Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"" (по вопросу наделения прокурора правом приостанавливать исполнительное производство)

Проектом федерального закона № 149497-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"" предлагается дополнить нормы, касающиеся полномочий прокурора. Так, согласно положениям законопроекта, прокурор при осуществлении возложенных на него функций получает право приостанавливать исполнение судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ, а также исполнение документа, который в силу Федерального закона "Об исполнительном производстве" является исполнительным документом. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, на практике прокуроры могут давать неофициальные указания судебным приставам о приостановлении исполнительного производства.

Приостановление исполнительного производства представляет собой временное прекращение исполнительных действий, вызванное какими-либо причинами, мешающими его дальнейшему осуществлению. В Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусматриваются как обязательные, так и факультативные случаи приостановления исполнительного производства. Так, в частности, исполнительное производство должно быть приостановлено в случае вынесения постановления должностным лицом, которому федеральным законом предоставлено право приостанавливать исполнение судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ. Данное право было предоставлено утратившим силу ГПК РСФСР должностным лицам, имеющим право принесения протестов в порядке надзора - до окончания производства в порядке надзора. В действующем в настоящее время ГПК РФ (статьи 436 и 437) перечислены случаи, когда судья может или обязан приостановить исполнительное производство. В соответствии со статьей 381 ГПК РФ, в случае истребования дела судья также вправе приостановить исполнение решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции. Подобные изменения соответствуют конституционному принципу независимости судей и подчинения их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов судебными приставами. В связи с этим при обнаружении несоответствия деятельности судебных приставов законодательству РФ, в зависимости от характера допущенного нарушения, прокурор может принести протест на противоречащий закону правовой акт, представление об устранении нарушений закона либо мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. В связи с этим прокуратура имеет достаточно полномочий для контроля за соблюдением законности судебными приставами-исполнителями при осуществлении совей деятельности.

В соответствии со статьей 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Согласно статье 120 Конституции Российской Федерации, судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Таким образом, предоставление прокурорам право вмешиваться в деятельность судов, в том числе путём приостановления исполнительного производства, недопустимо и противоречит Конституции Российской Федерации.


Изложенное позволяет говорить о том, что необходимость в принятии данного законопроекта отсутствует.


Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в апреле 2004 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin