Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст закона

Экспертное заключение на Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации""

23 сентября 2003 г. Президент Российской Федерации внес в Государственную Думу в качестве приоритетного проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", направленный на упрощение порядка приобретения российского гражданства, прежде всего, бывшими гражданами СССР.

Необходимость либерализации нового Закона о гражданстве выявилась практически сразу же после его вступления в силу. Установив довольно жесткие требования к приему в российское гражданство, Закон не учел целый ряд обстоятельств в отношении указанной категории лиц, которые и составляют большую часть заявителей. Предусмотренные для этих лиц льготы, позволяющие обратиться с заявлением о приеме в гражданство через год, а не через пять лет со дня получения вида на жительство, либо вообще без соблюдения требования о сроке проживания на территории Российской Федерации, законодатель не обеспечил должными правовыми механизмами.

В частности, не было учтено, что большинство бывших граждан СССР, переехавших после распада Союза на постоянное жительство в Россию, не имеют вида на жительство, необходимого для приобретения гражданства. Факт их проживания на территории России и срок этого проживания подтверждался отметкой о регистрации в паспорте гражданина СССР образца 1974 года или свидетельством о регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Ситуация усугубилась и тем обстоятельством, что 1 ноября 2002 года вступил в силу Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан", согласно которому до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Заметим, что Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 года "О гражданстве Российской Федерации" бывшим гражданам СССР была предоставлена возможность определиться в вопросе своего гражданства на весьма льготных условиях. Так, согласно статье 18 этого Закона указанные граждане, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, могли приобрести гражданство Российской Федерации в порядке регистрации (при котором ни срок проживания на территории России, ни наличие вида на жительство не учитывались), если они заявят о таким намерении до 31 декабря 2000 года.

Однако далеко не все граждане воспользовались указанной льготой. Отчасти это объяснялось тем, что наличие паспорта гражданина СССР позволяло им практически беспрепятственно пользоваться всеми экономическими и социальными правами, а также участвовать в выборах в органы местного самоуправления. Наряду с российскими гражданами они даже призывались на военную службу, выполняя свой долг перед государством, гражданами которого, как впоследствии выяснялось, они не являются. Фактически только замена паспорта гражданина СССР на российский паспорт, которая, как известно, должна завершиться к 1 января 2004 года, заставила многих задуматься о своей "гражданственной" принадлежности.

Суммируя все эти обстоятельства, можно сделать вывод, что приобретение российского гражданства для многих бывших наших сограждан, не один год законно проживавших на территории Российской Федерации, стало существенно затруднено.

О наличии указанных проблем неоднократно заявляли лидеры политических партий и депутаты Государственной Думы, об этом сообщали правозащитные организации и рядовые граждане, направляя письма в соответствующие инстанции и обращаясь в суд с соответствующими заявлениями. Парламентские дебаты, связанные с принятием нового Закона о гражданстве, и конкретные жизненные ситуации, нередко возникавшие при рассмотрении заявлений о приеме в гражданство, широко освещались в средствах массовой информации.

Не обошел вниманием эту проблему и Президент, признав ее очень важной и затрагивающей огромное число людей. В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации глава государства обозначил отдельные направления совершенствования законодательства о гражданстве и приоритеты в данной сфере – политика, выгодная для страны и удобная для людей, особенно для жителей Стран Содружества Независимых Государств. Среди направлений совершенствования особо отмечалась необходимость проработки вопроса о возможности приобретения российского гражданства военнослужащими из числа иностранных граждан, проходящих военную службу по контракту.

Внесенный Президентом законопроект, как представляется, позволяет довольно оперативно разрешить возникшие проблемы. Он существенно упрощает прием в российское гражданство бывших граждан СССР, устанавливая для отдельных категорий таких граждан максимально льготные условия.

Так, согласно законопроекту бывшие граждане СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, могут приобрести гражданство в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, требований об источнике средств к существованию и владении русским языком, а также без представления вида на жительство, если они до 1 января 2006 г. заявят о своем намерении приобрести гражданство Российской Федерации.

После завершения переходного периода, то есть после 1 января 2006 года, прием в российское гражданство бывших граждан СССР будет осуществляться согласно законопроекту в соответствии с общими требованиями, которые по сравнению с действующим порядком также являются более благоприятными. К примеру, лица, родившиеся на территории РСФСР, смогут приобрести российское гражданство не в общем, а в упрощенном порядке без соблюдения условия о пятилетнем сроке проживания на территории Российской Федерации.

В упрощенном, а не в общем порядке, как это предусмотрено в настоящее время, предлагается принимать в российское гражданство лиц, состоящих не менее трех лет в браке в гражданином Российской Федерации, а также нетрудоспособных лиц, имеющих дееспособного сына или дочь, достигших возраста 18 лет и являющихся гражданами Российской Федерации.

В отношении нетрудоспособных лиц, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, устанавливаются дополнительные льготы. Они могут приобрести российское гражданство в упрощенном порядке не только без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, как это установлено действующим законодательством, но и без представления вида на жительство. Следует, правда, отметить, что такая льгота касается лишь тех граждан, которые зарегистрированы по месту жительства в Российской Федерации до 1 июля 2002 года.

В целях создания условий для притока в Российскую Федерацию квалифицированных специалистов упрощенный порядок приема в российское гражданство предусматривается и для лиц, окончивших средние специальные или высшие учебные заведения в Российской Федерации и являющихся гражданами государств, входивших в состав СССР. Заметим, что эта категория граждан впервые обозначается в качестве льготной.

Дополнительная возможность приобретения российского гражданства на льготных условиях устанавливается и для ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов трудового фронта. Если в настоящее время наиболее благоприятным для них являлся прием в гражданство в общем порядке в соответствии с частью третьей статьи 13 нового Закона о гражданстве (за особые заслуги перед Российской Федерацией без соблюдения условий о проживании на территории Российской Федерации, сроке этого проживания, требований о наличии источников средств к существованию и владению русским языком), то согласно законопроекту указанные лица смогут приобрести гражданство на тех же условиях, но уже в упрощенном порядке.

Напомним, что в соответствии с Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325, общий порядок приема в гражданство "за особые заслуги" предусматривает рассмотрение этого вопроса главой государства в связи с ходатайством федерального органа государственной власти или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Упрощенный же порядок предполагает рассмотрение вопроса о приеме в гражданство органами внутренних дел либо МИДом России, дипломатическим представительством или консульским учреждением (в зависимости от места проживания заявителя) на основании заявления, поданного самим гражданином или лицом без гражданства.

Предлагаемые законопроектом изменения затрагивают и общий порядок приема в гражданство. Так, иностранные граждане и лица без гражданства, не подпадающие под категорию лиц, на которых распространяется упрощенный порядок, могут быть приняты в российское гражданство без представления вида на жительство, если они зарегистрированы по месту жительства в Российской Федерации до 1 июля 2002 года. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации предлагается исчислять со дня регистрации.

Принципиально новым для российского законодательства является возможность приобретения гражданства военнослужащими из числа иностранных граждан. Прежде всего, это означает, что в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях могут проходить службу иностранные граждане и не только на основании международных договоров. Такой возможностью смогут воспользоваться лица, проходящие не менее трех лет службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами. Они вправе обратиться с заявлением о приеме в российское гражданство в общем порядке без соблюдения условия о сроке проживания и без представления вида на жительство. Что касается "призывников", то ими, как и в настоящее время, могут быть только граждане Российской Федерации.

Данное нововведение потребовало внесение изменений в федеральные законы "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих" и ряд других законов в целях создания правовых основ поступления в Российской Федерации иностранных граждан на военную службу и ее прохождения. Соответствующие предложения оформлены как проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", который вместе с законопроектом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" представлен главой государства в качестве срочного на рассмотрение Государственной Думы.

Другие поправки, предлагаемые в новый Закон о гражданстве, носят уточняющий характер и направлены на устранение отдельных погрешностей, допущенных при его принятии.


Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в октябре 2002 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin