Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Тексты законопроектов

Экспертное заключение на проекты Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в статьи 44 и 45 Федерального закона от 8 января 1998 года № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"" и "О внесении дополнения и изменения в статью 34 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1" (в части проведения медицинского освидетельствования лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества, без их согласия)

Рассматриваемые законопроекты внесены в Государственную Думу Московской городской думой. В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан устанавливается, что медицинское освидетельствование без согласия граждан и их законных представителей допускается только в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами (обусловливающими непосредственную опасность таких лиц для самих себя или окружающих (ст. 23 Закона РФ о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании)), или лиц, совершивших общественно опасные деяния. В рассматриваемом законопроекте предлагается дополнить статью 34 Основ новой частью, предусматривающей в целях выявления больных, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, проведение освидетельствования лиц без их согласия или согласия их законных представителей на основаниях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации. Для того, чтобы определить обоснованность предлагаемой московскими законодателями новеллы, постараемся понять, кто же такой наркоман. Согласно ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", наркомания – это заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества. Опасности для окружающих в медицинском смысле оно не представляет, не являясь заболеванием заразным, контагиозным, имеющим вирусную, инфекционную или бактериальную природу – это не грипп и не свинка. Наркоман – не источник заразы, и насильственное освидетельствование предполагаемого потребителя наркотиков и психотропных веществ на эпидемиологическую ситуацию в этом смысле слова не повлияет. А вот на ситуацию с соблюдением прав человека повлияет весьма серьезно. Формулировка "профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ" вообще с юридической точки зрения лишена смысла. По действующему уголовному законодательству лицо, страдающее наркоманией, не является лицом, совершившим общественно опасное деяние. Уголовно наказуемы незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (статья 228 УК РФ). А поэтому нельзя говорить о "законном" или же "незаконном" потреблении наркотических средств и психотропных веществ. Они могут употребляться либо по назначению врача, либо без оного, а законность здесь совершенно ни причем.

Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в его действующей редакции устанавливает, что медицинское освидетельствование лица, в отношении которого есть достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, проводится в специально уполномоченных органом управления здравоохранением медицинских учреждениях по направлению органов прокуратуры, органов дознания, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя или судьи (статья 44). Для направления такого лица на медицинское освидетельствование судьи, прокуроры, следователи, органы дознания выносят постановление. Субъекты данной законодательной инициативы предлагают одним ударом и расширить круг лиц, полномочных направлять гражданина на медицинское освидетельствование без его согласия, и упростить процедуру. Выглядит это следующим образом: "Для направления лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, на медицинское освидетельствование должностные лица федеральных органов в области юстиции, военных комиссариатов, воинских частей, руководители юридических лиц оформляют направление по форме, установленной органом исполнительной власти в области здравоохранения. Решение судьи, следователя, органов дознания о направлении указанных в пункте 1 настоящей статьи лиц на медицинское освидетельствование оформляется постановлением." Иными словами, постановление вышеперечисленных органов предлагается сделать не обязательным основанием для направления потенциального наркомана на освидетельствование, а лишь одним из возможных. И совершенно очевидно, что эта часть предлагаемой нормы будет мертвой – кому захочется получать такое постановление, когда руководитель юридического лица одним росчерком пера оформит направление по установленной форме? Обращает на себя также внимание предложение исключить из пункта 5 данной статьи, в котором говорится о порядке медицинского освидетельствования, слова "и федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области юстиции". Федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел в действующей редакции данной статьи вообще не фигурирует – речь идет о соответствующем органе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Но самое главное то, что московские законодатели полагают, что ситуация с наркоманией в России станет лучше, если порядок медицинского освидетельствования предполагаемых наркоманов будет осуществляться только лишь федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения без согласования с органами юстициями. Разделить их оптимизм в данном вопросе не представляется возможным.

Законопроекты также содержат ряд юридико-технических погрешностей (например, термин "одурманивающее вещество", фигурирующий в одном из них, в рассматриваемом законе не встречается). На основании вышеизложенного данные законопроекты не могут быть оценены положительно.


Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в феврале 2005 года


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin