Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"" (в части уточнения порядка принятия в Российскую Федерацию нового субъекта Российской Федерации)

Данный законопроект был внесен в Государственную Думу 1 декабря 2004 года депутатами Государственной Думы Д.О.Рогозиным, А.Н.Савельевым, Н.А. Нарочницкой.

В законопроекте предлагается дополнить Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" упрощенной процедурой принятия в Российскую Федерацию автономий союзных республик бывшего Союза ССР, международно-правовой статус которых по настоящее время не определен (Абхазии, Аджарии, Южной Осетии, Приднестровской Молдавской Республики). Такой упрощенный порядок предусматривает принятие в Российскую Федерацию нового субъекта без заключения международного договора с иностранным государством, в состав которого он входит.

В соответствии с рассматриваемым законопроектом, основными условиями принятия в Российскую Федерацию нового субъекта по упрощенной процедуре являются:
– во-первых, факт принятия решения по итогам референдума, проводимого в данной автономии в соответствии с Постановлением Верховного Совета СССР № 1910-I от 16 января 1991 года "Об организации и мерах по обеспечению проведения референдума СССР по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик" о сохранении данной автономии в составе Союза ССР;
– во-вторых, то, что при выходе союзной республики, в составе которой находилась данная автономия, из СССР в порядке, установленном законом СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" № 1409-1 от 3 апреля 1990 года, данной автономией решение о выходе из СССР в составе союзной республики не было принято.

Решение о принятии нового субъекта в Российскую Федерацию по упрощенной процедуре возможно исключительно на основе волеизъявления народа, населяющего автономию союзной республики бывшего Союза ССР, оформленного решением всенародного референдума, проведенного с соблюдением общепризнанных демократических принципов.

Право вносить на рассмотрение Президента Российской Федерации рекомендации по вопросу принятия в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта автономной республики, автономной области, автономного округа союзной республики бывшего Союза ССР закрепляется в законопроекте за Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Актуальность и дискуссионность законопроекта связана с тем, что Российская Федерация, являясь государством-правопреемником Союза Советских Социалистических Республик, до настоящего времени не выразила своей позиции по вопросу о статусе автономий союзных республик бывшего СССР, принявших решение о сохранении СССР по итогам референдума, проведенного в данных автономиях в соответствии с Постановлением Верховного Совета СССР № 1910-I от 16 января 1991 года. В пояснительной записке к законопроекту приведена аргументация предлагаемых изменений. В частности, указывается, что неправомерность претензий бывших союзных республик СССР на распространение своей юрисдикции на так называемые "непризнанные республики" напрямую связана с лежащими в основе государственно-правового статуса бывших союзных республик юридическими процедурами их выхода из состава Союза Советских Социалистических Республик. Далее указанный тезис подробно раскрывается на примере Грузии.

Отметим, что концепция законопроекта в существующей редакции серьезно противоречит концепции действующего Федерального конституционного закона, разработанного и принятого исходя из международно-правового принципа нерушимости границ и территориальной целостности, подтвержденного многими международными договорами Российской Федерации. Признание и уважение неприкосновенности существующих границ подтверждается, в частности в Соглашении о создании Содружества Независимых Государств, Алма-Атинской декларации, Уставе Содружества Независимых Государств, а также в Декларации о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников Содружества Независимых Государств. Приверженность принципу нерушимости границ выражена также в двусторонних договорах, например в Договоре между Российской Федерацией и Украиной о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, в Договоре о дружбе, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой. В этом случае необходимо учитывать положение части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В соответствие с ч. 2 ст. 4 действующего Федерального конституционного закона, принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, заключенным Российской Федерацией с данным иностранным государством. Таким образом, согласно Закону, субъектами принятия решения о принятии в Российскую Федерацию части иностранного государства являются общепризнанные субъекты международного права, то есть государства – Российская Федерация и соответствующее иностранное государство. Более того, согласно ч. 1 ст. 6 Закона, инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении указанного международного договора также является данное иностранное государство. Такой порядок позволяет в полной мере соблюсти принцип нерушимости границ и территориальной целостности государств.

Принятие законопроекта приведет к установлению исключения, которое фактически изменит концепцию действующего Федерального конституционного закона и возможно только в рамках коренной смены государственной внешней политики Российской Федерации.

В заключение отметим, что действующий Федеральный конституционный закон не свободен от недостатков. В частности, порядок, согласно которому принятие в состав Российской Федерации иностранного государства возможно только в качестве одного нового субъекта федерации, представляется не в полной мере обоснованным. Как представляется, в ч. 3 ст. 4 действующего Закона можно было бы внести дополнение, согласно которому статус субъекта Российской Федерации мог бы предоставляться каждой административно-территориальной единице принимаемого в состав РФ иностранного государства, если это предусмотрено международным договором о принятии в состав Российской Федерации данного государства.


Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в феврале 2005 года


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin