Сайт создан и поддерживается | ||
![]() | ||
![]() |
||
![]() |
Законопроекты
| На главную | |
![]() |
|
Сам факт появления такого законопроекта и, тем более, внесения его в Государственную Думу уже добрый знак. Это очевидное свидетельство наличия осознанной необходимости цивилизовать российские политические процессы и легализовать статус оппозиции в нашей стране. В ряде зарубежных стран статус оппозиции и полномочия ее лидера обрели законодательное закрепление. Это особенно характерно для стран, в свое входивших в состав Британской колониальной империи и воспринявших английскую парламентскую модель. Так, по Конституции Гренады, четверть членов Сената (верхней палаты парламента) и треть членов Комиссии по границам избирательных округов назначаются генерал-губернатором, действующим в соответствии с рекомендациями лидера оппозиции. Последний является назначаемым генерал-губернатором депутатом Палаты Представителей (нижней палаты парламента), который, по мнению генерал-губернатора, пользуется поддержкой наибольшего числа депутатов палаты, находящихся в оппозиции Правительству (статья 66 Конституции Гренады). Конституция Ямайки обязывает генерал-губернатора советоваться с лидером оппозиции по ряду вопросов. По рекомендации лидера оппозиции назначаются также почти половина членов Постоянного комитета Палаты представителей Ямайки, в компетенцию которого входит отслеживание числа избирательных округов и их границ, а также треть сенаторов (членов верхней палаты парламента Ямайки). В некоторых странах (например, в Южно-Африканской республике) лидер оппозиции избирается парламентским путем. В регламенте Национальной ассамблеи (нижней палаты парламента ЮАР) предусматривается процедура признания лидером оппозиции лидера крупнейшей оппозиционной партии, представленной в парламенте. Согласно ст. 1 рассматриваемого законопроекта, оппозиционную деятельность могут вести политические партии и депутатские объединения в законодательных (представительных) органах государственной власти различных уровней и органах местного самоуправления. Предлагаемые формы оппозиционной деятельности парламентская, внепарламентская и оппозиционная деятельность в представительном органе муниципального образования. Дефиниции парламентской оппозиционной деятельности на разных уровнях и оппозиционной деятельности в органах местного самоуправления четкие и детализированные, что же касается определения внепарламентской оппозиционной деятельности, то оно весьма расплывчато и настоятельно требует дальнейшей конкретизации. В законопроекте предусмотрено наделение всех граждан РФ правом принимать участие в оппозиционной деятельности любым не запрещенным федеральным законом способом. При этом в части 2 статьи 4 законопроекта устанавливается, что членство в политической партии, имеющей право осуществлять оппозиционную деятельность (излишняя конкретизация согласно части первой рассматриваемой статьи правом на осуществление оппозиционной деятельности в РФ обладают все политические партии без ограничений), не является обязательным условием для участия гражданина в оппозиционной деятельности. С учетом происходящих изменений в избирательной сфере (отказ от смешанной избирательной системы и упразднение одномандатных округов) можно утверждать, что данная норма работать не будет: беспартийные граждане данным правом воспользоваться не смогут и останутся в стороне от парламентской оппозиционной деятельности. В законопроекте определены права и обязанности оппозиционных политических партий и депутатских объединений, заложены базовые принципы оппозиционной деятельности. Статьи 7 и 8 законопроекта определяют, при наличии каких условия политическая партия и депутатское объединение являются оппозиционными и в каких случаях они таковыми не являются. Для приобретения прав оппозиционной политической партии партия, принявшая соответствующее решение, должна пройти процедуру государственной регистрации. Гарантиям оппозиционной деятельности посвящена глава 2 законопроекта, в которой не только определены правовые гарантии всех видов оппозиционной деятельности, но и определена процедура освещения оппозиционной деятельности в средствах массовой информации. Законопроект еще безусловно "сыроват" и нуждается в дополнительной проработке, но даже в сегодняшнем виде он безусловно является ярким событием в законотворческом процессе. Его судьба в известной степени может стать лакмусовой бумажкой, определяющей степень готовности России к современным цивилизованным методам регулирования политических процессов.
Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в апреле 2005 года |
![]() | ||
Законопроекты
| На главную | |
![]() | ||
Copyright © 19992005 Фонд развития парламентаризма в России Letter to Admin |