Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Пояснительная записка
Перечень законодательных актов, подлежащих изменению

Ваше мнение о законопроекте

Проект федерального закона
"О морских портах Российской Федерации"

№ 33269-4, вносится депутатами Государственной Думы Е.Н. Галичаниным, И.А. Ждакаевым, А.Г. Завгаевым, А.М. Макашовым, С.А. Поповым, Б.Л. Резником, Ю.П. Сентюриным, А.В. Скочем и В.А. Южилиным

(внесен 24.03.2004, отозван авторами в апреле 2004 г.)

Глава I. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует деятельность в морских торговых, специализированных, пассажирских и рыбных портах (далее – морские порты), в том числе отношения, возникающие при функционировании и развитии морских портов, осуществлении хозяйственной деятельности в морских портах, и устанавливает порядок государственного регулирования деятельности в морских портах.

Статья 2. Законодательство о морских портах

Законодательство о морских портах состоит из настоящего Федерального закона, Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия

Под морским портом в настоящем законе понимается – морской торговый порт, морской рыбный порт, морской специализированный порт, в значении, как они определены соответственно в пунктах 1, 2, 3 ст. 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, а также морской пассажирский порт.

морской пассажирский порт – комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания пассажирских судов, и других услуг, обычно оказываемых в морском пассажирском порту;

инфраструктура морского порта (далее – инфраструктура) – причалы, каналы, иные портовые гидротехнические сооружения, расположенные на территории и акватории порта, рейды, якорные стоянки, морские терминалы, буксиры, ледоколы, иные суда портового флота, маяки, иные средства навигационного оборудования, железнодорожные и подъездные пути, устройства электроснабжения, склады и иные здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, расположенные в границах морского порта и предназначенные для обеспечения безопасного судоходства и оказания услуг в морском порту;

портовые гидротехнические сооружения – инженерно-технические сооружения (причалы, волноломы, молы, дамбы, берегозащитные сооружения, пирсы и другие), расположенные в границах морского порта, взаимодействующие с водной средой, предназначенные для обеспечения безопасного плавания и стоянки судов; портовые гидротехнические сооружения, имеющие неразрывную связь с землей (перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно), являются объектами недвижимости;

морские подводные гидротехнические сооружения – подходные каналы и другие, созданные в результате искусственного углубления морского дна, подводные сооружения, расположенные в границах акватории морского порта и на подходах к ней, предназначенные для безопасного плавания и стоянки судов; морские подводные гидротехнические сооружения являются объектами недвижимости; порядок технического учета морских подводных гидротехнических сооружений устанавливается Правительством Российской Федерации;

владелец инфраструктуры – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающий услуги по ее использованию на основании соответствующих лицензий и договора;

морской терминал (портовый технологический перегрузочный комплекс) – совокупность технологически связанных между собой объектов инфраструктуры морского порта (подъемно-транспортного, перегрузочного и иного оборудования, подъездных и железнодорожных путей), необходимых для осуществления перевалки грузов, обслуживания судов и/ или обслуживания пассажиров;

оператор морского терминала (оператор) – транспортная организация – владелец инфраструктуры морского терминала, оказывающий пользователям услуги по перевалке груза;

перевалка груза – оказываемый в морском порту вид услуг (работ) транспорта общего пользования по перемещению (перегрузке) груза, багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в международных и внутренних смешанных сообщениях, включая технологическое хранение груза;

технологическое хранение груза – накопление транспортных партий груза в ожидании подачи транспортных средств, осуществляемое при оказании услуг (выполнении работ) по перевалке груза;

пользователь услуг в морском порту (далее – пользователь) – грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель), судовладелец, перевозчики различных видов транспорта, пассажир, либо иное физическое или юридическое лицо, пользующиеся оказываемыми в морском порту услугами;

суда рыбопромыслового флота – обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для промысла водных биологических ресурсов, а также приемно-транспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения;

услуги общего пользования в морском порту – услуги, обычно оказываемые в морском порту неограниченному кругу лиц: грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), перевозчикам, судовладельцам, пассажирам, иным лицам, в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации;

земли морского порта (территория морского порта) – земли в установленных границах, специально отведенные и используемые для обеспечения деятельности в морском порту, включая намывные и иные искусственно созданные при строительстве порта территории;

акватория морского порта – акватория в установленных границах морского порта;
портовые сборы – плата за услуги по использованию инфраструктуры морского порта для обеспечения безопасного судоходства в акватории морского порта на подходах к акватории; портовые сборы взимаются с судов владельцем инфраструктуры, оказывающим услуги.

Статья 4. Акватория морского порта

Границы акватории морского порта определяются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области транспорта.
Координаты границы акватории морского порта публикуются в "Извещениях мореплавателям" и в обязательных постановлениях соответствующего морского порта.

Статья 5. Морские порты федерального, регионального и местного значения

1.Морские порты в Российской Федерации по своему экономическому значению делятся на морские порты федерального значения, морские порты регионального значения, морские порты местного значения.
Морские порты федерального значения – стратегические морские порты, обеспечивающие внешнюю торговлю, транспортную независимость, обороноспособность и жизнедеятельность Российской Федерации.
Морские порты регионального значения – морские порты, обеспечивающие жизнедеятельность одного или нескольких субъектов Российской Федерации.
Морские порты местного значения – морские порты, обеспечивающие жизнедеятельность одного или нескольких муниципальных образований.
2. Порядок отнесения морских портов к морским портам федерального, регионального или местного значения утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области транспорта и должен учитывать следующие показатели работы морского порта:
– назначение морского порта;
– направленность и объем грузопотоков (экспорт, импорт, каботаж, транзит);
– назначение обслуживаемых судов.
3. Морские порты, не отнесенные в порядке, установленном в соответствии с настоящей статей к морским портам регионального или местного значения являются морскими портами федерального значения.

Статья 6. Назначение морских портов

1. Морские порты Российской Федерации по назначению делятся на: морские торговые порты, морские рыбные порты, морские специализированные порты, морские пассажирские порты.
2. Назначение морского порта может быть изменено в порядке, установленном настоящей статьей с обязательным внесением изменений в Государственный реестр морских портов Российской Федерации.
3. Порядок изменения назначения морского порта устанавливается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области транспорта.

Статья 7. Государственный реестр морских портов

1. Морские порты вносятся в Государственный реестр морских портов Российской Федерации.
2. Государственный реестр морских портов формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области транспорта.
3. В Государственный реестр морских портов подлежат внесению следующие обязательные сведения:
наименование морского порта;
назначение морского порта;
экономическое значение морского порта;
перечень услуг, для которых открыт морской порт;
производственные возможности морского порта по перевалке грузов, обслуживанию судов и пассажиров;
границы морского порта; навигационный период.

Статья 8. Земли морского порта (территория морского порта)

1. Земли морского порта относятся к категории земель транспорта. Особенности использования земель морского порта регулируются ст.87 и ст.90 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земли морского порта, относившиеся до вступления в силу настоящего закона к землям иных категорий подлежат переводу в категорию земель транспорта в порядке, установленном статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации.
2. Земли морского порта могут находиться в любой собственности. Приватизация земель морского порта, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в порядке, установленном законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества и земельным законодательством.
Земли морского порта федерального значения, не находящиеся в частной собственности, являются федеральной собственностью.
3. Граница земель морского порта определяется в соответствии с законодательством о землеустройстве.
Граница земель морского порта федерального значения подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
До установления границы земель морского порта в соответствии с настоящим законом под границей земель морского порта понимается сложившаяся граница территории морского порта.
4.Земли морского порта должны использоваться по целевому назначению в соответствии с земельным, водным, градостроительным и иным законодательством Российской Федерации.
5.В целях создания необходимых условий для эксплуатации инфраструктуры морского порта, а также обеспечения безопасности населения, на землях морского порта могут устанавливаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах вводится особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Порядок использования земель морских портов, порядок установления зон с особыми условиями использования и режимом хозяйственной деятельности данной категории определяется: Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области транспорта в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.
6. Земли морского порта регионального значения, находящиеся в собственности Российской Федерации, могут быть переданы в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Земли в границах морского порта местного значения, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации могут быть переданы в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Резервирование земель под строительство нового морского порта или расширение морского порта осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области транспорта.

Глава II. Государственное регулирование деятельности в морском порту

Статья 9. Основы государственного регулирования деятельности в морском порту

1.Целями государственного регулирования деятельности в морском порту являются:
обеспечение безопасности мореплавания и порядка в морском порту;
обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан и безопасности имущества;
обеспечения целостного, эффективного, безопасного и качественного функционирования морского порта, а также его комплексного развития;
эффективное использование государственного имущества, находящегося в морском порту;
создание равных условий для осуществления хозяйственной деятельности в морских портах, на рынках портовых услуг; обеспечение равного доступа к услугам, предоставляемым в морских портах;
предотвращение загрязнения окружающей среды;
обеспечение конкурентоспособности на мировом рынке портовых услуг;
обеспечение непрерывности перевозочного процесса, осуществляемого совместно владельцами инфраструктуры порта и перевозчиками смежных видов транспорта;
обеспечение баланса интересов государства, пользователей услугами морского порта и организаций, оказывающих эти услуги.
2. Государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется путем:
проведения государственной политики в области транспорта, в том числе при формировании международных транспортных коридоров;
утверждения обязательных для исполнения всеми участниками правоотношений, возникающих в связи с деятельностью по оказанию услуг в морском порту, нормативных правовых актов и иных актов и проведения контрольных и надзорных мероприятий за их соблюдением;
лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых в морском порту;
технического регулирования в морском порту;
регулирования и контроля в области оказания услуг в морском порту в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях и антимонопольным законодательством;
открытия и закрытия морских портов, в том числе для захода судов, оказания услуг;
возложения обязанности по оказанию отдельных услуг (наложение запрета на оказание отдельных услуг) на операторов морских терминалов, владельцев инфраструктур в случаях возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности государства и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях с соответствующей компенсацией понесенных указанными владельцами инфраструктур и перевозчиками убытков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;
осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью физических и юридических лиц на территории морского порта, в том числе в части безопасности мореплавания, обеспечения не дискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре морского порта, в случаях и в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации;
установления порядка сбора, накопления и анализа отчетной информации о деятельности в морских портах Российской Федерации;
руководства мобилизационной подготовкой и гражданской обороной в морском порту;
установления приоритетов государственной политики в области услуг, оказываемых в морском порту, обязательных для учета в производственной и иной деятельности владельцев инфраструктур, перевозчиков морского и смежных видов транспорта;
выполнения иных предусмотренных законодательством Российской Федерации соответствующих функций.
3. Государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется органами государственной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.
4. В целях обеспечения непрерывности транспортного и технологического процесса перевалки грузов в морском порту государственные органы, уполномоченные осуществлять таможенный, пограничный, санитарный, фитосанитарный, ветеринарный, карантинный, экологический и иные виды государственного контроля (надзора) за деятельностью физических и юридических лиц на территории морского порта, разрабатывают особый порядок проведения такого контроля (надзора) в морских портах и согласовывают его с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (а в случае морского рыбного порта – с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства).

Статья 10. Администрация морского порта

1.Под администрациями морских портов понимаются созданные в установленном законодательством порядке федеральные государственные учреждения, осуществляющие на территории и акватории морских портов административно-властные и другие полномочия, возложенные на них уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Администрации морских портов являются портовыми властями.
Руководителем администрации морского порта является Капитан морского порта.
2. Создание администрации морского торгового порта, морского специализированного порта, морского пассажирского порта, назначение на должность и освобождение от должности ее руководителя осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области транспорта.
Создание администрации морского рыбного порта осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства.
Назначение на должность и освобождение от должности руководителя администрации морского рыбного порта осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
3. При смежном размещении на территории или акватории морских торговых, специализированных или пассажирских портов с морским рыбным портом создается общая администрация морского порта. Создание общей администрации морского порта, назначение на должность и освобождение от должности ее руководителя осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области транспорта.
4. Администрации морских портов в рамках своих полномочий обеспечивают реализацию административно-властных функций возложенных на них в соответствии с настоящим законом, иными федеральными законами, правовыми актами Российской Федерации и в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации и уставом.

Статья 11.Полномочия и функции администрации морского порта

Администрация морского порта обеспечивает:
осуществление капитаном морского порта функций по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту;
защиту морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания в морских портах;
взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам функционирования морского порта;
координацию осуществления санитарного, таможенного, пограничного, экологического, фитосанитарного, ветеринарного, карантинного и иных видов контроля (надзора), осуществляемого уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в морских портах;
организация и руководство работой администрации морского пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации
проведение мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий загрязнения акватории и территории морского порта хозяйственно-бытовыми отходами, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и вредными для здоровья людей, водных и земных биологических ресурсов веществами в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;
осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
координацию и надзор за выполнением в морском порту работ по приему и обработки отходов с судов;
организацию спасания судов в пределах акватории морского порта и ликвидации пожаров на судах, находящихся в морском порту;
предоставление текущих отчетов о своей деятельности федеральному органу исполнительной власти в области транспорта;
осуществление административно-властных и других возложенных на неё в установленном порядке уполномоченным федеральным органом исполнительной власти полномочий;
осуществление в пределах своих полномочий надзора за безопасностью портовых гидротехнических сооружений и морских подводных гидротехнических сооружений;
иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Акты администрации морского порта и капитана морского порта

1.В целях осуществления функций, установленных Кодексом торгового мореплавания, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, администрация морского порта и капитан морского порта издают специальные правовые акты – обязательные постановления по морскому порту, распоряжения по морскому порту и предписания.
2.Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме обязательных постановлений по морскому порту и подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта – в морском торговом, специализированном, пассажирском порту, с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства – в морском рыбном порту.
Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений.
3.Обязательными постановлениями по морскому порту регулируется:
– описание границ морского порта
– границы подходной зоны морского порта (подходы к морскому порту);
– границы морских районов А1 и А2 Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности;
– правила захода судов в морской порт и выхода из морского порта;
– правила плавания судов в акватории морского порта;
– правила стоянки судов в морском порту;
– технические возможности приема судов;
– правила по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту;
– правила по обеспечению экологической безопасности в морском порту;
– правила пользования средствами связи на акватории и территории морского порта;
– навигационный период;
– установленные в соответствии с законодательством требования пожарной, санитарно-эпидемиологической, промышленной и экологической безопасности, санитарного, таможенного и пограничного и иных видов контроля в морском порту;
– прочие, регламентирующие деятельность в морском порту, правила в соответствии с полномочиями администрации морского порта (капитана морского порта).
4.Администрация морского порта (капитан морского порта) в процессе осуществления возложенных на них полномочий по государственному контролю (надзору) издает предписания об устранении выявленных нарушений.
5.Обязательные постановления по морскому порту и распоряжения подлежат исполнению капитанами судов, заходящих и находящихся в акватории морского порта, а также физическими и юридическими лицами, находящимися и/или осуществляющими деятельность в морском порту.
6.Обязательные постановления по морскому порту и распоряжения не могут противоречить общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации, настоящему Федеральному закону, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Статья 13.

Обеспечение защиты от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания регулируется международными договорами Российской Федерации, законами Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации.

Глава III. Имущественные отношения в морском порту

Статья 14. Собственность в морском порту

1. Ограничены в обороте (не подлежат передаче в частную собственность) следующие, находящиеся в федеральной собственности, объекты инфраструктуры морского порта:
морские подводные гидротехнические сооружения;
инфраструктура морского порта, необходимая для обеспечения государственного контроля в морском порту и работы морских пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;
инфраструктура морского порта, входящая в системы управления движением судов в акватории морского порта и на подходах к ней;
инфраструктура морского порта, необходимая для обеспечения функционирования систем поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море;
инфраструктура морского порта, необходимая для функционирования глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания;
ледоколы;
средства навигационного оборудования, включая оборудование для их обслуживания и ремонта;
объекты и средства автоматической информационной системы, единой службы контроля и управления судоходством и другие системы. Созданные для обеспечения безопасности мореплавания в акватории морского порта;
специальные спасательные суда;
суда для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
противопожарный флот;
инфраструктура, обеспечивающая экологическую безопасность в акватории морского порта, в том числе природоохранный флот и береговые природоохранные объекты, включая очистные станции и приемные сооружения;
а также объекты гражданской обороны, имущество мобилизационного назначения, имущество государственного резерва Российской Федерации.
2. Находящаяся в федеральной собственности инфраструктура морского порта регионального значения, за исключением ледоколов, может передаваться в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке. Перечень объектов инфраструктуры, передаваемых в собственность субъекта Российской Федерации подлежит согласованию: с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в морском торговом, специализированном, пассажирском порту, с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства – в морском рыбном порту.
3. Находящаяся в собственности субъекта Российской Федерации инфраструктура морского порта местного значения, может передаваться в собственность муниципального образования (за исключением объектов инфраструктуры, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи) в установленном порядке. Перечень объектов инфраструктуры, передаваемых в собственность муниципального образования подлежит согласованию: с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в морском торговом, специализированном, пассажирском порту, с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства – в морском рыбном порту.

Статья 15. Управление государственным имуществом в морском порту

1. Управление федеральным имуществом в морском порту осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области управления государственным имуществом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Управление федеральным имуществом в морском порту осуществляется непосредственно или путем передачи соответствующих функций созданному для этих целей юридическому лицу.
2. Управление федеральным имуществом в морском порту осуществляется в целях его эффективного использования в соответствии с целевым назначением и гарантированного сохранения и воспроизводства государственной собственности.
3. Предоставление федерального имущества в морском порту в аренду осуществляется в соответствии с его целевым назначением в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами.
4. Условиями договора аренды федерального недвижимого имущества, предназначенного для погрузо-разгрузочных работ в морском порту, являются:
обеспечение арендатором транспортного процесса перевалки грузов;
наличие у арендатора причала на праве собственности (иного владения) прилегающей к причалу инфраструктуры морского терминала;
при заключении договора аренды на срок 15 лет и более на арендатора может возлагаться обязанность капитального ремонта арендуемого имущества.
5.Срок аренды, находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества устанавливается до 50 лет. Сроки и условия аренды других видов имущества устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области управления имуществом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
6. Арендная плата за федеральное имущество в морском порту устанавливается в договорах аренды в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценке и может пересматриваться по инициативе арендодателя не чаще одного раза в год, при этом увеличение арендной платы не может превышать среднегодового уровня инфляции, установленного на текущий год законодательством о федеральном бюджете Российской Федерации.
7. Особенности управления объектами инфраструктуры морского порта регионального значения, находящимися в собственности субъекта Российской Федерации, устанавливаются законодательством субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Глава IV. Основы оказания услуг в морском порту

Статья 16. Основы оказания услуг по перевалке грузов, обслуживанию судов, пассажиров, иных услуг в морском порту

1.Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта на основании настоящего закона, Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту, правила оказания услуг по обслуживанию судов в морском порту, правила обслуживания пассажиров в морском порту, правила оказания иных услуг, обычно оказываемых в морском порту.
2. Правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков различных видов транспорта, взаимодействующих в морском порту, владельцев инфраструктуры, грузоотправителей, грузополучателей, судовладельцев, других юридических и физических лиц и регулируют условия и режим технологических процессов перевалки грузов с учетом особенностей различных видов грузов, требований экологической и промышленной безопасности.
3. Правила обслуживания пассажиров в морском порту представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктуры, пассажиров, других юридических и физических лиц и регулируют условия обслуживания в морском порту пассажиров, включая услуги в отношении ручной клади, багажа, грузобагажа.
Правила оказания услуг пассажирам, в том числе услуг в отношении багажа, грузобагажа для личных семейных и домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пассажиры, а также физические лица, имеющие намерение или пользующиеся услугами общего пользования, предоставляемыми в морском порту, в том числе в отношении багажа, грузобагажа для личных семейных и домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, как потребители пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
4. Правила оказания услуг по обслуживанию судов в морском порту представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков различных видов транспорта, взаимодействующих в морском порту, владельцев инфраструктуры, грузоотправителей, грузополучателей, судовладельцев, других юридических и физических лиц и регулируют условия оказания таких услуг на территории и акватории морского порта.
5. В морском торговом порту предоставляются услуги по обслуживанию судов, перевалке грузов и обслуживанию пассажиров.
В морском специализированном порту предоставляются услуги в отношении определенных видов грузов и услуги по обслуживанию судов.
В морском пассажирском порту предоставляются услуги по обслуживанию пассажирских судов и по обслуживанию пассажиров, оказание услуг по перевалке грузов не допускается.
В морском рыбном порту предоставляются услуги по обслуживанию судов рыбопромыслового флота, оказание услуг по перевалке грузов и обслуживанию пассажиров не допускается.
6. Оказание услуг осуществляется на основании договоров с пользователями услуг в морском порту.

Статья 17. Основные требования к владельцам инфраструктуры морских портов

1. Владелец инфраструктуры морского порта обязан:
иметь лицензии на осуществление подлежащих лицензированию видов деятельности;
владеть инфраструктурой с сертифицированными в установленном порядке ее элементами, техническими средствами, специальными программными средствами;
осуществлять эксплуатацию инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной, экологической, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов;
заключить с владельцами сопредельных инфраструктур соответствующие соглашения, предусмотренные транспортным уставом морских портов, существенными условиями которых являются координация взаимодействия владельцев инфраструктур при оказании услуг.
Владельцы инфраструктуры морского порта обязаны обеспечить выполнение возложенных на них обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, которые регламентируют перевозки грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа морским транспортом, и законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и законодательства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Статья 18. Основные требования в области обеспечения безопасности в морском порту

1.Территория морского порта является зоной повышенной опасности и должна быть огорожена. Ограждения могут быть установлены за счет средств владельцев инфраструктуры морского порта.
Правила нахождения граждан и размещения объектов в зоне повышенной опасности, выполнения в этой зоне работ устанавливаются в обязательных постановлениях по морскому порту.
2. Объекты (участки) на территориях которых осуществляются производство, хранение, погрузка, перемещение и выгрузка опасных грузов, должны быть удалены от объектов (зданий, строений, сооружений) общего пользования на расстояние, обеспечивающее безопасное функционирование инфраструктуры морского порта.
3. В целях выполнения требований промышленной, экологической и пожарной безопасности в морском порту владельцы инфраструктуры, капитаны судов, иные лица, осуществляющие деятельность и находящиеся в морском порту, обязаны:
своевременно информировать администрацию морского порта о возникновении угрожающих безопасности морского судоходства и нормальному функционированию морского порта ситуаций для принятия соответствующих мер;
осуществлять профилактические работы по обеспечению пожарной безопасности;
соблюдать порядок использования территории и акватории морского порта;
обеспечивать меры по предотвращению загрязнения акватории и территории морского порта хозяйственно-бытовыми отходами, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и вредными для здоровья людей, земных и водных биологических ресурсов веществами;
осуществлять мероприятия по предотвращению, ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций, ликвидации их последствий;
обеспечивать проведение объективного, полного и всестороннего расследования причин и условий возникновения инцидентов и аварий в морском порту.
4.Основные требования промышленной, экологической и пожарной безопасности при эксплуатации инфраструктуры морских портов включают в себя:
наличие в морском порту технических средств для приема и обработки хозяйственно-бытовых отходов, сточных и нефтесодержащих вод, для защиты окружающей среды от загрязнения нефтью и другими опасными и вредными для здоровья людей, водных и земных биологических ресурсов веществами;
наличие в морском порту аварийно-спасательных служб и средств, требуемых для выполнения работ по спасанию судов и людей в пределах акватории морского порта, ликвидации пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций в морском порту и их последствий.
5. На территории и акватории морского порта работы по обеспечению экологической безопасности, пожарной безопасности, а также по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляются владельцами инфраструктур, капитанами судов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в морском порту в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Государственный контроль (надзор) за обеспечением пожарной, промышленной и экологической безопасности, а также за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории и акватории морского порта осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Статья 19. Открытие (закрытие) морского порта

1. Морской порт является открытым с момента его внесения в Государственный реестр морских портов Российской Федерации в установленном порядке.
2. Все функционирующие на момент вступления в силу настоящего Федерального закона морские порты считаются открытыми и вносятся в Государственный реестр морских портов Российской Федерации в безусловном порядке.
3. Закрытие морского порта федерального значения осуществляется по решению Правительства Российской Федерации.
Закрытие морского порта регионального значения осуществляется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (в случае морского рыбного порта – с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства).
Закрытием морского порта местного значения осуществляется решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по представлению органов местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (в случае морского рыбного порта – с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства).
4. Временное закрытие морского порта, ограничение приема судов и/или грузов в морском порту осуществляется на основании решения федерального органа исполнительной власти в области транспорта (морского рыбного порта – на основании решения федерального органа исполнительной власти в области рыболовства) или на основании распоряжения администрации морского порта (капитана морского порта), принятого в пределах их полномочий в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Решение о временном закрытии морского порта, ограничении приема в морском порту судов и/или грузов принимается в случаях возникновения угрозы безопасности судоходства, а также безопасности жизни, здоровья людей и/или имущества. Решение о временном закрытии морского порта, ограничении приема в морском порту судов и/или грузов может быть обжаловано в суде всеми заинтересованными лицами, которые в праве требовать возмещения нанесенного ущерба за счет средств государственного бюджета, если решение о временном закрытии морского порта было принято неправомерно.

Статья 20. Открытие морского порта для оказания услуг

1. Открытие морского порта для оказания данного вида услуг осуществляется путем опубликования информации о готовности операторов, иных владельцев инфраструктуры, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей оказывать услуги общего пользования в данном морском порту.
В случае открытия морского порта для оказания услуг, сведения о которых подлежат внесению в Государственный реестр морских портов Российской Федерации, администрация морского порта в месячный срок направляет в установленном порядке соответствующие сведения для внесения в Государственный реестр морских портов Российской Федерации.
2. Морской порт может открываться для оказания всех или некоторых видов услуг, предусмотренных пунктом 5 статьи 16 в соответствии с его назначением.
3. Оказание услуг, для которых открыт морской порт, является обязательным для оператора – владельца соответствующей инфраструктуры в отношении любого пользователя, исходя из технических возможностей с соблюдением соответствующих правил оказания услуг в морском порту.

Статья 21. Прием-сдача груза между оператором морского терминала и перевозчиком

1. В случае, если договором между оператором морского терминала и грузополучателем/грузоотправителем или уполномоченным им лицом на оператора морского терминала возложена обязанность принять груз от перевозчика или сдать груз перевозчику для продолжения перевозки, перевозчик обязан принять груз от оператора морского терминала или сдать груз оператору морского терминала с проверкой его состояния по внешнему осмотру, массы и количества в соответствии с действующими правилами.
2. В случае, если в момент прибытия груза в морской порт договор с оператором морского терминала на предоставление услуг в отношении этого груза отсутствует, то действия по заключению такого договора являются обязанностью перевозчика, доставившего груз в морской порт.
3. Грузы, для которых правила перевозки или правила перевалки в морском порту не установлены, принимаются (сдаются) оператором морского терминала от грузоотправителя (грузополучателю) только после согласования грузоотправителем (грузополучателем) соответствующих условий перевалки груза с государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации надзор за перевозкой, перевалкой и хранением определенных грузов в морском порту и разработкой соответствующих правил.
4. Прием (сдача) грузов между оператором морского терминала и перевозчиками различных видов транспорта осуществляется в расположенных в морском порту местах погрузки (выгрузки) грузов в/из соответствующих транспортных средств.

Статья 22. Место приема-сдачи груза морским перевозчиком

1. Прием груза к перевозке от отправителя и сдача груза получателю в морском порту производятся морским перевозчиком в трюме или у борта судна в соответствии с действующими на морском транспорте правилами, а в случаях, для которых место не установлено – в соответствии с обычаями морского порта.
2. Прием груза от отправителей и сдача грузов получателям на рейде порта независимо от производства погрузки (выгрузки) силами и средствами грузовладельца, либо перевозчика во всех случаях производятся в трюме судна.
3. Капитан судна во всех случаях обязан безвозмездно обеспечить пар, электроэнергию для освещения судовых грузовых помещений и палуб для работы грузовых устройств, а также безвозмездно предоставить в исправном состоянии имеющиеся на судне грузовые краны, стрелы, лебедки и иные необходимые механизмы.

Статья 23. Документ о приеме груза

1. Оператор морского терминала несет ответственность за утрату или повреждение груза с момента его принятия на склад, до момента его выдачи или предоставления в распоряжение лица, уполномоченного на его получение. Указанный период времени также именуется – период ответственности оператора за груз.
2. Документом, подтверждающим факт принятия груза оператором морского терминала, а также факт принятия груза получателем от оператора, является расписка о приеме груза, оформленная в установленном порядке, содержащая сведения о грузе, его количестве и состоянии.
В случае, если в расписке о приеме груза состояние груза не указано, считается, что груз получен в хорошем состоянии, если лицо, получившее груз не докажет иного.
3. Правила настоящей статьи не применяются в случаях, если услуги оператора морского терминала ограничиваются непосредственной перегрузкой груза с одного вида транспорта на другой.

Статья 24. Заявление об утрате и повреждении груза

Если заявление об утрате или повреждении груза не сделано в адрес оператора морского терминала в момент выдачи груза лицу, уполномоченному на его получение, считается, что оператор выдал груз в соответствии с описанием, содержащимся в документе, выданном им согласно пункту 2 статьи 25 настоящего закона.

Статья 25. Обязанности вывоза груза из морского порта

1.Своевременный вывоз груза из морского порта является обязанностью лица, уполномоченного на получение (прием) груза от оператора морского терминала.
2.Срок, в течение которого груз должен быть вывезен из морского порта, определяется договором об оказании услуг перевалки груза.
3.Действия оператора морского терминала в случае, если груз не вывезен уполномоченным лицом в установленный срок, определяются настоящей статьей, транспортным Уставом морских портов и правилами оказания услуг по перевалке груза.
Груз, не вывезенный в установленный договором срок признается грузом, невостребованным получателем. В отношении такого груза применяется право удержания в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.

Статья 26. Право удержания в отношении груза

1. Оператор морского терминала имеет право удерживать груз в обеспечение причитающейся ему платы за услуги, предоставленные им в отношении груза, как в период ответственности оператора за груз, так и по истечении этого периода.
2. В обеспечение причитающейся ему платы оператор морского терминала имеет право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, продать полностью или частично груз, в отношении которого он использовал право удержания, предусмотренное настоящей статьей.
Право продажи применяется также к контейнерам, поддонам или другим подобным приспособлениям для транспортировки или упаковки груза, если они принадлежат на праве собственности стороне, к которой у оператора морского порта возникают требования по оплате услуг.
3. До осуществления своего права продажи оператор морского терминала должен направить уведомление о намеченной продаже лицу, заключившему с ним договор на предоставление услуг в отношении данного груза, контейнера, поддонов или других приспособлений для транспортировки или упаковки груза.

Статья 27. Основания ответственности оператора морского терминала

1. Оператор морского терминала несет ответственность за утрату или повреждение груза в период ответственности оператора за груз, если не докажет, что утрата, повреждение груза произошли не по вине самого оператора, его служащих, агентов или других лиц, услугами которых он пользовался.
2. Если груз не выдается оператором морского порта лицу, уполномоченному на его получение, или не предоставляется в его распоряжение в течение 30 дней после даты, прямо определенной соглашением сторон, лицо, имеющее право на предъявление ущерба в связи с утратой данного груза, может считать груз утраченным.

Статья 28. Ограничение ответственности оператора морского терминала

1. Оператор морского терминала несет ответственность за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза по его вине:
– в размере стоимости утраченного или недостающего груза;
– в размере суммы, на которую снизилась стоимость груза, в случае его повреждения (порчи) или в размере его стоимости при невозможности восстановить поврежденный груз.
2. Стоимость груза определяется, исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, либо при отсутствии счета продавца или цены в договоре, исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Статья 29. Свод обычаев морского порта

1. Свод обычаев морского порта представляет собой свод обычаев делового оборота, сложившихся на основе многолетней практики и широко применяемых в данном морском порту.
2. Обычаи морского порта собираются, обобщаются и издаются администрацией морского порта совместно с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в морском порту.
При подготовке Свода обычаев морского порта администрация морского порта учитывает интересы судовладельцев и иных пользователей услуг в морском порту.
3. В Своде обычаев морского порта обычно указываются:
– производственный режим работы морского порта;
– порядок и условия погрузки-выгрузки, обслуживания и оформления транспортных документов находящихся в морском порту судов;
– порядок вручения нотиса;
– порядок распределения расходов по обработке судов;
– порядок исчисления сталийного времени, если данный порядок не установлен соглашением сторон;
– перечень операций, осуществляемых в данном морском порту;
– другие условия деятельности в морском порту.
4.Свод обычаев морского порта регистрируется в Торгово-Промышленной Палате РФ.

Статья 30. Опасный груз

1. Если легковоспламеняющийся, взрывчатый или опасный по своей природе груз сдан оператору морского терминала под неправильным наименованием и при его приемке оператор морского терминала не мог посредством наружного осмотра удостовериться в его свойствах, данный груз может быть уничтожен или обезврежен оператором морского терминала в случае возникновения ситуации, угрожающей безопасности морского порта, его объектов, жизни и здоровью людей, без возмещения убытков грузоотправителю или грузополучателю, либо другому лицу, действующему на ином законном основании в отношении данного груза.
2. В случае, если принятый оператором морского терминала груз, указанный в пункте 1 настоящей статьи, станет опасным для другого груза или находящихся в морском порту людей, оператор морского терминала вправе в зависимости от обстоятельств уничтожить или обезвредить такой груз без возмещения отправителю (получателю) убытков.
3. Уничтожение опасного груза, не прошедшего таможенное оформление, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правила уничтожения опасных грузов в случае возникновения ситуации, угрожающей безопасности морского порта, его объектов, жизни и здоровью людей, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Расходы оператора морского терминала, понесенные им в связи с принятием мер по уничтожению или обезвреживанию опасного груза, возмещаются лицом, обязанным информировать об опасном характере груза.

Статья 31. Регулирование правоотношений между оператором морского терминала и перевозчиками

1. В морских портах может осуществляться перевалка грузов, перевозимых в прямом и непрямом международном сообщении и в прямом и непрямом смешанном сообщении, посредством взаимодействия операторов морских терминалов с организациями морского, железнодорожного, автомобильного и иных видов транспорта.
2. Перевозка грузов в указанных сообщениях через морские порты, а также прием (сдача) грузов регулируется правилами оказания услуг по перевалке грузов в морских портах, разрабатываемыми в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
3. Условия взаимодействия между транспортными организациями в процессе перевалки грузов, перевозимых в сообщениях, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, определяются узловыми соглашениями, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации, а также положениями настоящего федерального закона.
4. Узловые соглашения между оператором морского терминала и железнодорожным перевозчиком заключаются в порядке, предусмотренном статьей 32 настоящего Федерального закона.

Статья 32. Узловые соглашения между оператором морского терминала и железнодорожным перевозчиком

1. Под узловыми соглашениями между оператором морского терминала и железнодорожным перевозчиком понимаются предусмотренные статьей 799 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашения между операторами морских терминалов и организациями железнодорожного транспорта о порядке и условиях их взаимодействия в процессе перевалки грузов в морских портах.
2. В узловом соглашении устанавливаются:
а) места и нормы одновременной погрузки-разгрузки вагонов с учетом производственных условий и объемов перевозок на основе Единого технологического процесса работы железнодорожной станции и операторов в морском порту;
б) нормативы времени на:
– расформирование составов (поездов), групп вагонов, подачу и уборку вагонов;
– подгруппировку вагонов и других транспортных средств по грузоотправителям, грузополучателям;
– приемо-сдаточные операции;
– раскредитование документов;
– подачу вагонов на весы и уборку вагонов с весов;
– оборудование вагонов под погрузку;
– погрузку, разгрузку вагонов;
– зачистку вагонов от реквизитов крепления, сепарации, остатков перевозимого груза, остатков ранее перевезенных грузов и мусора;
– осмотр вагонов и других транспортных средств на пригодность к погрузке (техническое и коммерческое состояние);
в) порядок расчетов за услуги по обработке вагонов;
г) особые (местные) условия, влияющие на технологический процесс обработки вагонов (метеоусловия, сменность и др.)
3. Узловые соглашения заключаются сроком на 5 лет. В случае изменения технического оснащения, либо режима технологических процессов работы операторов в морском порту или организаций железнодорожного транспорта, узловое соглашение по предложению одной из сторон может быть полностью или частично пересмотрено до истечения срока его действия.

Глава V. Портовые сборы и тарифы

Статья 33. Портовые сборы

1.В морских портах Российской Федерации устанавливаются следующие портовые сборы:
– корабельный;
– канальный;
– маячный;
– навигационный;
– причальный;
– якорный;
– санитарный
– ледокольный;
– лоцманский.
2. Перечень портовых сборов, взимаемых с судов непосредственно в каждом морском порту устанавливается:
в морских торговых, специализированных, пассажирских портах, а также в морских рыбных портах, имеющих смежную с морскими портами иного назначения акваторию – федеральным органом исполнительной власти в области транспорта;
в морских рыбных портах, не имеющих смежной с морскими портами иного назначения акватории – федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
3. Ставки и правила взимания портовых сборов в морских торговых, специализированных, пассажирских портах, а также морских рыбных портах, имеющих смежную с портами иного назначения акваторию устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования деятельности естественных монополий по представлению федерального органа исполнительной власти в области транспорта на основании предложений владельцев соответствующих инфраструктур.
Ставки и правила взимания портовых сборов в морских рыбных портах, не имеющих смежной с портами иного назначения акватории устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования деятельности естественных монополий по представлению федерального органа исполнительной власти в области рыболовства на основании предложений владельцев соответствующих инфраструктур.
4. Портовый сбор взимается в соответствии с установленными правилами владельцем инфраструктуры, за услуги по использованию которой, установлен данный портовый сбор.
5. Перечень портовых сборов, ставки портовых сборов и правила взимания портовых сборов публикуются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования деятельности естественных монополий в установленном порядке.
6. Порядок использования средств, от портовых сборов, поступающих за услуги по использованию инфраструктуры, находящейся в государственной собственности, устанавливается в морских торговых, специализированных, пассажирских портах – федеральным органом исполнительной власти в области транспорта; в морских рыбных портах – федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Статья 34. Тарифы на услуги, оказываемые в морском порту

1. В соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о регулировании деятельности естественных монополий регулируются тарифы на следующие относящиеся к сфере естественной монополии услуги общего пользования, оказываемые в морском порту:
– погрузо-разгрузочные работы (услуги);
– технологическое хранение груза;
– услуги буксиров при швартовных операциях.
2. Указанные в пункте 1 тарифы, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования деятельности естественных монополий для морских торговых, специализированных, пассажирских портов – по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, для морских рыбных портов – по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
3.Тарифы в морском порту, не регулируемые в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.

Глава VI. Строительство морских портов

Статья 35. Решение о строительстве и расширении морских портов

1.Решение о строительстве или расширении морского торгового, специализированного или пассажирского порта федерального значения принимает Правительство Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области транспорта.
Решение о строительстве или расширении морского рыбного порта федерального значения принимает Правительство Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области рыболовства.
Решение о строительстве или расширении морского порта федерального значения подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется строительство или расширение морского порта федерального значения.
Решение о строительстве и расширении морских портов федерального значения принимается на основании генеральной схемы развития морских портов, утвержденной Правительством Российской Федерации.
2.Решение о строительстве или расширении торгового, специализированного или пассажирского морского порта регионального или местного значения принимает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Решение о строительстве или расширении рыбного морского порта регионального или местного значения принимает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
3.В решении о строительстве или расширении морского порта указывается:
назначение и экономическое значение морского порта;
границы отвода земельного участка и границы акватории;
порядок и сроки строительства и сдачи в эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта;
условия инвестиционной деятельности при строительстве или расширении морского порта;
другие условия.
4. Решение о строительстве (расширении) морского порта может предусматривать (в том числе при строительстве гидротехнических сооружений) создание на землях водного фонда намывных, насыпных и иных искусственно созданных участков суши, которые по завершении строительства подлежат переводу в установленном законом порядке из категории земель водного фонда в категорию земель транспорта.
Порядок отвода земель водного фонда под строительство морских подводных гидротехнических сооружений, портовых гидротехнических сооружений, создание на землях водного фонда намывных, насыпных и иных искусственно созданных участков суши устанавливается Правительством Российской федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области транспорта.

Статья 36. Строительство и реконструкция в границах морского порта

1. Настоящей статьей регулируются строительство и реконструкция в границах морского порта, не требующие резервирования и отвода новых земельных участков.
2. Решение о строительстве, реконструкции объектов в границах морского порта федерального значения (кроме строительства и реконструкции объектов подсобного и обслуживающего назначения, а также реконструкции без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения) принимает федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, а в случае морского рыбного порта федерального значения – федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства.
Решение о строительстве, реконструкции объектов в границах морского порта регионального, местного значения (кроме строительства и реконструкции объектов подсобного и обслуживающего назначения, а также реконструкции без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения) принимает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, за исключением строительства, реконструкции на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности.
Решение о строительстве, реконструкции объектов в границах морского порта регионального, местного значения на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, принимает орган местного самоуправления.
Решение о строительстве и реконструкции объектов подсобного и обслуживающего назначения, а также реконструкции без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения принимаются собственниками соответствующих зданий, сооружений, имущественных комплексов при наличии зарегистрированных прав на земельные участки, оформленной в установленном порядке проектной, градостроительной и иной разрешительной документации.
3. Решение о строительстве, реконструкции объектов в границах морского порта принимается с учетом целевого назначения земель и ограничений, установленных для зон с особым режимом использования земель в морском порту.
4. Проектирование, строительство, реконструкция, объектов инфраструктуры морского порта федерального значения, осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктуры, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов капитальных вложений и средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иных не запрещенных законом источников.
5. Проектирование, строительство, реконструкция, объектов инфраструктуры морского порта регионального и местного значения осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктуры, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных не запрещенных законом источников.
6. Привлечение частных инвестиций в государственные объекты инфраструктуры морских портов осуществляется на возмездной основе, либо на других условиях по согласованию сторон.

Глава VII. Заключительные положения

Статья 37. Внесение изменений и дополнений в законодательные акты

Внести изменения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2207; 2001, № 22, ст. 2125):
в пункте 3 статьи 6 исключить шестой абзац;
статью 75 изложить в следующей редакции:
"Капитаны морских портов подчиняются непосредственно федеральному органу исполнительной власти в области транспорта.";
во втором абзаце пункта 1 статьи 87 исключить слова: "и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства";
в пункте 1 статьи 88 слово "обеспечивают" заменить словом "обеспечивает", а также исключить слова: "и федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства";
в пункте 2 статьи 88 исключить слово "соответственно", а также слова: "и федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства".

Статья 38. Введение в действие настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Статья 39. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.


Президент Российской Федерации


Пояснительная записка к проекту федерального закона "О морских портах Российской Федерации"

Проект федерального закона "О морских портах Российской Федерации" разрабатывается в развитие положений Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ) и во исполнение Плана подготовки проектов федеральных законов и иных нормативных актов.

Основная концепция проекта федерального закона "О морских портах Российской Федерации" заключается в урегулировании правоотношений, возникающих при оказании услуг в морских торговых, специализированных, пассажирских и рыбных портах (далее – морские порты), в том числе отношений, возникающие при функционировании и развитии морских портов, осуществлении хозяйственной деятельности в морских портах, и установлении порядка государственного регулирования деятельности в морских портах.

В настоящее время КТМ дает только определение морского торгового порта (ст. 9) как комплекса сооружений, расположенных на специально отведенной территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту, а также определения морского рыбного и морского специализированного порта. Регулирование деятельности указанных типов морских портов согласно части 5 указанной статьи должно осуществляться на основе единого закона о морских портах.

Попытка ввести определение правового режима морских портов сделана в законе РФ от 31.07.98 № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

Правовой режим морских торговых и рыбных портов, а также специализированных портов Российской Федерации (далее – морские порты) является единым для всех портов, находящихся на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Правовой режим морских портов с учетом климатических, гидрологических и метеорологических особенностей устанавливается настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, применимыми к морским портам, а также законами субъектов Российской Федерации.

Однако далее содержание правового режима не раскрывается. Функция морского порта по перевалке грузов, обслуживанию судов и пассажиров не урегулирована на уровне федерального законодательства: отсутствует определение услуг, оказываемых в морском порту как транспортных услуг, морской порт не определен в качестве транспортного узла, не отражен порядок взаимодействия организаций, оказывающих услуги в морском порту с организациями других видов транспорта, а также взаимодействия портовых властей с органами государственной власти, действующими на соответствующей территории.

Следует отметить, что "услуги транспортных терминалов и услуги портов" находятся в сфере регулирования законодательства о естественных монополиях и антимонопольного законодательства – Закон РФ "О естественных монополиях" № 147-ФЗ от 17.08.95 (далее – антимонопольное законодательство) Антимонопольное законодательство оперирует понятием "субъект естественной монополии", где под субъектом понимается организация, оказывающая "услуги порта". Имея определение морского порта (ст. 9 КТМ) как комплекса сооружений, под "услугами порта" в буквальном смысле следует понимать "услуги комплекса сооружений", что противоречит здравому смыслу. В представленном законопроекте определены основные группы услуг, оказываемых в морском порту (перевалка грузов, обслуживание судов, обслуживание пассажиров, иные услуги), а также определены основные лица, оказывающие услуги в морском порту (операторы морских терминалов, владельцы инфраструктуры морского порта, иные лица). В то же время законопроект не ограничивает перечень услуг и использует общепринятое в международном праве понятие "услуги, обычно оказываемые в морском порту".

Вышеизложенная сложность трактовки понятия "услуги порта" связана с тем, что изменения законодательства пост-советского периода по сути привели к полному пересмотру понятия "порт". Местонахождение порта, как правило, продиктовано географическим положением и обусловлено соответствующими историческими и экономическими причинами. Для законодательства советского периода было характерно, что одному Порту-территории соответствовала одна Порт-организация, например "Ленморторгпорт" в Ленинградском порту. Сегодня в одном Порту-территории может действовать множество организаций, оказывающих различные "услуги порта". Однако в нормативных актах по сей день смешиваются понятия Порта-территории и Порта-организации, а Порты называют "субъектами" естественных монополий.

В представленном законопроекте последовательно проводится разграничение между морским портом как имущественным комплексом, расположенном на определенной территории и акватории, и организациями, действующими на территории морского порта и оказывающими услуги. Исходя из сложившейся исторической ситуации (прошедшая приватизация в морских портах и развивающиеся инвестиционные процессы) для России вряд ли применима модель Порта-организации. В последних законодательных инициативах в России прослеживается обратная тенденция – постепенной приватизации предприятий-монополистов, путем создания акционерных обществ с государственным капиталом. Например, начат процесс реформы и частичной приватизации железных дорог.

Представленный законопроект прорабатывает модель управления деятельностью в морских портах в Российской Федерации, которая может быть введена без революционных преобразований и "передела собственности" – это модель порта-территории, которая провозглашена в КТМ.

Правовое обеспечение процессов, осуществляемых в морских портах, при отсутствии федерального закона, регулируется множеством правовых актов Правительства РФ, а также ведомственных правовых актов, начиная с постановлений Минтранса и заканчивая приказами администрации морского порта. Данная ситуация имеет следующие отрицательные стороны: – проблемы разграничения полномочий между ведомствами. – наличие законодательного регулирования (регулирования более высокого уровня) в смежных отраслях (например, таможенное, железнодорожное законодательство), не учитывающего специфику портов; – недостаточно прозрачное регулирование монополистической деятельности. – отсутствие пределов государственного регулирования деятельности в морском порту; – не регламентирован статус саморегулирующихся организаций в морском порту.

Положения Гражданского кодекса РФ о перевозке предусматривают наличие транспортных кодексов, уставов иных законов, а также правил, регулирующих перевозки различными видами транспорта (см. статьи 784, 791, 794, 797).

Положительным примером транспортного закона (с точки зрения внутриотраслевого регулирования) является федеральный закон от 10.01.03 №17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и от 10.01.03 № 18-ФЗ "Устав железных дорог". Данные нормативные акты охватывают всю сферу деятельности железнодорожного транспорта, устанавливают на уровне закона четкие правила взаимодействия с другими видами транспорта, максимально учитывают специфику данного вида транспорта.

Самостоятельность транспортных услуг морского порта отражена путем введения понятия "перевалки" грузов как услуги транспорта общего пользования, оказываемой в морском порту, и понятие оператора морского терминала как лица, оказывающего услуги по перевалке груза.

Необходимость введения понятия перевалки грузов как транспортной услуги продиктована, во-первых, необходимостью определения места данного сложившегося вида услуг в системе гражданско-правовых отношений в сфере транспорта; во-вторых, необходимостью оформления взаимодействия различных видов транспорта в морском порту путем заключения узловых и иных соглашений, предусмотренных Гражданским кодексом РФ. Отсутствие в настоящее время таких соглашений влечет за собой несогласованность в работе транспортного узла, что, в конечном счете, сказывается на конкурентоспособности российских морских портов.

В законопроекте предложено разграничить морские порты по их экономическому значению на морские порты федерального, регионального и местного значения. С точки зрения этого разделения сегодня все морские порты являются федеральными. Эта ситуация порождает множество проблем для небольших портов, интерес к которым со стороны федеральных ведомств отсутствует, что порождает недостаточное финансирование, отсутствие механизмов для реконструкции, модернизации и нового строительства.

Основным критерием отнесения морского порта к той или иной категории будет являться значение порта для обеспечения жизнедеятельности того или иного региона, муниципалитета или стратегических интересов России. Порядок отнесения морских портов к различным категориям по экономическому значению должно установить Правительство Российской Федерации. Законопроект предусматривает в морских региональных и муниципальных портах возможность передачи федерального имущества в собственность соответственно субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Это должно послужить механизмом децентрализации управления теми морскими портами, в которых Российская Федерация не имеет стратегических интересов.

Особое внимание в законопроекте уделено регулированию земель морских портов. Земли морских портов отнесены к категории земель транспорта (ст. 90 ЗК РФ). Этот правовой статус предполагает специальные возможности регулирования пользования данными землями. В состав земель транспорта в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов транспорта могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Однако п. 1 ст. 87 ЗК РФ устанавливает, что землями транспорта признаются земли, занимаемые объектами транспорта, "расположенные за чертой поселений". Морские порты, как правило, являлись и являются по своей сути градоформирующими объектами, и большинство морских портов находятся в границах поселений. Таким образом, вышеуказанные преимущества, которые дает отнесение земель морских портов к отдельной категории земель, в большинстве случаев не могут быть использованы.

Земли поселений также имеют в своем составе территориальную зону "земли транспорта". Согласно статье 85 п.2 ЗК РФ "правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков)". Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам (п. 8 ст. 85 ЗК РФ).

Сами правила землепользования и застройки утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления. Таким образом, в составе земель поселений градостроительный регламент, определяющий цели использования земли, правила строительства и развития транспортной инфраструктуры морского порта должен утверждаться на уровне муниципалитетов. Данная ситуация представляется нелогичной для морских портов федерального или регионального значения.

Земли, занимаемые морскими портами в силу Земельного кодекса и закона РФ от 17.07.01 № 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" являются федеральными (на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации), и на них будет зарегистрировано право федеральной собственности по окончании процесса разграничения земель (кроме земельных участков, выкупленных в частную собственность).

Таким образом, после проведения разграничения земель может сложиться аномальная ситуация, когда полномочия по управлению и распоряжению землями на территории морского порта будут принадлежать Российской Федерации или субъекту Российской Федерации, а правила землепользования и застройки в границах порта будет принимать муниципалитет.

Представленный законопроект предлагает решение данной проблемы путем отнесения земель морских портов к категории земель транспорта. Это будет означать исключение земель морских портов из земель поселений или других категорий (там, где это необходимо).

В законопроекте установлены пределы государственного регулирования в морском порту, определены полномочия администраций морских портов, урегулирована ситуация с управлением морскими портами разного назначения, имеющими смежные акватории.

В законопроекте установлен исчерпывающий перечень портовых сборов, которые могут взиматься в морских портах России, а также предусмотрено утверждение перечня сборов подлежащих взиманию в каждом морском порту. Принципиальным является определение портовых сборов как платы за предоставление услуг, введение правил взимания потовых сборов, что позволит, по мнению разработчиков, сделать систему портовых сборов прозрачной, исключить необоснованное взимание портовых сборов за несуществующие услуги, дублирование сборов портами со смежными акваториями, а также другие злоупотребления.

Предложенный в законопроекте перечень регулируемых тарифов направлен на законодательное установление тех "услуг портов", оказываемых субъектами естественных монополий, тарифы на которые подлежат государственному регулированию.

Представленные в законопроекте статьи (ст. 21–30), регулирующие права и ответственность операторов морских терминалов разработаны с учетом отдельных положений Конвенции "Об ответственности операторов транспортных терминалов" (Конвенция не вступила в силу, однако в соответствии с традициями международного права служит базой для национальных законодательств), а также аналогичных положений КТМ, описывающих права и ответственность морских перевозчиков. Данный раздел направлен на определение места оператора морского терминала среди остальных участников транспортного процесса (процесса перевозки), деятельность которых традиционно регулируется гражданским и транспортным законодательством.

Проект устанавливает порядок принятия решений о строительстве новых морских портов и расширении морских портов. Отдельное регулирование предусмотрено для создания насыпных или намывных территорий, поскольку созданный объект в этом случае требует дополнительного определения его правового статуса. Ранее такие объекты в целом причислялись к "сооружениям", что представляется не совсем точным в отношении таких участков вновь образованной суши, на которых возможно дальнейшее строительство не только гидротехнических, но и иных сооружений и зданий. Проект предусматривает новую концепцию, которая полностью соответствует правовой природе возникающих территорий и законодательству: насыпные и намывные территории – это земельные участки, подлежащие переводу из категории земель водного фонда в земли иных категорий.

В особый порядок выделены вопросы строительства и реконструкции в морских портах, не требующие отвода новых земельных участков.

Данный законопроект получил одобрение профессиональной Ассоциации морских портов России, ведущих научно-исследовательских институтов морского транспорта и крупнейших компаний, осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность в морских портах России.


Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О морских портах Российской Федерации"

В случае принятия проекта указанного федерального закона необходимо внести изменения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2207; 2001, № 22, ст. 2125):
в пункте 3 статьи 6 исключить шестой абзац;
статью 75 изложить в следующей редакции:
"Капитаны морских портов подчиняются непосредственно федеральному органу исполнительной власти в области транспорта".
во втором абзаце пункта 1 статьи 87 исключить слова: "и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства";
в пункте 1 статьи 88 слово "обеспечивают" заменить словом "обеспечивает", а также исключить слова: "и федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства";
в пункте 2 статьи 88 исключить слово "соответственно", а также слова: "и федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства".
Реализация указанного проекта федерального закона не потребует дополнительных затрат федерального бюджета.



Ваше мнение о законопроекте

Яхтенные порты (Марины), право собственности на ГТС2004-07-25 12:39:34
1. Нигде не говорится о яхтенных портах (маринах), которых в количественном отношении в развитых странах - подавляющее большиство.
2. Ст. 14 исключает возможность передачи ГТС в частную собственность. А как быть с ГТС, построенных на частные деньги?
Николай Гришин
 
 
Тема:
 

   
 
Ваше мнение:
 

    

 
Подпись:
 

   
 

   
 
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin