Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах""

Государственной Думой 28 июня 2002 г. принят в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах"" (далее – законопроект). Названный закон призван стать очередным этапом в формировании системы правового регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Законопроектом в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" (далее – Федеральный закон) вносятся существенные изменения и дополнения. В соответствии с этими изменениями негосударственные пенсионные фонды, являющиеся финансовыми институтами, выполняющими функции негосударственного, дополнительного пенсионного обеспечения, будут выступать в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию. Объем и характер этих изменений и дополнений, по сути, преобразуют Федеральный закон в новый законодательный акт.

Законопроектом регулируются вопросы, касающиеся деятельности негосударственных пенсионных фондов в сфере обязательного пенсионного страхования, состава пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии, взаимоотношений различных участников в процессе инвестирования средств пенсионных накоплений.

Законопроектом устанавливаются обязанности негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, обязанности управляющей компании и специализированного депозитария, а также требования к учету пенсионных накоплений.

Законопроект предусматривает обязательные условия договора по обязательному пенсионному страхованию между застрахованным лицом и негосударственным пенсионным фондом и условия договора негосударственного пенсионного фонда со специализированным депозитарием и с управляющей компанией, права лиц, осуществляющих обязательное пенсионное страхование через негосударственные пенсионные фонды, а также требования к структуре инвестиционного портфеля.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов по обязательному пенсионному страхованию должна осуществляться на основании соответствующей лицензии (устанавливается переходный период до 1 июля 2009 г., в течение которого негосударственные пенсионные фонды могут осуществлять свою деятельность со старыми лицензиями).

К негосударственным пенсионным фондам, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, предъявляются дополнительные, более жесткие требования (например, они не должны иметь актуарного дефицита и допускать приостановления лицензии в течение двух последних лет работы, должны иметь опыт одновременного ведения значительного количества именных пенсионных счетов).

В целях зашиты прав и интересов участников и застрахованных лиц к обязательному пенсионному страхованию допускаются негосударственные пенсионные фонды, действующие на рынке негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет. Кроме того, законопроектом вводятся повышенные требования к совокупному вкладу учредителей и размеру имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности негосударственных пенсионных фондов.

Законопроектом определено, что инвестирование пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами осуществляется исключительно через управляющие компании, с которыми заключаются договоры доверительного управления при участии специализированного депозитария.

Страховые взносы уплачиваются страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации для последующей передачи в выбранный застрахованным лицом негосударственный пенсионный фонд.

Лица, осуществляющие обязательное пенсионное страхование через негосударственные пенсионные фонды, имеют право переходить из одного негосударственного пенсионного фонда в другой, а также формировать и инвестировать средства пенсионных накоплений через Пенсионный фонд Российской Федерации.

Законопроектом предусматривается осуществление выплат правопреемникам умерших застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях" и договорами об обязательном пенсионном страховании.

Законопроектом также устанавливаются основные принципы государственного регулирования, надзора и контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов.

Законопроектом определено, что учет пенсионных накоплений в негосударственном пенсионном фонде ведется на индивидуальном пенсионном счете застрахованного лица. Идентификация участников системы обязательного пенсионного страхования осуществляется в соответствии со страховым номером, присвоенным застрахованному лицу в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации.

В законопроекте впервые в отечественной практике финансово-экономических отношений вводится ограничение маркетинга. Негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие деятельность по обязательному страхованию, не вправе предлагать какие-либо выгоды застрахованному лицу, страхователю, профессиональному союзу и др.

Представляется необходимым указать в законопроекте, что собственниками пенсионных накоплений являются негосударственные пенсионные фонды, поскольку из текста законопроекта следует, что негосударственные пенсионные фонды являются учредителями и выгодоприобретателями.

Положения законопроекта следует привести в соответствие с положениями федеральных законов "О лицензировании отдельных видов деятельности", "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", "Об информации, информатизации и защите информации" и проекта федерального закона "О профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации", принятого Государственной Думой в первом чтении 26 июня 2002 г.

В частности, необходимо уточнить положения новой редакции пункта 5 статьи 7 Федерального закона. В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" срок действия лицензии, выданной негосударственному пенсионному фонду, не может быть менее пяти лет. Указанным пунктом устанавливается, что действие лицензий, выданных ранее, прекращается 1 июля 2009 г. В этом случае новая редакция Федерального закона должна вступить в силу не ранее 1 июля 2004 г.

В соответствии с новой редакцией пункта 2 статьи 3 и статьи 40 сторонами договора об обязательном пенсионном страховании являются негосударственный пенсионный фонд и застрахованное лицо. Вместе с тем законопроектом (новая редакция пункта 4 статьи 3 Федерального закона) предусматривается обязательное участие страхователя, на которого возложена обязанность по перечислению страховых взносов. Кроме того, от волеизъявления страховщика зависит вступление в силу договоров об обязательном пенсионном страховании между застрахованным лицом и негосударственным пенсионным фондом.

Представляется необходимым уточнить нормы законопроекта, касающиеся обособления средств, составляющих пенсионные накопления и пенсионные резервы, а также проведения операций по формированию, учету, размещению и инвестированию этих средств.

Целесообразным представляется также изложить понятия "пенсионная схема", "пенсионные основания" и "пенсионные накопления" в иной, чем это предлагается законопроектом, редакции:
"пенсионная схема" – совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов и выплаты негосударственных пенсий;
"пенсионные основания" условия приобретения права на получение пенсии";
"пенсионные накопления" – совокупность средств, предназначенных для исполнения обязательств перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании и договорами о создании профессиональной пенсионной системы.

В соответствии с законопроектом государственное регулирование, надзор и контроль за деятельностью фондов по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Однако полномочия и функции уполномоченного федерального органа являются предметами положения о нем, поэтому из новой редакции статьи 34 Федерального закона было бы целесообразно исключить пункты 2, 3 и 4 (в данной статье ошибочно указаны два третьих пункта).

Новой статьей 57 Федерального закона определено, что единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию ведет Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона. Однако Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" не содержит положений, касающихся единого реестра застрахованных лиц. Поскольку речь, видимо, идет о совмещении различных баз данных (информационных ресурсов), положения названной статьи необходимо уточнить.


Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в октябре 2002 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin