Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"", внесенному Президентом Российской Федерации и принятому в третьем чтении

Принятый Государственной Думой в окончательной редакции федеральный закон не претерпел существенных изменений по сравнению с редакций первого чтения. Большинство принятых поправок носят юридико-технический характер. Наиболее важные изменения касаются следующего.

1. С двух до трех месяцев увеличен срок, предусмотренный для приведения законов субъекта РФ, принятых по предметам совместного ведения до принятия федерального закона, в соответствие с вновь принятым федеральным законом.

2. Предусмотрено положение, подтверждающее полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ по осуществлению контроля за исполнением бюджета субъекта РФ.

3. Проект федерального закона в редакции первого чтения предусматривал, что такие вопросы, как число депутатов, работающих на постоянной профессиональной основе, и правомочность заседания законодательного органа государственной власти субъекта РФ, должны регулироваться конституцией (уставом) субъекта РФ. Принятые поправки предполагают, что регулирование данных вопросов осуществляется законом субъекта РФ.

4. Сохранено ранее исключенное положение федерального закона об отнесении к предмету регулирования законами субъектов РФ административно-территориального устройства региона.

5. Сохранено ранее исключенное положение федерального закона о праве законодательного (представительного) органа субъекта РФ принимать решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ принимал участие в соответствие с конституцией (уставом) субъекта РФ.

6. Изменен срок (с трех до четырех месяцев) проведения внеочередных выборов в случае досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти и высшего должностного лица субъекта РФ.

7. Конкретизирована отсылочная норма федерального закона, касающаяся гарантий депутатской деятельности и неприкосновенности депутата. Так, предусматривается, что при проведении целого ряда процессуальных действий применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный соответствующими федеральными законами.

8. Проект федерального закона в редакции первого чтения предусматривал положение о гарантиях прав высшего должностного лица субъекта РФ при привлечении к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске и т.д. (п. 9 ст. 18). В редакции третьего чтения данный пункт исключен.

9. Значительно расширены и детализированы положения федерального закона об отзыве высшего должностного лица субъекта РФ. Предусмотрены основания отзыва, порядок и процедура подготовки и проведения голосования, права отзываемого лица и т.п. Таким образом, учтена позиция Конституционного Суда, выраженная в Постановлении от 7 июня 2000 г. В соответствии с данным постановлением, федеральный закон должен предусматривать четкие правовые основания отзыва и устанавливать процедурные гарантии проведения голосования.

10. Восстановлено положение федерального закона, предусматривающее возможность участия представительного органа государственной власти субъекта РФ в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа.

11. Изменена редакция п. 2 ст. 261. Федеральный закон установил, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются только Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями. В редакции первого чтения проект предусматривал, что данный вопрос может также регулироваться нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ.

12. Из числа полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, исключено содействие трудоустройству безработных. Перечень указанных полномочий дополнен обязательствами по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей и финансированию материальной и иной помощи для погребения.

13. Исключено ограничение, в соответствии с которым по вопросам, которые отнесены к полномочиям субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет бюджета субъекта РФ, могут приниматься законы, содержащие лишь общие принципы правового регулирования. Указание на предмет регулирования данных федеральных законов в тексте отсутствует. Представляется, что принятие по указанным вопросам федеральных законов, детально регулирующих права и обязанности органов государственной власти субъектов РФ, противоречит концепции федерального закона. Необходимо учитывать, что указанные полномочия осуществляются органами субъектов РФ самостоятельно и за счет регионального бюджета.

14. Отменено право федеральных органов исполнительной власти издавать обязательные для исполнения правовые акты при осуществлении исполнительными органами государственной власти субъектов РФ полномочий за счет субвенций из федерального бюджета. Таким образом, учтено, что органы государственной власти субъекта РФ несут ответственность за исполнение указанных полномочий и не могут быть связаны оперативным правовым регулированием со стороны федеральных исполнительных органов.

15. Исключено положение, обязывающее Государственную Думу не позднее чем в двухмесячный срок рассмотреть проект федерального закона, внесенный законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или Советом Федерации.

16. Федеральный закон устанавливает, что проекты федеральных законов по предметам совместного ведения, принятые Государственной Думой в первом чтении, направляются в законодательные органы государственной власти субъектов РФ для представления поправок. В редакции первого чтения предусматривалось, что проекты федеральных законов должны направляться не позднее, чем через 5 дней после принятия. В окончательной редакции указание на пятидневный срок исключено.

17. Изменены положения федерального закона о разграничении полномочий между органами государственной власти края, области и органами государственной власти входящего в их состав автономного округа. В редакции первого чтения предусматривалось, что все полномочия органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения осуществляются органами государственной власти края (области) на всей территории края (области), включая территорию автономного округа, если иное не установлено соответствующим договором. В окончательной редакции федерального закона данное разграничение устанавливается частично. Так, в компетенции органов государственной власти автономного округа остаются полномочия по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности органов государственной власти субъекта РФ и проведения выборов в органы государственной власти субъектов РФ, формированию и использованию резервных фондов субъекта РФ, охране культурного наследия, заключению внешнеэкономических соглашений и др.
Кроме того, предусматривается, что отношения между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти края (области) могут регулироваться специальным федеральным законом. Таким образом, окончательное решение соответствующих вопросов отложено до принятия указанного закона.

18. Скорректированы положения федерального закона о временном осуществлении федеральными органами государственной власти отдельных полномочий органов государственной власти субъекта РФ. Так, факт нарушения федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, как основание временной передачи полномочий, должен быть установлен судом. Требование об обязательном получении согласия Совета Федерации при принятии Президентом РФ решения о возложении на федеральные органы государственной власти соответствующих полномочий (данное требование не соответствует Конституции РФ) заменено на обязанность согласования данного решения с Советом Федерации. Исключено положение, предусматривающее право органов государственной власти субъекта РФ ходатайствовать о введении в регионе временной финансовой администрации. Представляется, что данное право могло бы быть использовано как средство политической борьбы внутри региональной власти.

19. Предусматривается закрытый перечень имущества, которое может находиться в собственности субъекта РФ. Данные положения являются началом широкомасштабного разграничения государственной собственности в рамках готовящейся административной реформы. Основным принципом разграничения государственной собственности станет, по всей видимости, приватизация имущества, не требующегося непосредственно для обеспечения деятельности органов государственной власти соответствующего уровня.

20. Устанавливается, что доходы от федеральных налогов и сборов зачисляются в бюджет края (области), в состав которого входит автономный округ, по нормативам, установленным Бюджетным кодексом РФ, если иное не определено договором. Таким образом, в Бюджетном кодексе будет предусмотрено частичное (или полное) перераспределение налоговых доходов между бюджетом края (области) и автономного округа. Необходимо подчеркнуть, что федеральный закон оставляет возможность регулирования указанных вопросов на уровне договора между органами государственной власти края (области) и автономного округа.


Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в июле 2003 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin