Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об энергосбережении""
(в части определения финансовых механизмов стимулирования и внедрения быстроокупаемых отечественных энергосберегающих проектов)

Проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об энергосбережении"" предлагается существенно дополнить действующую редакцию этого нормативного правового акта. Как следует из пояснительной записки, сейчас закон носит общий характер, не содержит необходимых требований к мерам стимулирования энергоэффективности, не определяет механизмов финансирования программ энергосбережения в организациях бюджетной сферы, что заметно отражается на результатах всей работы по повышению энергоэффективности.

В целом необходимо отметить своевременность и необходимость разработки законодательных механизмов регулирования потребления энергии и стимулирования энергосбережения.

Законопроектом предлагается ввести понятие лимитирования энергопотребления как системы мер государственного регулирования потребления энергетических ресурсов, формируемой в рамках законодательства РФ на основе нормативов. Лимитирование энергопотребления представляет собой устанавливаемую в натуральном и стоимостном выражении предельную величину энергопотребления, направленную на снижение энергопотребления и (или) ликвидацию непроизводительного расхода энергетических ресурсов.

Кроме того, законопроект предусматривает введение энергетических паспортов, которые должны будут составляться организациями-потребителями независимо от форм собственности с целью определения баланса потребления энергетических ресурсов и оценки показателей эффективности их использования для формирования энергосберегающих программ и проектов, стимулирования энергосбережения. Организациям, финансируемым за счёт бюджетов всех уровней, должны быть установлены лимиты потребления энергетических ресурсов в натуральном и стоимостном выражении.

Основанием для последующего определения количественных и качественных показателей энергосбережения должны стать топливно-энергетические балансы, составляемые в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях. Также предлагается установить, что проекты строительства новых, расширения и реконструкции действующих объектов подлежат обязательной энергетической экспертизе с целью оценки эффективности использования энергетических ресурсов. Финансирование таких экспертиз во вновь строящихся и реконструируемых объектах осуществляется за счет средств заказчика.

В законопроекте содержится предложение о разработке федеральной, отраслевой, региональной и муниципальной программ энергосбережения. Эти программы должны будут обеспечивать решение экологических вопросов по снижению негативного влияния на окружающую природную среду. Особенности государственного регулирования и управления энергопотреблением в бюджетной сфере должны быть направлены также на достижение максимальной энергетической эффективности при использовании энергетических ресурсов и заключаться в таких мероприятиях, как, например, установление лимитов потребления энергетических ресурсов организациями бюджетной сферы и потребителями, которым установлены льготные тарифы (цены), установлении бюджетным учреждениям заданий по экономии энергетических ресурсов в составе программ по энергосбережению и т.п.

Предполагается, что будет установлена обязательность инвестирования проектов энергосбережения, связанных с выполнением заданий по экономии энергетических ресурсов в бюджетной сфере, из средств соответствующих бюджетов. В целях достижения максимальной энергетической эффективности получат приоритетное стимулирование предприятия и организации – бюджетополучатели. Согласно проекту должны быть разработаны и реализованы финансовые механизмы, включающие в себя использование средств соответствующих бюджетов на энергосбережение, учет экономически обоснованных затрат потребителей на энергосбережение при установлении тарифов на энергетические ресурсы, инвестированы в мероприятия по энергосбережению суммы фактически сэкономленных энергетических ресурсов, привлечены средства населения и инвесторов.

В законопроекте достаточно подробно раскрываются вопросы финансирования программ в области энергосбережения и порядок их бюджетного финансирования, определяются целевые бюджетные средства энергосбережения. Предполагается, что для экономического стимулирования повышения эффективности использования энергетических ресурсов будет предусмотрено регулирование на федеральном и региональном уровнях тарифов на электро- и теплоэнергию и цен на природный газ с целью учёта обоснованных затрат потребителей энергетических ресурсов на энергосбережение для осуществления государственной финансовой поддержки отраслевых и региональных программ энергосбережения.

Субъекты Российской Федерации должны получить право устанавливать в соответствии с налоговым законодательством и в пределах своей компетенции на срок реализации региональных программ энергосбережения льготный порядок налогообложения по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих закупку и монтаж приборов учета и регулирования расхода энергоресурсов. Такие организации могут быть освобождены от уплаты налога на прибыль, поступающего в бюджеты субъектов Российской Федерации в объеме указанных затрат полностью или частично. Как следует из пояснительной записки, законопроектом предлагается ввести 12 новых статей, относящихся к инструментам практического энергосбережения, дополнить ряд статей положениями, относящимися к усилению экономического стимулирования энергосбережения и ответственности потребителей за непроизводительный и безучетный расход энергетических ресурсов.

Анализ предложений, содержащихся в законопроекте, позволяет говорить об их необходимости и своевременности. Однако проект закона фактически включает в себя положения, относящиеся к сфере регулирования сразу нескольких других нормативных правовых актов. Так, законопроектом предполагается установить, что обеспечение надзорной деятельности специализированных учреждений в области государственного энергетического надзора осуществляется за счет отчислений энергоснабжающих, газоснабжающих организаций и организаций, транспортирующих нефть и продукты её переработки, тарифы и цены на продукцию которых регулируются в соответствии с законодательством РФ. Вместе с тем, такие отчисления явно носят характер налога – индивидуально безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Между тем установление, изменение или отмена налогов и сборов является приоритетным правом налогового законодательства; следовательно, попытка установления их в федеральном законе "Об энергосбережении" противоречит законодательству Российской Федерации.

Законопроектом предусматривается далее, что из федерального бюджета финансируются проекты в области энергосбережения в федеральной бюджетной сфере, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также ряд других работ, предусмотренных федеральной целевой программой энергосбережения. При этом величина выделяемых средств должна ежегодно определяться как доля в 5% от установленных на планируемый год лимитов потребления энергетических ресурсов в стоимостном выражении. Однако вопросы, связанные с расходами и доходами бюджетов, должны содержатся в Бюджетном кодексе Российской Федерации; включение их в федеральный закон "Об энергосбережении" не соответствует законодательству Российской Федерации. Законопроектом предлагается также установить административную ответственность за ряд правонарушений в сфере энергосбережения (непроизводительное расходование энергетических ресурсов). Вместе с тем, вопросы ответственности за административные правонарушения регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, законопроект нуждается в существенной доработке и разработке на его базе нескольких законопроектов о внесении изменений в ряд нормативных правовых актов Российской Федерации.


Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в октябре 2004 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin