Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Пояснительная записка
Перечень законодательных актов, подлежащих изменению
Заключение профильного комитета

Экспертные заключения
Ваше мнение о законопроекте

Проект федерального закона
"О правовых гарантиях оппозиционной деятельности в Российской Федерации"

№ 143772-4, вносится депутатами Государственной Думы Д.О. Рогозиным, А.М. Бабаковым, А.Н. Савельевым и С.Ю. Глазьевым

(внесен 22.02.2005, снят с рассмотрения ГД 29.03.2005)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Понятие оппозиционной деятельности

Под оппозиционной деятельностью в настоящем Федеральном законе понимаются целенаправленные конструктивные политические действия политических партий, депутатских объединений в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, депутатских объединений в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, которые противопоставляют действиям Правительства Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, а также депутатских объединений в Государственной Думе, не являющихся оппозиционными (парламентского большинства), свои политические программы, предложения, методы принятия и реализации политических решений.

Статья 2. Законодательство об оппозиционной деятельности

Законодательство Российской Федерации об оппозиционной деятельности основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие осуществление прав граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства, на объединение, собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, свободы общественных объединений, свободы массовой информации.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения гарантий оппозиционной деятельности, принимают и издают законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований.

Статья 3. Виды и формы оппозиционной деятельности

1. В Российской Федерации осуществляются следующие виды оппозиционной деятельности:
– парламентская оппозиционная деятельность;
– оппозиционная деятельность в представительном органе муниципального образования;
– внепарламентская оппозиционная деятельность.
2. Парламентская оппозиционная деятельность в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации осуществляется в форме внесения проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, правовых актов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в том числе альтернативных проектам, вносимым Правительством Российской Федерации, проектов заявлений и обращений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выступлений на заседаниях Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выступления с инициативой о проведении парламентских слушаний, участия в работе комитетов, комиссий и иных органов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в любых других формах, предусмотренных Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для деятельности депутатов Государственной Думы и депутатских объединений, а также в любых других формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам.
Парламентская оппозиционная деятельность в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в форме внесения проектов законов субъекта Российской Федерации, правовых актов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его палат, в том числе проектов правовых актов о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, поправок к проектам федеральных законов, выступлений на заседаниях законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его палат, выступления с инициативой о проведении парламентских слушаний, участия в работе комитетов, комиссий и иных органов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его палат, в любых других формах, предусмотренных регламентом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или регламентами его палат для деятельности депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и депутатских объединений а также в любых других формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, законом субъекта Российской Федерации.
3. Оппозиционная деятельность в органах местного самоуправления осуществляется в форме внесения проектов актов представительного органа муниципального образования, в том числе проектов правовых актов о внесении в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проектов законов субъекта Российской Федерации, выступлений на заседаниях представительного органа муниципального образования, в любых других формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.
4. Внепарламентская оппозиционная деятельность осуществляется в форме выступлений с конструктивной публичной критикой целей и способов реализации государственной политики Правительством Российской Федерации, иными органами исполнительной власти, в том числе в средствах массовой информации, в ходе проведения публичных мероприятий, а также в любых других формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам.

Статья 4. Право на осуществление оппозиционной деятельности и на участие в оппозиционной деятельности

1. Правом на осуществление оппозиционной деятельности в Российской Федерации обладают: политические партии; депутатские объединения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, депутатские объединения в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, сформированные на основе политических партий, избирательных блоков.
2. Каждый гражданин Российской Федерации вправе принимать участие в оппозиционной деятельности любым не запрещенным Федеральным законом способом. Членство в политической партии, имеющей право осуществлять оппозиционную деятельность, не является обязательным условием для участия гражданина в оппозиционной деятельности.

Статья 5. Права и обязанности оппозиционных политических партий, оппозиционных депутатских объединений

1. Оппозиционная политическая партия, оппозиционное депутатское объединение вправе:
1) выступать с публичной критикой политического курса и отдельных действий Правительства Российской Федерации;
2) выступать с политическими инициативами по актуальным вопросам государственной и общественной жизни;
3) получать доступ к средствам массовой информации, в частности, в период избирательной кампании и кампании референдума;
4) направлять своих представителей в избирательные комиссии и комиссии референдума в соответствии с законодательством о выборах и референдумах;
5) отвечать в средствах массовой информации на публичную критику политической программы и деятельности оппозиционной политической партии, высказанную представителями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, политических партий, на основе которых сформированы депутатские объединения в Государственной Думе, составляющие парламентское большинство.
2. Оппозиционная политическая партия в течение четырнадцати дней с момента принятия решения о переходе в оппозицию обязана обнародовать в федеральных государственных средствах массовой информации свою оппозиционную программу.
Эфирное время, печатная площадь для обнародования оппозиционной программы предоставляются на безвозмездной основе на основании письменного обращения соответствующей оппозиционной политической партии не позднее следующего дня (в периодических печатных изданиях, не являющихся ежедневными, а также при отсутствии выпуска номера периодического печатного издания на следующий день – не позднее даты выпуска следующего номера данного печатного издания) после даты такого обращения. Федеральное государственное средство массовой информации не вправе отказать оппозиционной политической партии в удовлетворении такого обращения.

Статья 6. Принципы оппозиционной деятельности

Оппозиционная деятельность в Российской Федерации осуществляется на принципах:
1) соблюдения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации;
2) соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
3) равенства прав граждан Российской Федерации на участие в оппозиционной деятельности;
4) равенства прав политических партий, депутатских объединений в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, депутатских объединений в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления при осуществлении оппозиционной деятельности;
5) недопустимости ограничения установленных федеральными законами прав политических партий, депутатских объединений в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, депутатских объединений в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления в связи с осуществлением ими оппозиционной деятельности;
6) невмешательства во внутренние дела Российской Федерации иностранных государств;
7) недопустимости участия в оппозиционной деятельности в Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, иных зарубежных и международных организаций;
8) недопустимости при осуществлении оппозиционной деятельности осуществления экстремистской деятельности, призывов к нарушению прав и свобод человека и гражданина, разжиганию социальной, национальной и религиозной розни.
Не рассматривается в качестве недопустимой деятельности, призывов к нарушению прав и свобод человека и гражданина, разжиганию социальной, национальной и религиозной розни включение в программные документы оппозиционных политических партий, депутатских объединений положений о защите идей социальной справедливости, возрождении и сохранении исторических, культурных и духовных традиций российского государства и публичное распространение указанных положений.

Статья 7. Оппозиционная политическая партия

1. Оппозиционной признается политическая партия, принявшая решение о переходе в оппозицию.
Решение о переходе в оппозицию принимается съездом, а в период между съездами – постоянно действующим руководящим органом политической партии.
2. Политическая партия не признается оппозиционной в следующих случаях:
1) если хотя бы один из членов политической партии является членом Правительства Российской Федерации, возглавляет федеральный орган исполнительной власти;
2) если численность фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, сформированной на основе политической партии, составляет более пятидесяти процентов от общего числа депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
3) если количество депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, являющихся членами политической партии, составляет более пятидесяти процентов от общего числа депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Политическая партия утрачивает статус оппозиционной в случае принятия решения о прекращении оппозиционной деятельности, а также в случае наступления обстоятельств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Решение о прекращении оппозиционной деятельности политической партии принимается в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи для принятия решения о переходе в оппозицию.
4. О принятии решения о переходе в оппозицию, о прекращении оппозиционной деятельности политическая партия сообщает в федеральных государственных средствах массовой информации.
Эфирное время, печатная площадь для сообщения о принятии решения о переходе политической партии в оппозицию, о прекращении оппозиционной деятельности политической партии предоставляются на безвозмездной основе на основании письменного обращения соответствующей политической партии не позднее следующего дня (в периодических печатных изданиях, не являющихся ежедневными, а также при отсутствии выпуска номера периодического печатного издания на следующий день – не позднее даты выпуска следующего номера данного печатного издания) после даты такого обращения. Федеральное государственное средство массовой информации не вправе отказать оппозиционной политической партии в удовлетворении такого обращения.

Статья 8. Оппозиционное депутатское объединение

1. Оппозиционным признается депутатское объединение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, депутатское объединение в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительном органе муниципального образования, сформированное на основе оппозиционной политической партии.
2. В случае если все политические партии, входящие в состав избирательного блока, допущенного к распределению депутатских мандатов, являются оппозиционными, указанный избирательный блок признается оппозиционным избирательным блоком.
3. Депутатское объединение, сформированное на основе избирательного блока, в случае, если не все входящие в него политические партии приняли решение о переходе в оппозицию, признается оппозиционным депутатским объединением в соответствии с настоящим Федеральным законом в случае принятия указанным объединением решения о переходе в оппозицию большинством голосов входящих в его состав депутатов.
4. Депутатское объединение в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительном органе муниципального образования, сформированное на основе оппозиционной политической партии, признается оппозиционным независимо от его численности.
5. Депутатское объединение в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительном органе муниципального образования, сформированное на основе политической партии, не являющейся оппозиционной, не признается оппозиционным независимо от его численности.

Статья 9. Государственная регистрация оппозиционной политической партии

1. Для приобретения прав, предоставляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом оппозиционной политической партии, политическая партия, принявшая решение о переходе в оппозицию, должна пройти государственную регистрацию. Государственная регистрация оппозиционной политической партии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" принимать решение о государственной регистрации политических партий (далее уполномоченный орган), на основании письменного уведомления политической партии о переходе в оппозицию. Уведомление о переходе в оппозицию должно быть направлено в уполномоченный орган в течение четырнадцати дней с момента принятия решения о переходе политической партии в оппозицию. Государственная регистрация оппозиционной политической партии осуществляется на безвозмездной основе. Отказ в государственной регистрации оппозиционной политической партии не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона.
2. Уполномоченный орган осуществляет учет оппозиционных политических партий в Реестре оппозиционных политических партий.
3. Государственная регистрация политической партии в качестве оппозиционной политической партии отменяется, данные о политической партии исключаются из Реестра оппозиционных политических партий в случае принятия политической партией решения о прекращении оппозиционной деятельности, а также при наступлении обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, на основании письменного уведомления политической партии. Уведомление о прекращении оппозиционной деятельности, о наступлении обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона должно быть направлено в уполномоченный орган не позднее пяти дней с момента принятия решения о прекращении оппозиционной деятельности, либо с момента наступления обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона.
В случае если политическая партия в установленный в настоящей части срок не уведомит уполномоченный орган о наступлении обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, государственная регистрация политической партии в качестве оппозиционной политической партии отменяется, данные о политической партии исключаются из Реестра оппозиционных политических партий на основании сведений о наступлении обстоятельств, предоставленных в уполномоченный орган в письменной форме Председателем Государственной Думы (пункты 2) и 3) части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона), руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации (пункт 1) части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона).

Статья 10. Отдельные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Под государственным федеральным средством массовой информации в настоящем Федеральном законе понимается средство массовой информации (организация телерадиовещания, периодическое печатное издание), учредителем (соучредителем) которого или учредителем (соучредителем) редакции которого являются государственные органы, организации Российской Федерации и (или) которому за прошедший год оказывалась государственная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на текущее функционирование за счет средств федерального бюджета и (или) в уставном (складочном) капитале которого на начало текущего года имеется государственная доля Российской Федерации, и осуществляющее вещание или распространяемое на территориях более чем половины субъектов Российской Федерации.
2. Под государственным региональным средством массовой информации в настоящем Федеральном законе понимается средство массовой информации (организация телерадиовещания, периодическое печатное издание), учредителем (соучредителем) которого или учредителем (соучредителем) редакции которого являются государственные органы, организации субъекта Российской Федерации и (или) которому за прошедший год оказывалась государственная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на текущее функционирование за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) в уставном (складочном) капитале которого на начало текущего года имеется государственная доля субъекта Российской Федерации, и осуществляющее вещание или распространяемое преимущественно на территории одного субъекта Российской Федерации.
3. Под муниципальным средством массовой информации в настоящем Федеральном законе понимается средство массовой информации (организация телерадиовещания, периодическое печатное издание), учредителем (соучредителем) которого или учредителем (соучредителем) редакции которого являются органы местного самоуправления, муниципальные организации и (или) которому за прошедший год оказывалась муниципальная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на текущее функционирование за счет средств местного бюджета и (или) в уставном (складочном) капитале которого на начало текущего года имеется муниципальная доля, и осуществляющее вещание или распространяемое преимущественно на территории одного муниципального образования.
4. Под информационными программами в настоящем Федеральном законе понимаются ежедневные теле- и радиопрограммы новостей, за исключением авторских информационно-аналитических программ.
5. Требования настоящего Федерального закона распространяются на государственные и муниципальные средства массовой информации.

Глава 2. Правовые гарантии парламентской оппозиционной деятельности

Статья 11. Гарантии оппозиционной деятельности при формировании органов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

1. Заместители Председателя Государственной Думы избираются в количестве и порядке, обеспечивающих избрание заместителей Председателя Государственной Думы из числа депутатов, входящих в состав каждого оппозиционного депутатского объединения и выдвинутых в качестве кандидатов на должности заместителей Председателя Государственной Думы соответствующим объединением.
2. Орган Государственной Думы, осуществляющий предварительную подготовку и рассмотрение организационных вопросов деятельности Государственной Думы, формируется в составе и порядке, обеспечивающих участие в его работе в качестве членов с правом решающего голоса депутатов, входящих в состав каждого оппозиционного депутатского объединения, в количестве, обеспечивающем пропорциональное представительство всех депутатских объединений.
3. Комитеты и комиссии Государственной Думы формируются в количестве и составе, обеспечивающих членство в каждом комитете и каждой комиссии Государственной Думы депутатов, входящих в состав каждого оппозиционного депутатского объединения, в количестве, пропорциональном численности соответствующего объединения.
Председатели комитетов Государственной Думы избираются в порядке, обеспечивающем избрание председателями комитетов Государственной Думы депутатов, входящих в состав каждого оппозиционного депутатского объединения, в количестве, пропорциональном численности соответствующего объединения.
В случае если председателем комитета, комиссии Государственной Думы является депутат, не входящий в состав оппозиционного депутатского объединения, из числа депутатов входящих в состав оппозиционных депутатских объединений избирается заместитель председателя соответствующего комитета или комиссии Государственной Думы.
Положения абзацев первого, второго и третьего настоящей части применяются в отношении каждого оппозиционного депутатского объединения при наличии предложений со стороны соответствующего оппозиционного депутатского объединения.

Статья 12. Гарантии оппозиционной деятельности при обсуждении и принятии решений, проведении парламентских мероприятий Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации

1. При рассмотрении Государственной Думой проектов федеральных законов, проектов постановлений Государственной Думы, заявлений, обращений и иных принимаемых Государственной Думой правовых актов каждому оппозиционному депутатскому объединению должна быть предоставлена возможность для выступления его представителя, определенного соответствующим депутатским объединением из числа входящих в него депутатов, по каждому ставящемуся на голосование вопросу до начала голосования.
2. Оппозиционное депутатское объединение вправе направить запрос Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Счетной палаты Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также руководителям органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц, с соблюдением требований Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Решение о направлении запроса принимается большинством голосов от общего числа депутатов, входящих в состав соответствующего оппозиционного депутатского объединения.
Должностное лицо, которому направлен запрос оппозиционного депутатского объединения, должно дать ответ на него в устной (на заседании Государственной Думы) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения запроса. Ответ должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности. Письменный ответ на запрос оглашается председательствующим на заседании Государственной Думы. Копии письменного ответа направляются всем депутатам Государственной Думы.
3. После выступления на заседании Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации, членов Правительства Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, руководителей иных федеральных органов государственной власти, а также руководителей органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц, каждому оппозиционному депутатскому объединению должна быть предоставлена возможность для выступления его представителя, определенного соответствующим депутатским объединением из числа входящих в него депутатов, на том же заседании Государственной Думы для изложения позиции оппозиционного депутатского объединения по обсуждаемому вопросу.

Статья 13. Гарантии оппозиционной деятельности при осуществлении международных связей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

При формировании официальных парламентских делегаций Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы, направляемых за пределы Российской Федерации, российских частей межпарламентских комиссий, парламентских или рабочих групп, должна быть обеспечена возможность включения в состав каждой делегации, межпарламентской комиссии, парламентской или рабочей группы депутатов, входящих в состав оппозиционных депутатских объединений, из числа депутатов, рекомендованных оппозиционными депутатскими объединениями.

Статья 14. Освещение оппозиционной деятельности в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в средствах массовой информации

1. В каждом выпуске периодических программ, специально предназначенных для распространения информации о деятельности Государственной Думы, выпускаемых государственными федеральными организациями телерадиовещания, должна содержаться информация о деятельности каждого оппозиционного депутатского объединения. Объем эфирного времени, предназначенного для сообщения информации о деятельности каждого оппозиционного депутатского объединения, не может составлять менее 10 процентов эфирного времени в каждом выпуске указанных периодических программ, при этом не менее 5 процентов эфирного времени предоставляется для выступлений депутатов, входящих в состав соответствующего депутатского объединения.
2. В каждом периодическом печатном издании, учредителем (соучредителем) которого является Федеральное Собрание Российской Федерации, за исключением изданий учрежденных исключительно для опубликования официальных материалов и сообщений, федеральных законов, нормативных и иных правовых актов, не менее 20 процентов еженедельной печатной площади (в периодических печатных изданиях, выходящих реже одного раза в неделю – не менее 20 процентов ежемесячной печатной площади) отводится для сообщения информации о деятельности оппозиционных депутатских объединений, в том числе не менее половины указанного объема печатной площади отводится для размещения статей, выступлений, иных материалов, авторами которых являются депутаты, входящие в состав оппозиционных депутатских объединений.
Объем еженедельной печатной площади (в периодических печатных изданиях, выходящих реже одного раза в неделю – ежемесячной печатной площади), предоставляемой для сообщения информации о деятельности одного оппозиционного депутатского объединения, не может отличаться от объема печатной площади, предоставляемой за тот же период для сообщения информации о деятельности других депутатских объединений, в том числе не являющихся оппозиционными, более чем на 15 процентов.
3. В каждом случае трансляции, опубликования или изложения государственным федеральным или региональным средством массовой информации выступления на заседании Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации, членов Правительства Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, руководителей иных федеральных органов государственной власти, а также руководителей органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц, непосредственно после трансляции, изложения, опубликования выступления соответствующего должностного лица должны быть, соответственно, транслированы, изложены или опубликованы выступления представителей оппозиционных депутатских объединений на том же заседании Государственной Думы, сделанные в соответствии с частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.
4. В каждом случае передачи, опубликования государственным федеральным или региональным средством массовой информации сообщения о принятии Государственной Думой федерального закона, проекта федерального закона в первом и (или) втором чтении, постановления, заявления, обращения, иного акта в том же сообщении должна содержаться информация о позиции по данному вопросу каждого оппозиционного депутатского объединения, выраженной в соответствии с частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
5. Расходы государственных организаций телерадиовещания и редакций государственных периодических печатных изданий, связанные с освещением оппозиционной деятельности в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с частями 1–4 настоящей статьи, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций.

Статья 15. Встречи Председателя Правительства Российской Федерации с руководителями оппозиционных депутатских объединений в Государственной Думе

Председатель Правительства Российской Федерации регулярно, не реже двух раз в год, проводит встречи с руководителями оппозиционных депутатских объединений в Государственной Думе с участием членов Правительства Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, Председателя Центрального банка Российской Федерации, руководителей органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, приглашаемых по согласованию с руководителями оппозиционных депутатских объединений, для обсуждения важнейших вопросов государственной внутренней и внешней политики, стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и иных вопросов, входящих в компетенцию Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
О проведении указанных встреч, обсуждаемых вопросах и достигнутых договоренностях сообщается в государственных федеральных средствах массовой информации.

Статья 16. Гарантии оппозиционной деятельности в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации

1. При рассмотрении законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации проектов законов субъекта Российской Федерации, проектов постановлений законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, заявлений, обращений и иных принимаемых законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или его палатой правовых актов каждому оппозиционному депутатскому объединению должна быть предоставлена возможность для выступления его представителя, определенного соответствующим депутатским объединением из числа входящих в него депутатов, по каждому ставящемуся на голосование вопросу до начала голосования.
2. Оппозиционное депутатское объединение вправе направить запрос высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицам в соответствии с конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Решение о направлении запроса принимается большинством голосов от общего числа депутатов, входящих в состав соответствующего оппозиционного депутатского объединения.
Должностное лицо, которому направлен запрос оппозиционного депутатского объединения, должно дать ответ на него в устной (на заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его палаты) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения запроса. Ответ должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности. Письменный ответ на запрос оглашается председательствующим на заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его палаты. Копии письменного ответа направляются всем депутатам законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
3. После выступления на заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его палаты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иных должностных лиц в соответствии с конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию указанных должностных лиц и возглавляемых ими органов, каждому оппозиционному депутатскому объединению должна быть предоставлена возможность для выступления его представителя, определенного соответствующим депутатским объединением из числа входящих в него депутатов, на том же заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его палаты для изложения позиции оппозиционного депутатского объединения по обсуждаемому вопросу.
4. В каждом выпуске периодических программ, специально предназначенных для распространения информации о деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, выпускаемых региональными государственными организациями телерадиовещания, должна содержаться информация о деятельности каждого оппозиционного депутатского объединения в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации. Объем эфирного времени, предназначенного для сообщения информации о деятельности каждого оппозиционного депутатского объединения, не может составлять менее 10 процентов эфирного времени в каждом выпуске указанных периодических программ, при этом не менее половины от этой части эфирного времени предоставляется для выступлений депутатов, входящих в состав соответствующего депутатского объединения.
5. В каждом периодическом печатном издании, учредителем (соучредителем) которого является законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением изданий, учрежденных исключительно для опубликования официальных материалов и сообщений, законов субъекта Российской Федерации, нормативных и иных актов, не менее 20 процентов еженедельной печатной площади (в периодических печатных изданиях, выходящих реже одного раза в неделю – не менее 20 процентов ежемесячной печатной площади) отводится для сообщения информации о деятельности оппозиционных депутатских объединений, в том числе не менее половины указанного объема печатной площади отводится для размещения статей, выступлений, иных материалов, авторами которых являются депутаты, входящие в состав оппозиционных депутатских объединений.
Объем еженедельной печатной площади (в периодических печатных изданиях, выходящих реже одного раза в неделю – ежемесячной печатной площади), предоставляемой для сообщения информации о деятельности одного оппозиционного депутатского объединения, не может отличаться от объема печатной площади, предоставляемой за тот же период для сообщения информации о деятельности других депутатских объединений, в том числе не являющихся оппозиционными, более чем на 15 процентов.
6. В каждом случае трансляции, опубликования или изложения государственным региональным средством массовой информации выступления на заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его палаты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иных должностных лиц в соответствии с конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию указанных должностных лиц и возглавляемых ими органов, непосредственно после трансляции, изложения, опубликования выступления соответствующего должностного лица должны быть, соответственно, транслированы, изложены или опубликованы выступления представителей оппозиционных депутатских объединений на том же заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его палаты, сделанные в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
7. В каждом случае передачи государственной региональной организацией телерадиовещания либо опубликования государственным региональным периодическим печатным изданием сообщения о принятии законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации закона субъекта Российской Федерации, проекта закона в первом и (или) втором чтении, постановления, заявления, обращения, иного акта в том же сообщении должна содержаться информация о позиции по данному вопросу каждого оппозиционного депутатского объединения, выраженной в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
8. Расходы государственных организаций телерадиовещания и редакций государственных периодических печатных изданий, связанные с освещением оппозиционной деятельности в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частями 4–7 настоящей статьи, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций.
9. Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные гарантии оппозиционной деятельности в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации

Глава 3. Правовые гарантии оппозиционной деятельности в органах местного самоуправления

Статья 17. Гарантии оппозиционной деятельности в представительном органе муниципального образования

1. При рассмотрении представительным органом муниципального образования проектов правовых актов, в том числе проектов актов о внесении в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проектов законов субъекта Российской Федерации, поправок к проектам законов субъекта Российской Федерации, каждому оппозиционному депутатскому объединению должна быть предоставлена возможность для выступления его представителя, определенного соответствующим депутатским объединением из числа входящих в него депутатов, по каждому ставящемуся на голосование вопросу до начала голосования.
2. Оппозиционное депутатское объединение вправе направить запрос главе муниципального образования, главе местной администрации, иным должностным лицам в соответствии с законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования.
Решение о направлении запроса принимается большинством голосов от общего числа депутатов, входящих в состав соответствующего оппозиционного депутатского объединения.
Должностное лицо, которому направлен запрос оппозиционного депутатского объединения, должно дать ответ на него в устной (на представительного органа муниципального образования) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения запроса. Ответ должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности. Письменный ответ на запрос оглашается председательствующим на заседании представительного органа муниципального образования. Копии письменного ответа направляются всем депутатам представительного органа муниципального образования.
3. После выступления на заседании представительного органа муниципального образования главы муниципального образования, являющегося главой местной администрации, главы местной администрации, иных должностных лиц в соответствии с законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования по вопросам, входящим в компетенцию указанных должностных лиц и возглавляемых ими органов, каждому оппозиционному депутатскому объединению должна быть предоставлена возможность для выступления его представителя, определенного соответствующим депутатским объединением из числа входящих в него депутатов, на том же заседании представительного органа муниципального образования для изложения позиции оппозиционного депутатского объединения по обсуждаемому вопросу.
4. В каждом выпуске периодических программ, специально предназначенных для распространения информации о деятельности представительного органа муниципального образования, выпускаемых муниципальными организациями телерадиовещания, должна содержаться информация о деятельности каждого оппозиционного депутатского объединения в представительном органе муниципального образования. Объем эфирного времени, предназначенного для сообщения информации о деятельности каждого оппозиционного депутатского объединения, не может составлять менее 10 процентов эфирного времени в каждом выпуске указанных периодических программ, при этом не менее половины от этой части эфирного времени предоставляется для выступлений депутатов, входящих в состав соответствующего депутатского объединения.
5. В каждом муниципальном периодическом печатном издании, за исключением изданий, учрежденных исключительно для опубликования официальных материалов и сообщений, нормативных и иных актов, не менее 20 процентов еженедельной печатной площади (в периодических печатных изданиях, выходящих реже одного раза в неделю – не менее 20 процентов ежемесячной печатной площади) отводится для сообщения информации о деятельности оппозиционных депутатских объединений, в том числе не менее половины указанного объема печатной площади отводится для размещения статей, выступлений, иных материалов, авторами которых являются депутаты, входящие в состав оппозиционных депутатских объединений.
Объем еженедельной печатной площади (в периодических печатных изданиях, выходящих реже одного раза в неделю – ежемесячной печатной площади), предоставляемой для сообщения информации о деятельности одного оппозиционного депутатского объединения, не может отличаться от объема печатной площади, предоставляемой за тот же период для сообщения информации о деятельности других депутатских объединений, в том числе не являющихся оппозиционными, более чем на 15 процентов.
6. В каждом случае трансляции или изложения муниципальной организацией телерадиовещания либо опубликования или изложения муниципальным периодическим печатным изданием выступления на заседании представительного органа муниципального образования главы муниципального образования, главы местной администрации, иных должностных лиц в соответствии с законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования по вопросам, входящим в компетенцию указанных должностных лиц и возглавляемых ими органов, непосредственно после трансляции, изложения, опубликования выступления соответствующего должностного лица должны быть, соответственно, транслированы, изложены или опубликованы выступления представителей оппозиционных депутатских объединений на том же заседании представительного органа муниципального образования, сделанные в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
7. В каждом случае передачи муниципальной организацией телерадиовещания либо опубликования муниципальным периодическим печатным изданием сообщения о принятии представительным органом муниципального образования нормативного правового акта, заявления, обращения, иного акта, в том же сообщении должна содержаться информация о позиции по данному вопросу каждого оппозиционного депутатского объединения, выраженной в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
8. Расходы муниципальных организаций телерадиовещания и редакций муниципальных периодических печатных изданий, связанные с освещением оппозиционной деятельности в представительном органе муниципального образования в соответствии с частями 4–7 настоящей статьи, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций.
9. Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные гарантии оппозиционной деятельности в представительном органе муниципального образования.

Глава 4. Правовые гарантии внепарламентской оппозиционной деятельности

Статья 18. Гарантии оппозиционной деятельности при проведении публичных мероприятий

Государственные и муниципальные организации телерадиовещания включают в ежедневные информационные программы сообщения о всех публичных мероприятиях (собраниях, шествиях, митингах, пикетированиях и иных публичных мероприятиях), организаторами которых являются оппозиционные политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, о проведении которых соответствующая организация телерадиовещания письменно уведомлена хотя бы одним из организаторов соответствующего публичного мероприятия не менее чем за один день до его проведения.

Статья 19. Освещение оппозиционной деятельности в средствах массовой информации

Государственные федеральные организации телерадиовещания обяза ны распространять информацию о деятельности оппозиционных политических партий в объеме, составляющем не менее 20 процентов эфирного времени, в течение которого распространяется информация о деятельности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. При этом не менее половины указанного объема эфирного времени предоставляется для выступлений представителей оппозиционных политических партий.

Статья 20. Право ответа на публичную критику

В каждом случае трансляции, опубликования или изложения государственным федеральным или региональным средством массовой информации выступлений (в том числе интервью, статей) Председателя Правительства Российской Федерации, членов Правительства Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, руководителей иных федеральных органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, должностных лиц указных органов (в том числе должностных лиц Аппарата Правительства Российской Федерации), а также представителей политических партий, на основе которых сформированы депутатские объединения в Государственной Думе, составляющие парламентское большинство, содержащих критику положений политической программы, деятельности или отдельных действий оппозиционной политической партии, после трансляции, изложения, опубликования выступления соответствующего должностного лица представителям указанной оппозиционной политической партии предоставляется эфирное время на том же канале организации телерадиовещания, печатная площадь в том же периодическом печатном издании для выступления с ответом на высказанную критику.
Эфирное время, печатная площадь предоставляются на безвозмездной основе на основании письменного обращения соответствующей оппозиционной политической партии не позднее следующего дня (в периодических печатных изданиях, не являющихся ежедневными, а также при отсутствии выпуска номера периодического печатного издания на следующий день – не позднее даты выпуска следующего номера данного печатного издания) после даты такого обращения.

Глава 5. Ответственность за нарушения настоящего Федерального закона

Статья 21. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих права на оппозиционную деятельность

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, нарушающие установленные настоящим Федеральным законом права на оппозиционную деятельность, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 22. Ответственность представителей средств массовой информации за нарушение настоящего Федерального закона

Учредители, редакции, издатели, главные редакторы средств массовой информации несут ответственность за нарушения настоящего Федерального закона в порядке, установленном законодательством о средствах массовой информации и об административных правонарушениях.


Президент Российской Федерации


Пояснительная записка к проекту федерального закона "О правовых гарантиях оппозиционной деятельности в Российской Федерации"

Согласно статье 1 Конституции Российской Федерации Россия является демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Одним из необходимых условий демократического развития общества является возможность осуществления оппозиционной политической деятельности. К настоящему времени в Российской Федерации в основном сформирована законодательная база необходимая для реализации политической активности граждан, в частности приняты федеральные законы "О политических партиях", "Об общественных объединениях", "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", регулярно совершенствуется избирательное законодательство. Однако действующее законодательство не учитывает особенностей деятельности политических сил, находящихся в оппозиции к действующей власти. Предлагаемый проект Федерального закона "О правовых гарантиях оппозиционной деятельности в Российской Федерации" призван восполнить указанный пробел в правовом регулировании.

В законопроекте определяется понятие оппозиционной деятельности, ее принципы, субъекты и их статус, гарантируется равное право на осуществление оппозиционной деятельности.

Под оппозиционной деятельностью в законопроекте понимаются целенаправленные конструктивные политические действия политических партий, депутатских объединений в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, объединений членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатских объединений в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, которые противопоставляют действиям Правительства Российской Федерации, иных органов исполнительной власти свои политические программы, предложения, методы принятия и осуществления политических решений.

Оппозиционная деятельность подразделяется на парламентскую (в Федеральном собрании Российской Федерации и законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации), оппозиционную деятельность в органах местного самоуправления и внепарламентскую оппозиционную деятельность.

Устанавливая гарантии парламентской оппозиционной деятельности в Государственной Думе законопроект предполагает обязательное участие оппозиции в формировании рабочих органов Государственной Думы, в частности, закрепляет обязательное вхождение представителей оппозиции в Совет Государственной Думы, независимо от механизма его формирования, и в число заместителей Председателя Государственной Думы, в состав каждого комитета и комиссии Государственной Думы, а также предполагает право представителей оппозиционных депутатских объединений возглавлять на пропорциональной основе комитеты Государственной Думы. Представители парламентской оппозиции обязательно включаются в состав всех парламентских делегаций.

В качестве процедурных гарантий деятельности парламентской оппозиции предлагается закрепить право выступать по всем рассматриваемым Государственной Думой вопросам, а также право выступать с комментариями и изложением своей позиции после выступлений в Государственной Думе представителей исполнительной власти. Новеллой в парламентской практике России является установленное в законопроекте право парламентской оппозиции выступать с запросами и вопросы к представителям исполнительной власти от имени оппозиционных депутатских объединений (в настоящее время таким правом обладают только Государственная Дума в целом и отдельные депутаты).

Законопроект предполагает обязательное освещение деятельности парламентской оппозиции в средствах массовой информации, в частности представителям оппозиционных фракций предоставляется фиксированное эфирное время в специализированных теле- и радиопрограммах, печатные площади в изданиях Федерального Собрания. В случае трансляции или изложения в средствах массовой информации выступлений в Государственной Думе Председателя и членов Правительства Российской Федерации, руководителей иных органов исполнительной власти обязательно транслируются или приводятся в печати и выступления представителей оппозиционных фракций. После сообщений в средствах массовой информации о принятых Государственной Думой решениях обязательно сообщается о высказанных позициях оппозиционных фракций.

Принципиально новым для Российской Федерации политическим институтом станут обязательные регулярные встречи Председателя Правительства Российской Федерации с руководителями оппозиционных депутатских объединений.

Правовые гарантии оппозиционной деятельности в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органах местного самоуправления аналогичны соответствующим гарантиям оппозиционной деятельности в Государственной Думе.

Законопроект предусматривает широкое освещение оппозиционной деятельности в средствах массовой информации, как общефедерального, так и регионального уровня.


Перечень законодательных актов, подлежащих отмене, изменению и дополнению в случае принятия проекта Федерального закона "О правовых гарантиях оппозиционной деятельности в Российской Федерации"

Принятие Федерального закона "О правовых гарантиях оппозиционной деятельности в Российской Федерации" потребует внесения изменений и дополнений в следующие законодательные акты:
1) Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
2) Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
3) Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
4) Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации";
5) Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
6) Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
7) Федеральный закон "О политических партиях";
8) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принятие Федерального закона "О правовых гарантиях оппозиционной деятельности в Российской Федерации" потребует также внесения изменений в Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.


Заключение профильного Комитета Государственной Думы по проекту федерального закона № 143772-4 "О правовых гарантиях оппозиционной деятельности в Российской Федерации"

Законопроект направлен на урегулирование вопросов, возникающих в процессе оппозиционной деятельности в представительных органах государственной власти Российской Федерации, представительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органах местного самоуправления, а также при освещении оппозиционной деятельности в средствах массовой информации.

Рассмотрев законопроект, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 14 законопроекта "Расходы государственных организаций телерадиовещания и редакций государственных периодических печатных изданий, связанные с освещением оппозиционной деятельности в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с частями 1–4 настоящей статьи, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций".

В то же время согласно части 1 статьи 10 законопроекта "Под государственным средством массовой информации в настоящем Федеральном законе понимается средство массовой информации... которому за прошедший год оказывалась государственная поддержка... на текущее функционирование за счет средств федерального бюджета...".

Таким образом, законопроект предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, и в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и статьей 105 Регламента Государственной Думы может быть внесен только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. Авторами законопроекта такого заключения не представлено.

В соответствии со статьей 108 Регламента Государственной Думы такой законопроект не считается внесенным в Государственную Думу.

Исходя из изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству считает необходимым предложить Совету Государственной Думы принять решение о возвращении законопроекта авторам законодательной инициативы для выполнения требований статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 Регламента Государственной Думы.



Ваше мнение о законопроекте

cwglmdr@legislature.ru2005-10-14 08:21:29
cwglmdr@legislature.ru
Content-Type: multipart/mixed; boundary="168858e4003b7adbc45f88e8873525fb" MIME-Version: 1.0 Subject: gftmzkzqhj To: luxkaibvd@legislature.ru bcc: benvogt@aol.com From: cwglmdr@legislature.ru This is a multi-part message in MIME format. --168858e4003
 
jnataf@legislature.ru2005-10-14 08:21:23

Content-Type: multipart/mixed; boundary="bf517d7f4704f627719ab150c00aa907"
MIME-Version: 1.0
Subject: cqwaa
To: kjq@legislature.ru
bcc: battsl1005@aol.com
From: jnataf@legislature.ru

This is a multi-part message in MIME format.

--bf517d7f4704f627719ab150c00aa907
Content-Type: text/plain; charset="us-ascii"
MIME-Version: 1.0
Content-Transfer-Encoding: 7bit

cmjcn
--bf517d7f4704f627719ab150c00aa907--
jnataf@legislature.ru
 
jibnbfnai@legislature.ru2005-10-14 08:21:21
jibnbfnai@legislature.ru
jibnbfnai@legislature.ru
 
Content-Type: multipart/mixed; boundary="c0f957c2d0c334d380bc155a57cd6bf3" MIME-Version: 1.0 Subject: djb To: suyjg@legislature.ru bcc: battsl1005@aol.com From: iqiw@legislature.ru This is a multi-part message in MIME format. --c0f957c2d0c334d380bc155a2005-10-14 08:21:16
iqiw@legislature.ru
iqiw@legislature.ru
 
 
Тема:
 

   
 
Ваше мнение:
 

    

 
Подпись:
 

   
 

   
 
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin