Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте"

Данный законопроект был разработан на основе поручения Президента Российской Федерации от 27 августа 2004 г. и 16 ноября 2004 года был внесен Правительством РФ в Государственную Думу.

Основной целью законопроекта является создание правовых и организационных основ для осуществления взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и служб авиационной безопасности по обеспечению авиационной безопасности в аэропортах Российской Федерации.

В настоящее время согласно ч. 2 ст. 83 Воздушного кодекса РФ, авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями военизированной охраны аэродромов или аэропортов, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

Авиационная безопасность, согласно ч. 2 ст. 84, обеспечивается посредством:
1) предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома;
2) охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц;
3) исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза;
4) предполетного досмотра;
5) реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.

Важнейшим средством обеспечения авиационной безопасности на сегодняшний день является предполетный досмотр – особый комплекс мероприятий, в рамках которого, в целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна, проверяются воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта. Предполетный досмотр пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, проводится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности. Сотрудники органов внутренних дел на транспорте, согласно ч. 2 ст. 85, могут привлекаться к участию в предполетном досмотре. Они в обязательном порядке участвуют в личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, осуществлении оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мероприятий.

При выполнении международных полетов воздушных судов предполетный досмотр проводится после осуществления пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного и иного контроля.

Действующие правила проведения предполетного досмотра – "Руководство по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов" – были утверждены приказом Минтранса РФ еще в 1995 году.

Террористические акты, имевшие место в августе 2004 года (на рейсах Москва – Сочи и Москва – Волгоград), продемонстрировали ряд недостатков системы авиационной безопасности и предопределили необходимость совершенствования этой системы.

В рассматриваемом законопроекте предлагается:
1) установить в Воздушном кодексе норму об обязательном участии федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере внутренних дел, в организации и проведении обязательной сертификации юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности, а также аттестации их работников;
2) закрепить в Воздушном кодексе и законе "О лицензировании отдельных видов деятельности" положение о том, что деятельность по обеспечению авиационной безопасности относится к лицензируемым видам деятельности;
3) исключить прием в службы авиационной безопасности лиц:
– имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
– состоящих на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
– уволенных с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов по установленным федеральным законом компрометирующим основаниям, если после увольнения прошло менее чем три года;
– в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Законом РФ "О милиции" и Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды;
4) ввести особый вид досмотра – послеполетный досмотр пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты;
5) закрепить в Воздушном кодексе и Законе "О милиции" правило об обязательном участии сотрудников органов внутренних дел при производстве пред- и послеполетного досмотров;
6) передать правила проведения предполетного и послеполетного досмотров на утверждение федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области транспорта (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел);
7) установить в Воздушном кодексе перечень полномочий должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области контроля (надзора) на транспорте, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел, по контролю авиационной безопасности;
8) дополнить Воздушный кодекс нормой, согласно которой перевозчики передают в правоохранительные органы персональные данные пассажиров, содержащиеся в перевозочных документах, и установить, что порядок создания и ведения информационных баз персональных данных пассажиров, а также порядок передачи таких данных в правоохранительные органы устанавливается Правительством Российской Федерации. В связи с этим должно быть принято Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка создания и ведения банков (баз) данных о пассажирах, а также порядка передачи содержащейся в них информации правоохранительным органам и специальным службам".

Концепция законопроекта в целом заслуживает положительной оценки. Тем не менее, ряд положений законопроекта нуждаются в уточнении.

В частности, в законопроекте и в пояснительной записке к нему отсутствует убедительная аргументация целесообразности введения послеполетного осмотра в дополнение к предполетному осмотру и существующим оперативно-розыскным мероприятиям.

Кроме того, в законопроекте неоднократно указывается, что послеполетный досмотру проводится в соответствии с Законом Российской Федерации "О милиции" и Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", при этом соответствующее изменение вносится законопроектом только в Закон "О милиции". Однако в ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" установлен исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий, и среди них послеполетный досмотр отсутствует. В связи с этим не совсем ясен статус мероприятий по послеполетному досмотру пассажиров. В действующем Воздушном кодексе (ч. 2 ст. 85) установлено, что "проведение предполетного досмотра не исключает возможность проведения досмотра при осуществлении оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и иной деятельности уполномоченными на то лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации". То есть предполетный досмотр не относится к оперативно-розыскным мероприятиям и является по существу превентивной мерой, а послеполетный досмотр, по всей видимости, имеет ту же юридическую природу, что и предполетный досмотр. В случае, если во время полета было совершено правонарушение или появились основания для осуществления оперативно-розыскной деятельности, могут применяться соответствующие оперативно-розыскные мероприятия. Таким образом, можно предложить исключить упоминание о Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности" как об основании проведения послеполетного досмотра.

Кроме того, требует уточнения и конкретизации в законопроекте такое основание отказа в принятии на работу в службы авиационной безопасности, как "увольнение с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов по установленным федеральным законом компрометирующим основаниям", так как в федеральных законах, регулирующих указанные виды правоохранительной службы, увольнение по таким основаниям не предусматривается.


Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в феврале 2005 года


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin