная палата.

Целый ряд прав торгово-промышленной палаты, перечисленных в ст. 12 проекта, также требуют процедурных гарантий реализации. Так, положение о праве ТПП принимать участие в работе ведомственных, межведомственных и иных комиссий и экспертных советов, создаваемых органами государственной власти и местного самоуправления является, по существу, лишь рекомендацией для данных органов, однако не может быть рассмотрено в качестве обязательного для исполнения. Представляется, что данный вопрос не может быть решен в федеральном законе в отсутствие процедурной регламентации функций органов исполнительной власти, связанных с созданием и деятельностью экспертно-консультативных структур.

В ст. 14 проекта федерального закона предусматриваются последствия прекращения членства торгово-промышленной палаты в Торгово-промышленной палате Российской Федерации: лишение права на использование наименования "торгово-промышленная палата", невозможность осуществления прав, предоставленных ТПП законодательством РФ и преобразование (ликвидация) в месячный срок. Между тем, торгово-промышленная палата представляет собой особый вид некоммерческой организации, в связи с чем запрет на использование данного словосочетания едва ли может быть исполнен до момента ее преобразования или ликвидации. Предлагается рассмотреть вопрос о закреплении в федеральном законе института обязательного членства торгово-промышленных палат в ТПП РФ, которое будет осуществляться с момента их создания. Следовательно, прекращение членства торгово-промышленной палаты в ТПП РФ будет возможно только в случае ликвидации торгово-промышленной палаты.

Таким образом, предложенная редакция федерального закона "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" может быть рекомендована к принятию в первом чтении при условии доработки положений о правах и функциях ТПП в соответствии с указанными выше рекомендациями.


Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в марте 2004 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin