Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Информационно-аналитическая записка
"Крупнейшие реформы избирательных систем в 1990-х годах:
Япония, Италия, Новая Зеландия"

Введение той либо иной избирательной системы предопределяется как субъективными, так и объективными факторами. Безусловно, абсолютной свободы в выборе избирательных систем не существует, большую роль играют объективные факторы – исторические особенности, религиозный, этнический состав населения. Нередко избранная модель избирательной системы получает конституционное закрепление – в общих чертах или детально (к примеру, в Бельгии, Ирландии, Австрии, Швеции), что, как правило, затрудняет ее быстрое изменение.

Тем не менее, избирательная система в значительной мере является результатом соотношения политических сил в обществе, и её изменение на определенном этапе развития страны может быть выгодным тем или иным политическим партиям. Изменение расклада политических сил, например, поражение на выборах крупной политической партии, которой было выгодно сохранение старой избирательной системы, может стать причиной изменения избирательной системы. Кроме того, реформа избирательной системы может быть обусловлена и изменением иных субъективных или объективных факторов, проявлением объективных недостатков существующей избирательной системы.

Как правило, происходит переход от пропорциональной или мажоритарной системы в "чистом виде" к смешанной системе, позволяющей смягчить недостатки этих систем.

Среди примеров изменений избирательных систем можно привести реформы в Италии (1993 год), Японии (1994 год), Новой Зеландии (1996 год). Активное обсуждение проектов реформ шло и во многих других странах.

В Италии с шестидесятых годов XIX века до 1919 года применялась мажоритарная система относительного большинства. В 1919 году была введена пропорциональная система, в соответствии с которой 508 депутатов избирались в 54 избирательных округах, сформированных по провинциальному и межпровинциальному признаку. Эта система действовала до 1992 года, что, с одной стороны, обеспечивало широкое представительство политических партий, но, с другой стороны, – приводило к множественности партийных фракций и формированию коалиционных правительств, не пользующихся поддержкой парламентского большинства, частым правительственным кризисам.

В результате в 1993 году в стране был проведен референдум по вопросу реформы избирательной системы. В нем приняло участие 74% избирателей, из которых 82,7% высказались за введение смешанной избирательной системы вместо пропорциональной.

Смешанная система была введена в Италии 4 августа 1993 года (приняты законы "Нормы о выборах Сената республики" и "Новые нормы о выборах Палаты депутатов"). В результате этих перемен в Италии учреждена смешанная избирательная система при формировании обеих палат парламента. Три четверти состава каждой палаты (475 депутатов Палаты депутатов и 232 сенатора) избирается на основе мажоритарной системы относительного большинства, одна четверть (соответственно, 155 депутатов и 83 сенатора) – по пропорциональной системе. При распределении мандатов в пропорциональной системе на выборах в Палату депутатов используется метод Хэра с правилом наибольшего остатка и 4-процентным заградительным барьером.

Эта реформа не сразу привела к достижению поставленных целей – укрупнению фракций в парламенте и формированию устойчивого парламентского большинства. На выборах, состоявшихся 21 апреля 1996 года, в Палате депутатов 156 мандатов получила социал-демократическая партия "Левые демократы", 123 – партия С.Берлускони "Вперед, Италия!", 93 – "Национальный альянс", то есть ни одна из фракций не получила более 25% мест в Палате депутатов. Кроме трех названных партий, в Палате депутатов было представлено еще 13 общенациональных и региональных партий и партийных коалиций. В средствах массовой информации и научной литературе появилось предложение полностью изъять элементы пропорциональной системы из избирательной системы Италии. В 2000 году по данному вопросу был проведен референдум, который, впрочем, не состоялся (на участки по проведению референдума явилось только 31% итальянцев, в то время как требовалось участие более половины включенных в списки участников референдума).

Однако на выборах, состоявшихся 13 мая 2001 года, правоцентристский блок "Дом свободы" ("Вперед, Италия!", "Национальный альянс" и "Лига Севера") во главе с С.Берлускони получил 367 мест (58,3%), левый блок "Оливковая ветвь" (либералы и социалисты) – 248 мест (39,4%), Партия коммунистического преобразования – 11 мест (1,7%), иные партии – 4 места (0,6%). Таким образом, новая избирательная система продемонстрировала свою эффективность при укрупнении партий, создании устойчивых партийных альянсов и формировании парламентского большинства.

В Японии до 1994 года выборы в Палату представителей, состоящую из 512 депутатов, проводились по 130 многомандатным плюрономинальных избирательным округам (созданным еще в 1925 году). Поскольку в каждом избирательном округе избиралось по три–пять депутатов (в зависимости от численности избирателей в округе), сильные политические партии и, в первую очередь, ЛДП, выдвигали во многих округах по несколько кандидатов. Фактически, с 1950-х годов в Японии существовала "полуторапартийная" система, при которой абсолютное большинство мест в парламенте получала Либерально-демократическая партия. Она же, соответственно, и формировала правительство.

Но к началу 1990-х годов в стране под влиянием ряда коррупционных скандалов сложилась ситуация, которую можно охарактеризовать как политический кризис. В 1991 году правительством, сформированным ЛДП, был разработан ряд законопроектов, касающихся политической реформы, в которые были включены некоторые уступки оппозиционным партиям. По главному спорному вопросу – реформе избирательной системы – предлагалось несколько сократить численность Палаты представителей (с 512 до 471 депутата), из них 300 депутатов избирать по одномандатным округам, а остальных по партийным спискам пропорционально собранным партиями голосам. Однако предложенный вариант компромиссного решения, хотя он и был выгоден ЛДП, вызвал в её депутатских рядах возмущение. В результате правительственные законопроекты были отозваны из парламента.

В июне 1993 года оппозиция, отвечая на общественное недовольство торможением обещанной самими либерал-демократами политической реформы и коррупционными скандалами в среде ЛДП, внесла на голосование парламента вотум недоверия правительству, при этом часть депутатов правящей партии этот вотум поддержала. Дальнейшие события – роспуск палаты представителей, досрочные ее выборы – проходили уже в обстановке откола от ЛДП двух влиятельных групп депутатов, что существенно меняло прежнее соотношение политических сил.

В результате на парламентских выборах 1993 года ЛДП потерпела поражение, чем воспользовались иные партии для проведения масштабной реформы избирательного права.

Менее чем за два месяца многопартийному правительству во главе с М.Хосокавой удалось, несмотря на большие разногласия между входящими в коалицию партиями, согласовать четыре законопроекта, относящихся к политической реформе. При голосовании по законопроектам в Палате представителей, состоявшемся 17 ноября 1993 года, большинством голосов (270 "за" и 226 "против") были одобрены исправленные законопроекты правительственной коалиции.

Но несмотря на компромиссный характер одобренных Палатой представителей законопроектов, добиться их окончательного прохождения через парламент долгое время не удавалось как из-за сопротивления оппозиции, так и ввиду разногласий в правительственных партиях. В итоге 21 января 1994 года эти законопроекты были отвергнуты, хотя и с небольшой разницей голосов, Палатой советников. Была создана согласительная комиссия двух палат парламента. Затем состоялась встреча премьер-министра М. Хосокавы с председателем ЛДП, где и было достигнуто согласие поддержать в парламенте правительственные законопроекты при условии внесения в них на следующей парламентской сессии довольно существенных поправок (увеличить долю депутатов, избираемых по одномандатным округам, с 274 до 300, проводить выборы по партийным спискам не в едином национальном округе, а по 11 территориальным многомандатным округам и др.). Такая договоренность позволила вновь поставить пакет правительственных законопроектов на голосование в обеих палатах парламента и получить 29 января 1994 года их одобрение.

Таким образом, в ходе реформы 1994 года число депутатских мест в Палате представителей сократилось с 512 до 500; вместо плюрономинальных избирательных округов были введены одномандатные избирательные округа, обеспечивающие избрание 300 депутатов; общенациональный округ пропорционального представительства был упразднен, и вместо него введены 11 многомандатных округов для избрания на пропорциональной основе 200 депутатов. Новая смешанная избирательная система ускорила объединение политических партий в неоконсервативный блок и блок левых сил, существенно подорвав абсолютное преобладание ЛДП.

В Новой Зеландии до 1996 года применялась мажоритарная избирательная система относительного большинства, что обеспечивало существование в стране двухпартийной системы. Реальный шанс сформировать правительство имели только Национальная и Лейбористская партии. В 1984 году в стране была учреждена Королевская комиссия по реформе избирательной системы, результатом деятельности которой стало принятие рекомендаций по замене мажоритарной системы на смешанную систему, подобную той, которая применяется в Германии.

В 1992 году в стране был проведен консультативный референдум, на котором перед участниками референдума ставились два вопроса: следует ли менять существующую избирательную систему, и если следует, то на какую избирательную систему. Далее перечислялись различные избирательные системы с их подробным описанием. 70,3% участников референдума высказались за введение в стране смешанной системы с элементами пропорциональной и мажоритарной избирательных систем.

В 1993 году был проведен обязательный референдум, и его участники также высказались за введение смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы с 5-процентным заградительным пунктом.

Первые выборы на основе новой системы были проведены в 1996 году. Они показали, что изменение избирательной системы существенно трансформировало расклад политических сил в Новой Зеландии. В частности, ни Национальная, ни Лейбористская партия не смогли получить большинства голосов, необходимого для формирования правительства. В этих условиях 5 небольших партий, получивших от 8 до 17 мест в парламенте, превратились в значимую политическую силу, имевшую возможность сформировать коалиционное правительство.


Материал подготовлен Фондом развития парламентаризма в России в сентябре 2004 года.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin