Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Информационно-аналитическая записка
"Пропорциональные и смешанные избирательные системы в отдельных странах
(Австрии, Швеции, Финляндии, Швейцарии, ФРГ)"

Пропорциональные избирательные системы в Австрии, Швеции, Финляндии, Швейцарии

В настоящее время пропорциональные системы применяются во многих странах: Австрии, Бельгии, Ирландии, Испании, Польше, Румынии, а также в скандинавских – Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии.

В Австрийской Республике нижняя палата парламента – Национальный Совет – избирается по системе пропорционального представительства. Порядок проведения выборов в Национальный Совет установлен Федеральным законом о выборах в Национальный Совет, принятом 27 ноября 1970 г., с последующими изменениями, – в соответствии с принципами, закрепленными в п. 2 ст. 26 Федерального конституционного закона 1920 года (в редакции 22 февраля 1979 года).

Национальный Совет состоит из 183 членов и избирается сроком на 4 года. Для проведения выборов территория федерации делится на девять многомандатных избирательных округов таким образом, что каждая земля образует один округ. От каждого избирательного округа избирается несколько депутатов. Число мандатов, приходящихся на каждый избирательный округ, определяется министром внутренних дел на основании данных последней переписи населения следующим образом. Общее число граждан, проживающих на территории Австрии, делится на 183 (таким образом определяется основная квота). Каждому избирательному округу выделяется такое количество мандатов, которое равно частному от деления общего числа граждан, имеющих постоянное жительство на территории данного избирательного округа, на основную квоту.

В указанных избирательных округах по итогам голосования происходит первый тур распределения депутатских мандатов. Если в первом туре распределены не все 183 мандата, второй тур распределения мандатов проводится в двух объединениях избирательных округов. Первое объединение образуют Бургенланд, Вена и Нижняя Австрия, второе – Верхняя Австрия, Зальцбург, Каринтия, Тироль, Штирия и Форарльберг.
Выделенные округу мандаты распределяются между партийными списками на основании избирательной квоты.

Между тем, как показывает практика проведения избирательных кампаний, не все мандаты сразу распределяются между партиями, так как число собранных каждой партией голосов избирателей не делится, как правило, без остатка на избирательную квоту. Мандаты, которые в первом туре распределения внутри федерального округа оказываются вакантными, а также поданные за партии голоса, которых недостаточно для получения одного или каждого следующего мандата той или иной партии (остаток голосов), передаются соответствующему объединению избирательных округов. Участвующие в избирательной кампании партии имеют право претендовать на предоставление им некоторого остатка мандатов во втором туре их распределения в объединениях избирательных округов, если они выдвинули своих кандидатов в данном объединении.

Однако те партии, которые при первом распределении мандатов в избирательных округах не получили ни одного мандата на всей территории федерации, не имеют права на получение мандатов при их вторичном распределении в объединениях избирательных округов. Это предписание не позволяет пройти в Национальный Совет небольшим партиям, которые не сумели получить мандата ни в одной из земель Австрийской Республики.

Во втором туре распределения мандатов в объединениях избирательных округов суммируются остатки голосов, поданные за партии в соответствующих округах, а нераспределенные в округах мандаты предоставляются партиям в соответствии с квотой, исчисляемой следующим образом. Суммы остатков голосов, полученных каждой партией, последовательно делятся на 1, 2, 3 и т.д. Полученные частные от деления располагаются одно за другим в порядке убывающей величины. Частное, порядковый номер которого равен количеству распределяемых мандатов, образует избирательную квоту. Каждая партия получает такое количество мандатов, которое равно сумме остатков полученных ею голосов, деленному на избирательную квоту (метод д'Ондта).

Депутатские мандаты в избирательных округах предоставляются кандидатам от политических партий с учетом преференций избирателей. Если преференции отсутствуют, то депутатские мандаты предоставляются кандидатам с учетом очередности, установленной в партийных списках; данное правило действует и при вторичном распределении мандатов в объединениях избирательных округов. Кандидаты из партийных списков, не получившие депутатских мандатов, считаются запасными, или резервными кандидатами. В случае образования вакансии мандат предоставляется очередному кандидату из списка соответствующей политической партии без проведения дополнительных выборов. В Швеции порядок формирования Риксдага регулируется таким актом, как Форма правления 1974 года (параграфы 6–8 главы 3). В стране была создана такая пропорциональная избирательная система, с помощью которой обеспечивается почти идеальная пропорциональность между числом голосов, поданных за ту или иную политическую партию на выборах, и числом полученных ею мандатов в парламенте.

Всего в Риксдаг избирается 349 депутатов. Страна с учетом административного устройства делится на 28 избирательных округов, от каждого из которых должно избираться не менее восьми депутатов. Но по округам распределяются только 310 мандатов ("окружные мандаты"). Остальные 39 мандатов являются "уравнивающими" и распределяются в масштабе всей страны. "Окружные мандаты" не предоставляются партиям, которые получили в округах менее 12% голосов избирателей. Остальные партии получают число мандатов, определяемое по "методу нечетных чисел". Согласно ему голоса избирателей, отданные за соответствующую партию, делятся на 1,4; затем 3; 5; 7 и т.д. По результатам такого деления и определяется, сколько голосов получит каждая партия.

Затем, чтобы достичь почти идеальной пропорциональности (как правило, в округах часть голосов у небольших партий пропадает, не достигается пропорциональность между числом поданных за партии голосов избирателей и числом полученных ими мест в парламенте), Центральная избирательная комиссия распределяет 39 "уравнивающих мандатов". Для этого все пропавшие в округах голоса избирателей, поданные за партии, суммируются в целом по стране, чтобы каждая из них "дополучила" недостающие ей мандаты в соответствии с принципом пропорциональности. Если партии досталось в округах больше мандатов, чем это соответствует поданным за нее голосам избирателей, то она не может участвовать в распределении "уравнивающих мандатов". Полученные партиями "уравнивающие мандаты" передаются затем в те избирательные округа, в которых партии имели наибольшее число неучтенных голосов избирателей для определения конкретных лиц, избранных по партийным спискам. Тем не менее, "уравнивающие мандаты" не вручаются тем, кто не получил 4% голосов избирателей в целом по стране, то есть применяется "фильтр" для небольших партий.

В Финляндии параграф 25 Основного закона 1999 года предусматривает пропорциональные выборы в Эдускунту (парламент Финляндской Республики). Порядок организации и проведения выборов в Эдускунту определяются "Формой правления" 1919 г., Актом об Эдускунте 1928 г. и Законом о выборах народных представителей 1969 г.

Выборы проводятся по пропорциональной избирательной системе (кроме Аландских островов), что в условиях многопартийности позволяет получать депутатские мандаты не только самым крупным, но и менее крупным политическим партиям. При этом политическим партиям разрешается организовывать различные избирательные блоки. От каждого округа (которых может быть образовано от 12 до 18) выбирается не менее 7 членов Эдускунты (в зависимости от численности населения того или иного избирательного округа).

В Финляндии скомбинировано голосование за партию или избирательный блок и за конкретного кандидата. Каждому кандидату в депутаты в списке для голосования присваивается номер и избиратель отмечает в бюллетене не только партию, за которую он голосует, но и номер кандидата от этой партии, которому он отдает предпочтение (преференцию). Таким образом, голос избирателя не только позволяет определять число полученных партией мест в парламенте, но и позволяет решать, кто в партийном списке становится депутатом, чтобы не создавать преимуществ для тех кандидатов, которые указаны в списках партий первыми. Такой порядок имеет важное значение и для партий, выступающих на выборах единым блоком, чтобы в соответствии с волей избирателей распределить мандаты между такими партиями.

Применяемая в Финляндии разновидность пропорциональной избирательной системы, по которой распределяются мандаты между партиями в избирательном округе, создает преимущества крупным партиям.

В Швейцарии избирательные округа формируются в соответствии с федеральным принципом. Это означает, что каждый кантон (в разделенных кантонах – каждый полукантон) образует отдельный избирательный округ. Федеральное законодательство о выборах позволяет пятнадцати постоянно проживающим в кантоне гражданам выдвигать собственный избирательный лист. Других условий нет. На практике выдвижение кандидатов в депутаты осуществляется политическими партиями, однако в законе это не закреплено. Число кандидатов, предложенных каждой партией, не должно превышать числа депутатских мест от данного округа.

В бюллетене, который получает при голосовании избиратель, содержатся списки кандидатов, выдвинутых различными политическими партиями. Из этих списков избиратель должен отобрать то число кандидатов, которое соответствует числу мандатов, предоставленных округу, и проголосовать за них. При этом ему принадлежит право панаширования, то есть голосования за кандидатов различных партий и право кумуляции, то есть голосование дважды за одного и того же кандидата для обеспечения наиболее благоприятных условий для его избрания.

В многомандатных избирательных округах распределение депутатских мест осуществляется по системе Гогенбаха-Бишофа. По этой системе избирательный метр, то есть количество голосов, необходимых для избрания одного депутата, определяется путем деления количества действительных голосов избирателей в данном округе на число мандатов от данного округа плюс единица. Затем число голосов, поданных за кандидата каждой партии, делится на избирательный метр; таким путем определяется, сколько депутатских мандатов предоставляется каждой партии. Внутри партийного списка мандаты получают те кандидаты, которые набрали наибольшее число голосов. Использование такой системы создает большое отклонение от пропорционального распределения мест, и значительная часть голосов избирателей пропадает, что дает определенные преимущества для крупных общенациональных партий.

Смешанная избирательная система в ФРГ

Смешанная избирательная система, при которой допускается одновременное использование элементов различных избирательных систем, применяется в ФРГ, Италии, Японии, Австралии, Венгрии, Болгарии, Литве.

Особенностью избирательной системы Федеративной Республики Германии является сочетание в ней элементов пропорциональной и мажоритарной систем. Избирательная система совершенствовалась непрерывно в течение всего периода ее существования. В 1953 году была введена система двойного голоса, в 1985 году метод д'Ондта при подсчете голосов в системе пропорционального представительства был заменен методом Хэра-Нимейера.

Детальное регулирование избирательных отношений, связанных с выборами в Бундестаг, осуществляется федеральным законом от 7 мая 1956 года . Выборы в Бундестаг проводятся по одномандатным округам, образуемым в каждой земле в зависимости от численности населения, и по земельным спискам, выдвигаемым политическими партиями в каждой земле. Половина депутатов избирается по округам. Половина – по партийным спискам. До выборов 2002 года Бундестаг состоял из 656 депутатов, однако после внесенных в 1996 году изменений, с 2002 года Бундестаг состоит из 598 депутатов, 299 из которых избираются в одномандатных избирательных округах, а 299 – по земельным спискам.

При выборах депутатов Бундестага каждый избиратель имеет два голоса – первый для избрания депутата по избирательному округу, второй – для голосования по земельному списку кандидатов. В первом случае избранным считается кандидат, набравший большее число голосов, чем любой другой. При равном числе голосов вопрос решается жеребьевкой.

Порядок распределения мандатов по земельным спискам весьма сложен. В самом общем виде он состоит в следующем. Депутатские мандаты распределяются пропорционально вторым голосам, т.е. голосам, поданным за земельные списки. Вторые голоса, поданные за земельный список одной партии в каждой земле, суммируются. Если эта сумма составляет менее 5% общего числа избирателей, участвовавших в выборах, то партия не допускается к распределению мандатов. Однако эта партия может участвовать в распределении мандатов, если ее кандидаты избраны хотя бы в трех одномандатных округах, или если она представляет интересы национальных меньшинств.

Из общего числа мандатов вычитаются мандаты, причитающиеся независимым кандидатам, т.е. выдвигавшимся не партиями, а избирателями. Затем число оставшихся мандатов умножается на число вторых голосов, полученных тем или иным списком, и делится на общее число вторых голосов, поданных за все списки. Остаток состоит из целого числа и дробной части. Целое число означает число мандатов, предоставляемых соответствующей партии. Иными словами, это число означает общее количество мест, которые будет иметь в Бундестаге соответствующая партия. Оставшиеся нераспределенными мандаты передаются по одному тем спискам, которые имеют большую дробную часть. Далее из общего числа мандатов, полученных партией, вычитаются мандаты, полученные кандидатами от партии в одномандатных округах. Остаток показывает, сколько мандатов приходится на земельные списки, выдвинутые этой партией.

Если число депутатов от этой партии, избранных по одномандатным округам, превысит общее число доставшихся ей мандатов, то появляются так называемые избыточные мандаты, и состав Бундестага увеличивается на количество этих мандатов.

В данном случае распределение мандатов осуществляется по методу Хэра-Немейера. Аналогичным образом проводится распределение мандатов внутри партийных списков по субъектам федерации. Число вторых голосов, полученных списком в соответствующей земле, делится на общее число вторых голосов, полученных данным партийным списком по всей стране. В итоге получается число мандатов, предоставляемых каждому земельному списку.


Материал подготовлен Фондом развития парламентаризма в России в сентябре 2004 года.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin