Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Федеральный закон "О политических партиях"
и перспективы его реализации: экспертное заключение

По состоянию на 25 июля 2001 г. Министерством юстиции Российской Федерации официально зарегистрировано 199 политических общественных объединений, при этом только 58 из них имели статус политических партий. Еще 36 объединений являлись непартийными политическими организациями, а 105 – политическими движениями.

Федеральный закон "О политических партиях" предусматривает, что партии становятся единственной формой общественных объединений, имеющей право выдвигать кандидатов на выборах в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. По новому закону партии должны обладать федеральным статусом: создание и деятельность региональных партий не допускаются.

Принятие федерального закона "О политических партиях" может обусловить резкое сокращение численности ранее зарегистрированных политических общественных объединений, которое будет происходить за счет следующих факторов:
– отсутствия у значительной части ранее зарегистрированных политических партий возможности пройти перерегистрацию согласно новому закону;
– необходимости преобразования ранее созданных непартийных политических общественных объединений (движений и организаций, не являющихся партиями) в политические партии;
– предусмотренной законом ликвидации межрегиональных и региональных политических партий;
– завершения экстенсивного этапа образования партий, наметившегося структурирования политического пространства и выявления потенциальных лидеров российской партийной системы.

Согласно закону ранее созданные политические партии должны пройти процедуру перерегистрации, подтверждающую наличие у них необходимых 10000 членов, а также минимально установленной численности региональных организаций. При этом партии, образованные по национальному или религиозному принципу, в связи с ужесточением законодательных ограничений (а именно – запретом на создание партии по национальному, профессиональному и религиозному признаку) не имеют перспектив сохраниться в прежнем виде. Среди них Партия пенсионеров, Всероссийский исламский конгресс, Российская христианско-демократическая партия и др.

Для абсолютного большинства политических партий основной проблемой станет дефицит организационных ресурсов, не позволяющий обеспечить требуемую численность членов. Решение же данной задачи за счет привлечения в партийные списки "мертвых душ", безусловно, будет иметь место, однако предусмотренный законом механизм проверки фактически позволяет отказать в регистрации любой партии под предлогом недостоверности представленных для регистрации данных. Насколько Минюст России готов проявить твердость в этом вопросе, станет ясно уже в ближайший месяц, по итогам рассмотрения документов ряда "карликовых" партий (в их числе Консервативная партия России), которые намерены предпринять попытки перерегистрации по новому закону.

Наибольшие шансы сохраниться в партийной системе из действующих партий имеют КПРФ, "Единство", Аграрная партия России, "Союз Правых Сил" и Либерально-демократическая партия России. Что касается остальных, то несоответствие их организационных ресурсов требованиям, предъявляемым новым законом, очевидно. В этой ситуации политические партии, не желающие утратить свой статус, могут предпринять следующие действия: либо форсировать процесс межпартийного объединения, либо усиленно предлагать свою партию тем корпоративным структурам, которые в состоянии обеспечить ее соответствие правовым стандартам.

Новый закон предусматривает два правовых механизма образования новых политических партий:
1) перерегистрация непартийных политических общественных объединений в партии;
2) создание партии на базе оргкомитета, образованного по инициативе граждан.

Первым вариантом теоретически могли бы воспользоваться все 145 непартийных политических общественных объединений. Однако, учитывая, что абсолютное их большинство в организационном плане являются мнимыми политическими величинами, не имеющими реальной структуры в регионах, общее количество объединений, которые смогут провести весь комплекс реорганизационных процедур и пройти перерегистрацию будет, как минимум, на порядок ниже. В настоящее время ряд объединений (в т. ч. движение "Развитие предпринимательства" – А. Грачев) уже заявили о готовности в ближайшее время преобразоваться в партии, однако скорая перерегистрация практически гарантирована лишь "Яблоку" и "Женщинам России". Так, "Яблоко" планирует уже в декабре провести съезд, на котором будет принято решение о преобразовании в партию (предварительное название – Российская демократическая партия "Яблоко").

Процесс создания партий на базе общественного объединения уже привел к созданию Народной партии России (Г. Райков) – первой из партий, регистрация которой Минюстом России состоялась по новому закону 9 ноября с.г. По заявлению Г. Райкова, в новой партии насчитывается 24 тыс. членов.

Учитывая, что второй вариант создания политических партий является гораздо более ресурсоемким, процесс образование политических партий "с нуля" не будет значительным. Не исключено, что в 2001–2002 гг. вступление в силу закона может подтолкнуть к массовому созданию оргкомитетов по учреждению партий (в настоящее время Минюст России выдал уведомления 13 таким оргкомитетам). Однако процент выживания партийных "эмбрионов" будет крайне низким (примерно 1 : 10).

Очевидно, что в ближайшие год-два будет доминировать так называемый унитарный путь партийного образования, когда партия де-юре создается гражданами, но фактически абсорбирует отдельные малочисленные организации, не имеющие перспектив преобразоваться в партии, либо обломки организаций, уже исчезнувших с политической сцены.

В настоящее время на правом фланге политического спектра укрупнение политических партий завершилось созданием "Союза Правых Сил". Кроме того, в ближайшее время возможна активизация усилий по формированию еще одной правой партии на базе "Либеральной России" (С. Юшенков), которая должна будет поглотить остатки бывшей оппозиционной "фронды" партий демократической ориентации, самораспустившихся в связи с образованием СПС.

Что же касается левоцентристской части политического ландшафта, то в ней одновременно складываются два потенциальных очага возникновения новых партий. Это:
1) Попытки создания объединенной социал-демократической партии на базе Российской объединенной социал-демократической партии (М. Горбачев) и Российской партии социальной демократии (К. Титов). В состав объединенной партии на правах младших партнеров могут также влиться до 6 мелких организаций левоцентристской ориентации: Российская объединенная промышленная партия, Социал-демократическая ассоциация, Союз молодых социал-демократов и др.
2) Проект по созданию Социалистической единой партии России, в формировании которой принимают участие Социалистическая партия России (И. Рыбкин) движение "Духовное наследие" (А. Подберезкин) и "Союз реалистов" (Н. Жукова).

В обоих случаях инициаторы делают ставку на те потенциальные резервы, которые таит в себе удачная "раскрутка" на электоральном поле левоцентристской идеи, а также на возможность поддержки со стороны Социнтерна. Поскольку довольно быстро выяснилось, что создание параллельных партий, претендующих на одну и ту же идеологическую нишу, будет означать политический неуспех обеих, в настоящее время активизировалась работа по созданию единой левоцентристской партии на базе всех 5 организаций: СПР, "Духовного наследия", "Союза реалистов", РОСДП и РПСД.

На крайне левом фланге произошло создание единой радикально-коммунистической партии на базе Российской коммунистической рабочей партии (В. Тюлькин) и Российской партии коммунистов (А. Крючков). Объединительный партийный съезд, состоявшийся 28 октября 2001 г. в Горках Ленинских принял решение о создании объединенной партии РКРП–РПК. Возможно, к указанной партии впоследствии присоединяться активисты иных леворадикальных организаций наподобие "Союза коммунистов" А. Пригорина и СКП–КПСС О. Шеина.

Усиление процессов организационного и политического объединения "Единства", "Отечества" и "Всей России" уже не оставляет сомнений в том, что предполагаемое объединение вскоре произойдет в данном составе и в форме политической партии. Поскольку закон не прописывает возможности образования партий путем их слияния, партия, скорее всего, формально будет создана на базе межпартийного объединения "Союза Единства и Отечества". Учредительный съезд партии должен состояться 1 декабря 2001 г.

Как показывает анализ закона, наиболее предпочтительным вариантом для обретения определенной группой интересов собственного ресурса в виде политической партии является не ее создание, а "приватизация" уже имеющейся (желательно малочисленной, но имеющей респектабельный "бэкграунд"). Именно такой вариант был избран М. Прусаком, возглавившим Демократическую партию России. В случае, если под реализацию проекта будут подтянуты соответствующие организационные и материальные ресурсы, ДПР может получить "второе дыхание" и составить конкуренцию "Союзу Правых Сил" на ближайших парламентских выборах. В принципе механизм рекультивации пришедших в упадок политических партий является довольно простым и не сопровождается сколь-либо значимыми побочными последствиями (единственная проблема – смена менеджеров из партактива – при желании вполне разрешима). Еще более легкий путь создания собственной партии, позволяющий избавиться от нежелательных попутчиков, – использование в качестве исходного ингредиента непартийного движения, подлежащего реорганизации в партию. Однако и в том, и в другом случае предложение партий будет существенно превышать спрос на них, что определяется:
– высокими затратами на создание партии, мобилизацию необходимого количества членов, проведение учредительных мероприятий и поддержание партийных структур в относительно функциональном состоянии;
– ограниченным кругом потенциальных субъектов, заинтересованных в создании собственных партийных структур поддержки с неясными политическими перспективами;
– наличием четко обозначившихся партий-лидеров, что делает более рентабельным соответствующие вложения в них, чем создание собственной партии.

Будущая конфигурация партийной системы во многом будет обусловлена предусмотренной законом ликвидацией региональных политических партий и движений. Возможными действиями региональной партийной элиты в этой связи могут стать:
– проведение переговоров с лидерами ранее созданных или создаваемых общероссийских политических партий о вхождении бывших региональных партий на правах региональных отделений федеральных партий;
– создание (на началах кооперации и при возможной поддержке губернаторов) собственной кросс-региональной партии, т.е. воспроизводство так называемых губернаторских блоков наподобие "Голоса России" и "Всей России", но в качественно новом институциональном дизайне (возможность последнего, правда, снижается в результате вхождения "Всей России" в состав объединенной центристской партии).

Есть веские основания полагать, что руководство региональных политических партий попытается оспорить нормы закона о запрете создания региональных партий в Конституционном Суде. Однако, поскольку перспективы рассмотрения подобного дела неясны, а оперативность судебного разбирательства не относится к числу достоинств российской конституционной юстиции, вовлечение региональных партий в общефедеральный процесс партстроительства можно считать вопросом уже решенным.


Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в ноябре 2001 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin