Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"" (об осуществлении защиты прав потребителей органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации)

Проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"" предлагается дополнить названный закон рядом положений, касающихся прав потребителей, а также новой статьей о порядке осуществления защиты прав потребителей органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Предполагается, что в целях защиты прав потребителей органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации будут вправе разрабатывать единую программу защиты прав потребителей и методы её реализации на территории субъекта Российской Федерации, организовывать контроль исполнения законодательства о защите прав потребителей на территории субъекта Российской Федерации, предъявлять иски в суд о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца) или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение законодательства о защите прав потребителей и осуществлять ряд других полномочий в этой сфере.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, на сегодняшний день существует необходимость создания органа по защите прав потребителей в структуре органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, что позволит расширить круг государственных органов, осуществляющих защиту прав потребителей. Представляется справедливым мнение Правового управления Госдумы РФ о том, что предоставление подобных прав органам исполнительной власти субъекта РФ приведёт к дублированию полномочий указанных органов и федерального антимонопольного органа, органов местного самоуправления. Актуальность законопроекта нужно оценивать также с учётом проводимой сегодня реформы федеральных органов исполнительной власти, в результате которой было упразднено Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. На сегодняшний день создана Федеральная антимонопольная служба, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также по изданию в пределах своей компетенции индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности. К числу основных функций Федеральной антимонопольной службы относится надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг.

Что же касается остальных положений законопроекта, то необходимо отметить следующее. В соответствии с действующим Законом "О защите прав потребителей" в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о замене такого товара продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны заменить такой товар в семидневный срок со дня предъявления указанного требования потребителем. Законопроектом предлагается уменьшить этот срок до одного дня. Помимо этого, до одного дня предлагается сократить и десятидневный срок, предоставляемый на удовлетворение требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, а также о возмещении убытков, причиненных потребителю расторжением договора купли-продажи (возвратом товара ненадлежащего качества изготовителю), а также десятидневный срок на удовлетворение требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возмещении убытков, причиненных расторжением договора о выполнении работы (оказании услуги). Однако подобные предложения законопроекта представляются нецелесообразными, поскольку значительно ухудшают положение продавцов (изготовителей) товара или организаций, выполняющих функции продавца (изготовителя) на основании договора с ними, по сравнению с действующим законодательством. Отметим, что хотя названный закон и направлен на защиту прав потребителей, он не должен ущемлять и права продавцов, устанавливая неисполнимые сроки для выполнения предъявленных к нему требований.

Изложенное позволяет говорить об отсутствии необходимости в принятии данного законопроекта.


Экспертиза подготовлена в Фонде развития парламентаризма в России в августе 2004 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin