Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем""
Текст законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Экспертное заключение на проекты федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"" и "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Президентом Российской Федерации 17 июня 2002 г. внесены в Государственную Думу проекты федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (№ 215969-З) и "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (№ 215974-3), принятые в первом чтении 27 июня 2002г.

Внесение данных законопроектов продиктовано необходимостью нормативного закрепления мер, противодействующих финансированию терроризма. Осуществление террористических акций, для которых в современных условиях характерны транснациональность, масштабность и тяжесть последствий, возможно лишь при наличии мощной экономической основы, что подтверждается и трагическими событиями в США в сентябре 2001 г. Исходя из этого, Совет Безопасности ООН в резолюции от 28 сентября 2001 г. № 1373 призвал все государства принять дополнительные меры по предотвращению и пресечению финансирования и подготовки любых актов терроризма, ввести уголовную ответственность за умышленное предоставление или сбор средств на террористические цели, обеспечить заблокирование денежных средств и других финансовых активов лиц, которые совершают или пытаются совершить террористические акты, или каким-либо образом способствуют их совершению, а также организаций, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем таких лиц, либо организаций, действующих от имени или по указанию таких лиц.

В соответствии с данной резолюцией в Российской Федерации принято несколько законов, содействующих нормативному урегулированию различных аспектов противодействия легализации доходов от преступной деятельности и финансированию терроризма. Так, Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 88-ФЗ ратифицирована Международная конвенция по борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г., которая направлена на устранение пробелов в сфере международного сотрудничества государств по выявлению, пресечению и уголовному преследованию финансирования терроризма. Другим примером является Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 103-ФЗ, в соответствии с которым УК России дополнен статьей 205.1, устанавливающей ответственность за организацию, финансирование и иное содействие совершению преступлений, связанных с терроризмом, а также за вооружение либо обучение лиц для совершения подобных преступлений. Введенная норма повысит эффективность сотрудничества с компетентными органами других государств и позволит привлекать к ответственности лиц, участие которых в финансировании терроризма доказано.

Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"" от 25 июля 2002 года (№ 112-ФЗ) пункт 2 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" дополнен новым подпунктом. В соответствии с данным положением к операциям с денежными средствами, подлежащим обязательному контролю, дополнительно отнесены зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами, в случае, если хотя бы одной из сторон является экстремистская организация, либо физическое лицо, привлекаемое к ответственности за экстремистскую деятельность, либо организация, прямо или косвенно находящаяся в собственности или под контролем такой организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию такой организации или лица.

В этом же ряду находятся и законопроекты, анализу которых посвящена настоящая экспертиза.

Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" направлен, во-первых, на ликвидацию выявленных правоприменительной практикой пробелов, во-вторых, на приведение отдельных его положений в соответствие с уточненными в последнее время международными стандартами, и в третьих, на создание условий, позволяющих использовать уже существующие правовые механизмы борьбы с легализаций доходов от преступной деятельности, для противодействия финансированию терроризма.

Предусмотренный в статье 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", который вступил в силу с 1 февраля 2002 г., перечень организаций, представляющих информацию о финансовых операциях в уполномоченный орган (в настоящее время Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу – КФМ России), расширен за счет организаций, осуществляющих деятельность в таких областях, как торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями, игорный бизнес, управление инвестиционными и негосударственными пенсионными фондами.

Законопроект дополняет названный Федеральный закон новым пунктом, в соответствии с которым обязательному контролю подлежат также операции с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон в них является физическое или юридическое лицо, в отношении которого имеются сведения об участии в террористической деятельности. В данном случае следует обратить внимание на то обстоятельство, что в Федеральном законе "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (в редакции от 25 июля 2002 года) имеется положение о специальном контроле за сделками, одна из сторон в которых причастна к экстремистской деятельности. Федеральный закон от 25 июля 2002 года (№ 114-ФЗ) "О противодействии экстремистской деятельности" рассматривает террористическую деятельность как частный случай экстремистской деятельности. В этой связи данный пункт законопроекта нуждается в доработке.

Согласно вносимым в статью 8 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" дополнениям КФМ России получает право приостанавливать на срок до пяти рабочих дней осуществление операций с денежными средствами или иным имуществом, если не удалось опровергнуть предоставленные организациями, проводящими подобные операции, сведения о причастности одной из сторон сделки к участию в террористической деятельности.

В статье 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" содержится запрет уполномоченному органу запрашивать документы и информацию по операциям, совершенным до вступления в силу данного федерального закона. Однако во многих случаях сделки, заключенные после 1 февраля с. г., связаны с операциями, совершенными задолго до этого. В таком случае необходима информация и о сделках, совершенных до вступления закона в силу. Поэтому законопроектом предлагается установить норму, в соответствии с которой документы и информация по операциям, совершенным до вступления в силу Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", могут запрашиваться КФМ России при наличии обстоятельств, указывающих на взаимосвязанный характер таких операций и операций, совершенных после вступления в силу этого закона, или иных обстоятельств, свидетельствующих о намерении заинтересованных лиц скрыть истинный характер операций, в том числе путем искажения подлинных дат их совершения.

Другие изменения и дополнения статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", направлены на придание обязательного характера указаниям Правительства Российской Федерации и Банка России о разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля. Они также предусматривают ответственность за непредставление уполномоченному органу информации не только об операциях, подлежащих обязательному контролю, но и о подозрительных сделках, выявляемых в ходе внутреннего контроля.

В свою очередь кредитные организации наделяются правом отказывать в открытии счета в случае непредставления документов и других данных, указанных в статье 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", либо представления им недостоверных документов.

Законопроектом устанавливается, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают их, если возникает подозрение о связи таких операций с финансированием терроризма, на два рабочих дня и информируют об этом КФМ России. При неполучении до истечения двухдневного срока с момента приостановления соответствующей операции постановления уполномоченного органа о приостановлении такой операции на дополнительный срок организация осуществляет операцию по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение.

Кстати, вред, причиненный физическим и юридическим лицам незаконными действиями уполномоченного органа или его работниками, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законопроектом предлагается исключить из статьи 9 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", норму о нераспространении его положений на информацию, полученную органами государственной власти при исполнении надзорных функций. Дело в том, что эта норма необоснованно ограничивает возможности информационного взаимодействия в данной сфере.

В случае принятия законопроекта для реализации его положений необходимо внести соответствующие дополнения в гражданское, гражданско-процессуальное законодательство, а также в нормативные акты, определяющие полномочия органа по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность фиксировать, хранить и предоставлять информацию о сделках, подлежащих обязательному контролю. В целях обеспечения реализации этой нормы вносятся дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения. В соответствии с ним неисполнение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства в части, касающейся фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также организации внутреннего контроля, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Право рассматривать дела о таких административных правонарушениях предоставляется руководителю федерального органа, осуществляющего контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, его заместителям, а также руководителям и заместителям соответствующих территориальных органов.

Таким образом, внесение Президентом Российской Федерации рассмотренных законопроектов – один из элементов совершенствования российского законодательства, необходимость которого вытекает из международных обязательств Российской Федерацией противодействовать легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.


Документ подготовлен В.И. Михайловым, заслуженным юристом Российской Федерации, кандидатом юридических наук, доцентом, в августе 2002 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin