Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Пояснительная записка
Заключение Правового управления Аппарата ГД

Экспертные заключения
Ваше мнение о законопроекте

Проект федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"" (об осуществлении защиты прав потребителей органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации)

№ 315916-3, вносится Волгоградской областной Думой

(внесен 07.04.2003)

Статья 1.

Внести в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" (в редакции Федеральных законов от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ, от 17 декабря 1999 г. № 212-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ) следующие изменения и дополнения:

1. В части первой пункта 1 статьи 12 слова в "разумный срок" заменить словом "незамедлительно".

2. Пункт 7 статьи 18 после слов "возврат их потребителю" дополнить словами ", а также в случае расторжения договора купли-продажи".

3. В первом абзаце пункта 1 статьи 21 слова "семидневный срок со дня" заменить словом "день".

4. В статье 22 слова "течение десяти дней со дня" заменить словом "день".

5. В части первой пункта 1 статьи 23 слова "статьями 20, 21 и 22" заменить словами "статьями 20, 21, 22 и 25".

6. В пункте 1 статьи 31 слова "десятидневный срок со дня" заменить словом "день".

7. Дополнить новой статьей 42 следующего содержания:

"Статья 42. Осуществление защиты прав потребителей органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации

В целях защиты прав потребителей органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе:
обеспечивать взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей по вопросам защиты прав потребителей;
обобщать и анализировать практику применения законодательства о защите прав потребителей на территории субъекта Российской Федерации;
разрабатывать единую программу защиты прав потребителей и методы ее реализации на территории субъекта Российской Федерации;
организовывать разработку и рассмотрение проектов законов и иных нормативных актов по вопросам, затрагивающим интересы потребителей;
организовывать контроль исполнения законодательства о защите прав потребителей на территории субъекта Российской Федерации;
рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам законодательства о защите прав потребителей;
анализировать договоры, заключаемые продавцами (исполнителями, изготовителями) с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей;
предъявлять иски в суд о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца) или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение законодательства о защите прав потребителей.
Для обеспечения защиты прав потребителей орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует соответствующие структуры.".

8. В статье 44:
абзац пятый изложить в следующей редакции:
"в случаях выявления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной и (или) достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, выдавать продавцам (исполнителям, изготовителям) предписания о приостановлении продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг) до предоставления соответствующей информации или о прекращении продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг);";
дополнить абзацем седьмым следующего содержания:
"проверять соблюдение прав потребителей, правил торгового, бытового и иных видов обслуживания, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения и принятия мер в уполномоченные органы государственной власти.".

9. Нумерацию статей привести в соответствие.

Статья 2.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент Российской Федерации


Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей""

Принятие настоящего Федерального закона назрело в связи с необходимостью внедрения в каждом регионе системного подхода к решению проблем потребителей, к решению которых сегодня должны привлекаться все уровни власти: федеральные контролирующие и правоохранительные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей и предпринимателей.

Практика показала необходимость создания органа по защите прав потребителей в структуре органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Это обусловлено тем, что из-за отсутствия такого органа исполнительная власть субъекта Российской Федерации не входит в государственную систему защиты прав потребителей, в результате чего не влияет на исполнение государственной политики в области защиты прав потребителей на всем потребительском рынке субъекта Российской Федерации (торговля, коммунальные услуги, связь, медицина и другие). Отсутствие анализа сложившейся ситуации на потребительском рынке не позволяет субъекту Российской Федерации влиять на экономические процессы потребительского рынка Российской Федерации в целом.

Необходимость создания данной структуры обусловлена, прежде всего, Конституцией Российской Федерации в части обеспечения защиты конституционных прав граждан и ответственности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации за исполнение данной нормы права.

Практика работы администрации Волгоградской области в этой части показала необходимость законодательного закрепления права на создание структуры по защите прав потребителей в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации с целью исполнения Федерального закона "О защите прав потребителей".

Высшее должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации несет ответственность за соблюдение законов Российской Федерации. При отсутствии органа по защите прав потребителей в структуре исполнительной власти субъекта исполнять нормы Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" не представляется возможным.

Практика исполнения государственной политики по защите прав потребителей на территории Волгоградской области показала, что во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 г. № 837 "О поддержке общественного движения в защиту прав потребителей" создан Совет по делам потребителей при администрации Волгоградской области и комитет по защите прав потребителей в структуре администрации Волгоградской области. В состав Совета по делам потребителей вошли все контролирующие и правоохранительные органы, обеспечивающие защиту прав потребителей, органы местного самоуправления и общественные объединения потребителей. В работе Совета принимают участие прокуратура Волгоградской области и Волгоградская областная Дума. В результате этого на территории Волгоградской области обеспечены:
взаимодействие контролирующих и правоохранительных органов, обеспечивающих защиту прав потребителей, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей;
разработка единой политики по защите конституционных прав граждан как потребителей;
системный анализ состояния потребительского рынка и защиты интересов жителей по его каждой конкретной сфере. В результате этого анализа совместно с руководителями контролирующих и правоохранительных органов, органов местного самоуправления, прокуратуры Волгоградской области, Волгоградской областной Думы и общественных объединений потребителей вырабатывается механизм по пресечению фактов правонарушений и разрабатываются мероприятия по профилактике правонарушений в будущем.

Методическое руководство, осуществляемое комитетом по защите прав потребителей, по исполнению государственной политики защиты прав потребителей обеспечивает равноценную защиту прав потребителей на территории всего субъекта Российской Федерации, широкую пропаганду правовых знаний в области защиты прав потребителей средств массовой информации, обмена опытом работы между органами местного самоуправления.

Предлагается расширить круг государственных органов, осуществляющих защиту прав потребителей, в целях обеспечения условий для их реализации и закрепить законом право на создание структуры по защите прав потребителей в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации потребитель сам определяет, в какой орган государственной власти или организацию ему обратиться за помощью.


Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы по проекту федерального закона № 315916-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей""

Изучив указанный проект федерального закона, Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает следующее.

Соответствие законопроекта Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам

1. Положение пункта 1 статьи 1 проекта в части замены слов "в разумный срок" на слово "незамедлительно" не соответствует положениям пункта 3 статьи 495 ГК РФ, согласно которому в случае заключения договора потребитель в разумный срок вправе отказаться от исполнения договора.

2. Предлагаемое проектом дополнение (пункт 2 статьи 1) в пункт 7 статьи 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее – Закон о защите прав потребителей) не учитывает положение абзаца 6 пункта 1 статьи 18 указанного Закона, согласно которому в случае предъявления потребителем требования о расторжении договора купли-продажи возврат товара с недостатками осуществляется по требованию продавца и за его счет. В связи с чем такое положение проекта не согласуется с указанным положением Закона о защите прав потребителей.

3. В дополнительном обсуждении нуждаются положения пунктов 3, 4, 6 статьи 1 проекта, предусматривающие сокращение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя, тем более, что в пояснительной записке к рассматриваемому проекту отсутствуют какие-либо обоснования этому.

4. Нельзя согласиться с предлагаемым дополнением в пункт 1 статьи 23 Закона о защите прав потребителей (пункт 5 статьи 1 проекта), поскольку статья 23 названного Закона устанавливает ответственность продавца (изготовителя) за просрочку выполнения требований потребителя. А статья 25 этого же Закона устанавливает право потребителя на обмен товара надлежащего качества.

5. Законопроект (пункт 7 статьи 1), предоставляя органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации право осуществления защиты прав потребителей, ведет к дублированию полномочий, закрепленных Законом о защите прав потребителей за федеральным антимонопольным органом и органами местного самоуправления, таких как рассмотрение жалоб потребителей, консультирование их по вопросам законодательства о защите прав потребителей, анализирование договоров, заключаемых продавцами (исполнителями, изготовителями) с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей, предъявление исков в суд о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца) или о прекращение деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное грубое нарушение законодательства о защите прав потребителей (см. пункт 4 статьи 40, абзацы 2, 3 части первой статьи 44 Закона о защите прав потребителей), что не способствует реальному разграничению полномочий указанных органов.

Кроме того, указанные органы наделяются несвойственными им полномочиями, например, по обеспечению взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих соответствующий контроль на территории субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав потребителей (см. абзац 2 новой статьи 42 Закона о защите прав потребителей), то есть неподчиненных или неподконтрольных им органов, что не соответствует статьям 12, 43 и 44 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". В соответствии с этими статьями именно Правительство Российской Федерации устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководит работой последних и контролирует их деятельность. Следует учесть также, что по предметам совместного ведения Правительство Российской Федерации, в частности, способствует взаимодействию федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Что касается права органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивать взаимодействие органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей (см. абзац 2 новой статьи 42 Закона о защите прав потребителей), то указанное полномочие не обозначено в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления" (см. статью 4) и не соответствует Федеральному закону "Об общественных объединениях" (статья 17), согласно которому не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, что, полагаем, имеет место в данном случае.

6. В проекте (см. пункт 7 статьи 1) содержится положение о том, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе, в частности, разрабатывать "единую программу защиты прав потребителей" (абзац 4 новой статьи 42 Закона о защите прав потребителей), что, полагаем, может рассматриваться как ограничение компетенции этих органов, так как предопределяет их право на разработку тех или иных региональных целевых программ, которые ими определяются самостоятельно, исходя, например, из положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (см. статью 179 и другие).

7. Положение проекта (см. пункт 7 статьи 1) о том, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе организовывать разработку и рассмотрение проектов законов и иных нормативных актов по вопросам защиты прав потребителей, изложено юридически неверно. Так, если имеются в виду законы и нормативные акты субъектов Российской Федерации по вопросам защиты интересов (т.е. прав) потребителей (абзац 5 новой статьи 42 Закона о защите прав потребителей), то согласно пункту "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации только защита прав и свобод человека отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а регулирование и защита этих прав и свобод отнесены к ведению Российской Федерации (пункт "в" статьи 71 Конституции Российской Федерации). Кроме того, согласно пункту 1 статьи 1 Закона о защите прав потребителей отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, этим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами. При этом правовое регулирование отношений в этой области на уровне субъектов Российской Федерации не предусмотрено.

В том случае, если имеются в виду законы и иные нормативные акты Российской Федерации, то, например, право законодательной инициативы в этом случае принадлежит, в частности, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, а не органам исполнительной власти этих субъектов (см. часть 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации).

8. Проектом (см. пункт 7 статьи 1) предлагается закрепить за органами исполнительной власти право организовывать контроль исполнения законодательства о защите прав потребителей на территории субъекта Российской Федерации (абзац 6 новой статьи 42 Закона о защите прав потребителей), то есть, очевидно, и всех органов и организаций, уполномоченных на его осуществление, что, полагаем, неверно. Так, например, согласно абзацу 3 части 2 статьи 5 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в частности, отнесена "организация государственного контроля (надзора) на территории субъекта Российской Федерации органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на его проведение".

9. Полагаем, что положение проекта (см. пункт 7 статьи 1) о том, что для обеспечения защиты прав потребителей орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует "соответствующие структуры" (абзац 10 новой статьи 42 Закона о защите прав потребителей) нуждается в согласовании с действующим законодательством. Так, например, согласно статьям 5 (подпункт "м" пункта 2), 18 (подпункт "в" пункта 7) и 21 (подпункт "г" пункта 2) Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено утверждение схемы управления субъектом Российской Федерации, определение структуры высшего исполнительного органа государственной власти этого субъекта, а формирование этого органа – к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). При этом формирование иных органов исполнительной власти этого субъекта отнесено к полномочиям высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации.

Кроме того, согласно части 1 статьи 5 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" определение органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка деятельности осуществляются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Вместе с тем, вызывает сомнение и целесообразность создания "соответствующих структур" на уровне субъекта Российской Федерации, поскольку в целях обеспечения защиты прав потребителей уже реально действует ряд федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов (см. статьи 40, 42 и другие статьи Закона о защите прав потребителей).

10. Проектом (пункт 8 статьи 1) предлагается закрепить право органов самоуправления на выдачу этими органами соответствующих предписаний (абзац 5 статьи 44 Закона о защите прав потребителей). В силу того, что по нашему мнению, предписание по своей юридической природе относится к индивидуальным (то есть не нормативным) правовым актам, то следует иметь в виду, что согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона "об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления и их должностные лица по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты, наименования и виды которых, полномочия по их изданию, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

11. По проекту имеются также замечания юридико-технического характера.

Заместитель начальника Управления Н.Д. Шевченко



Ваше мнение о законопроекте

 
Тема:
 

   
 
Ваше мнение:
 

    

 
Подпись:
 

   
 

   
 
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin