Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Тексты законопроектов

Экспертное заключение на 7 законопроектов
"О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "О ветеранах""

В январе 1995 г. вступил в силу Федеральный закон "О ветеранах", который устанавливал перечень категорий ветеранов и правовые гарантии их социальной обеспеченности с учетом заслуг, связанных с защитой Отечества, безупречной военной службой, иной государственной службой и продолжительным добросовестным трудом.

В 2000 г. был принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах"", явившийся, по существу, новой редакцией Федерального закона 1995 г. Его принятие было обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования сферы социальной защиты ветеранов, устранения содержащихся в прежней редакции внутренних противоречий, упорядочения некоторых норм с учетом изменений, происшедших в законодательстве Российской Федерации.

В новой редакции Федерального закона уточнялись и приводились в соответствие с Конституцией, гражданским и жилищным законодательством Российской Федерации нормы, регулирующие порядок предоставления ветеранам прав и льгот, в том числе тех, реализация которых относится к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Расширена категория граждан, относящихся к ветеранам Великой Отечественной войны, и, кроме того, вместо звания "Ветеран органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов" установлено новое звание – "Ветеран государственной службы".

Необходимость установления нового звания была вызвана неоднократными изменениями в структуре федеральных органов исполнительной власти. Так, например, появились налоговые органы, образовалась система федеральных органов налоговой полиции, преобразовались таможенные органы. Длительная, плодотворная, отмеченная орденами, медалями и прочими знаками отличия государственная служба, в том числе в этих государственных органах, позволяет гражданам претендовать на почетное звание ветерана.

В настоящее время изменения и дополнения, предложенные для внесения в Федеральный закон, в основном касаются расширения круга лиц, относящихся к числу ветеранов.

1. В частности, проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О ветеранах"" (отклонен Президентом Российской Федерации 29 ноября 2001 г., создана согласительная комиссия), предусматривается, что к числу ветеранов труда могут быть отнесены не только лица, награжденные орденами или медалями, удостоенные почетных званий, награжденные ведомственными знаками отличия (при наличии трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет), но и лица, имеющие продолжительный трудовой стаж, но не обладающие государственными наградами. Кроме того, согласно этому законопроекту изменяются условия присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, начавшим трудовую деятельность в годы Великой Отечественной войны в несовершеннолетнем возрасте.

Внесение названных изменений повлияет на концепцию Федерального закона, поскольку последним к различным категориям ветеранов отнесены граждане с учетом заслуг перед Отечеством, отмеченные государственными наградами либо ведомственными знаками отличия.

2. Проектом федерального закона "О внесении дополнений в статью 14 пункт 3 и статью 15 пункт 2 Федерального закона "О ветеранах"", внесенным депутатом Государственной Думы Гончаром Н.Н. и рассмотренным Комитетом Государственной Думы по делам ветеранов 15 ноября 2001 г., к участникам Великой Отечественной войны предлагается отнести бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.

Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. № 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" названным гражданам предоставляются льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны, а в случае признания их инвалидами – льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны.

Представляется, что возможной правовой основой, позволяющей определить дополнительные меры социальной защиты бывших несовершеннолетних узников, мог бы стать закон о жертвах нацизма.

3. Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах"", внесенным депутатом Государственной Думы Щелищем П.Б. и рассмотренным Советом Государственной Думы 22 января 2002 г., статус участников Великой Отечественной войны предлагается распространить на граждан, участвовавших в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1957 г., а также на граждан, привлекавшихся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов в период с 1 февраля 1944 г. по 31 декабря 1951 г.

Принятие указанных изменений также нарушит концепцию названного Федерального закона.

В соответствии с Федеральным законом военнослужащие, участвовавшие в операциях по боевому тралению, являются ветеранами боевых действий (подпункт 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона), права и льготы которых определены ст. 16 данного закона.

К числу же участников Великой Отечественной войны Федеральным законом (подпункт "е" подпункта 1 п. 1 ст. 2) отнесены лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны.

Что касается бывших команд Осоавиахима СССР, то участниками войны являются лица, привлекавшиеся к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в районах, освобожденных от фашистской оккупации, в период с 1 февраля 1944 г. по 9 мая 1945 г. (то есть в годы Великой Отечественной войны). Впрочем, следует учесть, что данный подход реализован в Федеральном законе не вполне последовательно, так как лица, принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г., согласно ст. 2 Закона "О ветеранах", отнесены к участникам Великой Отечественной войны независимо от времени проведения этих операций (во время войны или после ее окончания).

4. Рядом законопроектов предусматривается отнесение некоторых категорий военнослужащих к числу ветеранов боевых действий (ст. 3 Федерального закона.)

В частности, проектом федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О ветеранах"", внесенным депутатом Государственной Думы Родионовым И.Н. и рассмотренным Советом Государственной Думы 24 апреля 2001 г., предусматривается дополнить раздел III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом (далее – раздел III Перечня), личным составом разведывательных кораблей Черноморского флота, решавших задачи боевой службы в период боевых действий в Египте (октябрь 1973 г. – март 1974 г.), а также военнослужащими, находившимися на Кубе в период ведения боевых действий вооруженными силами Республики Куба на Плайя-Хирон (апрель 1961 г.) и в период Карибского кризиса при проведении военно-стратегической операции "Анадырь" (1 июля 1962 г. – 30 ноября 1963 г.).

По данным нормативных документов Союза ССР, архивных материалов Министерства обороны Российской Федерации, касающихся действительной военно-политической обстановки, личный состав разведывательных кораблей Черноморского флота, решавших задачи боевой службы в период боевых действий в Египте в указанный период, а также военнослужащие, находившиеся на Кубе в период ведения боевых действий вооруженными силами Республики Куба на Плайя-Хирон, непосредственного участия в боевых действиях не принимали.

Что же касается Карибского кризиса в июле 1962 г. – ноябре 1963 г., то боевые действия в тот период на Кубе не велись.

5. Проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах"", предложенным рядом депутатов Государственной Думы и Московской областной Думой, рассмотренным Советом Государственной Думы 20 ноября 2001 г., предусматривается внести изменения и дополнения в ст.ст. 1 и 3 Федерального закона, в соответствии с которыми к ветеранам боевых действий также могут быть отнесены военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, работники указанных органов и работники Министерства обороны Российской Федерации, участвовавшие в боевых действиях на территории Российской Федерации (в том числе выполнявшие задачи в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта).

Кроме того, названным законопроектом предусматривается включить в раздел III Перечня боевые действия на территории Северо-Кавказского региона в период с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г., а также в период с августа 1999 г.

Принципиальных возражений против этого не возникает, хотя следует иметь в виду, что Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике (1994 г.1996 г.), распространены определенные права и льготы.

Кроме того, нормативными правовыми актами Российской Федерации военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и сотрудникам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, непосредственно участвовавшим (участвующим) в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона, установлены дополнительные меры социальной защиты.

Помимо сказанного, в случае признания граждан из числа названных категорий инвалидами вследствие военной травмы (то есть вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, связанного с пребыванием на фронте) в соответствии с действующим законодательством на них распространяются льготы, установленные для инвалидов войны, в том числе льготы по пенсионному обеспечению.

6. Государственной Думой 20 декабря 2001 г. принят в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 6 Федерального закона "О ветеранах"", представленный Правительством Российской Федерации.

Внесение изменений в эту статью обусловлено необходимостью приведения ее в соответствие с рядом федеральных законов, в частности, с Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Представляется также целесообразным решить вопрос о введении такой категории ветеранов, как ветеран муниципальной службы, с тем чтобы устранить различие в действии Федерального закона, возникающее в отношении лиц, замещающих (замещавших) государственные должности государственной службы, и лиц, замещающих (замещавших) муниципальные должности муниципальной службы.

Кроме того, действующая редакция ст. 6 вызывает недовольство ветеранов органов внутренних дел, поскольку в соответствии с данной нормой они отнесены к категории ветеранов государственной службы, тогда как согласно ранее действовавшей редакции были выделены в отдельную категорию.

7. Наиболее часто встречающимся в рассматриваемых законопроектах изменением является установление равных прав и льгот военнослужащим, принимавшим непосредственное участие в боевых действиях, и военнослужащим, проходившим службу в тылу (так называемым военнослужащим последнего военного призыва).

В частности, Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах"" и Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", отклоненным Советом Федерации 5 декабря 2001 г., предусматривается распространить в полном объеме меры социальной защиты (в том числе нормы пенсионного обеспечения), установленные для участников Великой Отечественной войны, на военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г., а также на военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период (подпункт "з" подпункта 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона). Такое предложение вызывает сомнения с точки зрения принципа социальной справедливости, хотя следует отметить, что данная категория лиц Указом Президиума Верховного Совета СССР награждалась медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг." в качестве участников войны.

Анализ федеральных законов и проектов федеральных законов показывает, что в них в основном предлагается расширить круг лиц, относящихся к различным категориям ветеранов (ветеранам труда, ветеранам войны, ветеранам боевых действий), а также распространить на отдельные категории ветеранов дополнительные льготы и преимущества.

Увеличение числа граждан, имеющих право на присвоение звания ветерана, влечет за собой предоставление прав и льгот, установленных законодательством Российской Федерации. Это, как и предоставление дополнительных льгот, требует значительных средств бюджетов всех уровней.

Принятие решений, не обеспеченных финансовыми средствами, ставит под сомнение их реализацию, тем более, что в значительном большинстве субъектов Российской Федерации льготы, ранее установленные Федеральным законом ветеранам, в полном объеме не предоставляются (особенно это касается права на бесплатное лекарственное обеспечение и санаторное лечение).


Экспертиза подготовлена в Фонде развития парламентаризма в России в феврале 2002 года


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin