Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц""

Проектом Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" предлагается распространить на граждан, желающих зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, порядок, аналогичный государственной регистрации юридических лиц. Сейчас порядок регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица регулируется Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 08.07.1994 года № 1482 и Законом РСФСР от 07.12.1991 года № 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации". Учитывая, что ГК РФ предусматривает распространение на индивидуальных предпринимателей правил, регулирующих деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, дополнение Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" порядком государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя представляется правомерным. Кроме того, внесение подобных изменений позволит упорядочить существующую систему регистрации индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем, хотелось бы остановиться на некоторых положениях законопроекта, которые требуют уточнения.

Статья 3 законопроекта предусматривает, что физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу законопроекта, обязано до 1 января 2004 года представить в регистрирующий орган по месту своего жительства перечисленные в законопроекте документы (копию паспорта, свидетельства о рождении и пр.). В случае неисполнения физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу законопроекта, этой обязанности, регистрация такого лица в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 2004 года утрачивает силу. Между тем, статья 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" предусматривает, что уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу названного Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанного Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения для внесения в государственный реестр. Невыполнение указанного требования является основанием принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица по заявлению регистрирующего органа. Таким образом, для юридических лиц в этом случае предусматривается судебный порядок ликвидации, а для индивидуальных предпринимателей – безусловная утрата силы регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Однако статья 23 ГК РФ устанавливает, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. На основании вышеизложенного полагаем, что более правильным было бы предусмотреть в законопроекте судебный порядок утраты силы регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по аналогии с положениями, предусмотренными Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" для юридических лиц.

Согласно пункту 2 статьи 25 законопроекта основанием для регистрации прекращения деятельности умершего индивидуального предпринимателя будут являться поступившие в регистрирующий орган в установленном порядке сведения о государственной регистрации смерти данного физического лица. Проблема заключается в том, что Федеральный закон от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" не содержит требования известить регистрирующий орган о смерти гражданина – индивидуального предпринимателя. В связи с этим необходимо внести в названный федеральный закон соответствующие изменения, устанавливающие порядок сообщения в регистрирующий орган сведений о смерти граждан, являющихся индивидуальными предпринимателями. Необходимо также предусмотреть процедуру, в соответствии с которой регистрирующий орган будет предоставлять органам записи актов гражданского состояния перечень физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, а также процедуру его регулярного обновления. Без этого органы записи актов гражданского состояния вряд ли смогут выделить индивидуальных предпринимателей из всей массы физических лиц.

Пункт 4 статьи 25 законопроекта регулирует порядок государственной регистрации физического лица в случае принудительного прекращения им предпринимательской деятельности по решению суда. Предполагается, что такая регистрация будет производиться на основании копии решения суда, поступившей в регистрирующий орган в установленном законодательством порядке. Однако ни в данном законопроекте, ни в ГК РФ не перечисляются основания, в соответствии с которыми деятельность физического лица в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению суда. Нормы же ГК РФ о ликвидации юридического лица, как отмечается в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 года № 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)", не могут быть применены в отношении граждан-предпринимателей в силу особенностей их правового положения как субъектов предпринимательской деятельности.

Что же касается предоставления копии решения суда, то в настоящее время в законодательстве этот вопрос решается следующим образом. Статья 214 ГПК РФ предусматривает, что лицам, участвующим в деле, но не присутствующим в судебном заседании, копии решения суда высылаются не позднее чем через пять дней со дня принятия решения суда в окончательной форме. Вместе с тем совсем не обязательно представители регистрирующего органа будут принимать участие в судебном заседании в случае принудительного прекращения гражданином предпринимательской деятельности. В остальных же случаях действующее законодательство не предусматривает необходимость предоставления в регистрирующий орган копии решения суда о прекращении предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя.

Гражданское законодательство РФ предусматривает, что юридическое лицо создается либо на неопределенный срок, либо, если это зафиксировано в его учредительных документах, – на определенное время. В отношении индивидуальных предпринимателей подобных правил ГК РФ не устанавливает и при государственной регистрации в качестве такового индивидуальный предприниматель учредительные документы представлять не должен. В связи с этим возникает вопрос, ответа на который в законопроекте не даётся, – на какой срок будет выдаваться свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Сегодня на практике вопрос о сроке, на который физическому лицу выдается свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, решается в зависимости от желания самого физического лица, – обычно это срок, указанный будущим предпринимателем в заявлении с просьбой о регистрации.

Следует также обратить внимание еще на один сюжет, не нашедший отражения в законопроекте. Речь идет о перечне видов деятельности, которыми может заниматься индивидуальный предприниматель. Как уже отмечалось выше, в отличие от юридического лица, к индивидуальному предпринимателю не предъявляется требование о необходимости представления в регистрирующий орган учредительных документов, в которых отражаются виды деятельности, которыми предполагается заниматься. На сегодняшний день индивидуальный предприниматель может заниматься только определенными видами деятельности, перечисленными в свидетельстве о его регистрации. Однако такое положение, на наш взгляд, противоречит и Конституции РФ, и ГК РФ, которые подобных ограничений не содержат. Этот вопрос также необходимо решить в законопроекте, причём, думается, правильным будет установить, что индивидуальный предприниматель, по аналогии с коммерческой организацией, вправе заниматься любыми видами деятельности, не противоречащими закону.

Сказанное позволяет сделать вывод, что законопроект в целом соответствует требованиям действующего законодательства и с учётом вышеприведённых поправок может быть рекомендован к принятию в первом чтении.


Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в апреле 2003 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin