Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"

Законопроектом "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" предусматривается порядок применения названных мер, а также процедура проведения расследования, которое должно предшествовать введению этих мер. Согласно законопроекту, целью его принятия является защита экономических интересов российских производителей товаров и устранение ущерба или предотвращение угрозы причинения ущерба российской экономике вследствие возросшего демпингового или субсидируемого импорта товара на таможенную территорию Российской Федерации.

Отметим, что антидемпинговые меры можно отнести к числу довольно часто применяемых во многих странах мира и причислить к мерам тарифного регулирования внешнеторговой деятельности путём установления дополнительных (антидемпинговых) пошлин. Законопроектом предусматривается установление общих принципов применения антидемпинговых мер, прямо вытекающих из их предназначения. Так, антидемпинговая мера может быть применена к какому-либо товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования, проведенного федеральным органом исполнительной власти, определенным Правительством РФ, (далее – федеральный орган исполнительной власти) установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию РФ:
– причиняет или угрожает причинить материальный ущерб отрасли российской экономики;
– существенно замедляет создание отрасли российской экономики.

В настоящее время в этой области действует Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами", Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" и ряд подзаконных актов, в частности, Постановление Правительства РФ от 11.03.99 № 274 "О порядке проведения расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер".

В отличие от действующего закона законопроектом предусматривается большая детализация и совершенствование порядка применения (введения, пересмотра и отмены и т.п.) специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, устраняются имеющиеся неточности. Устанавливается законопроектом и отдельная процедура по проведению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, что в действующем законодательстве не предусмотрено.

Более детально, по сравнению с действующим законодательством, в законопроекте прописывается и сама процедура проведения расследования. Так, законопроектом предусматриваются основания для прекращения расследования без введения временных или окончательных антидемпинговых пошлин. Это возможно в том случае, если федеральный орган исполнительной власти получит в письменной форме от экспортера товара, являющегося объектом расследования, сообщение о добровольно взятых на себя обязательствах о пересмотре его цен на данный товар или прекращении экспорта данного товара на таможенную территорию РФ по ценам ниже нормальной стоимости данного товара. Законопроектом предусматривается, что одного подтверждения экспортера недостаточно: федеральный орган исполнительной власти должен решить, что принятие таких обязательств устраняет неблагоприятные последствия демпингового импорта товара, а Правительство РФ одобрит эти обязательства.

В отличие от действующего законодательства более полно регламентирован вопрос о том, что должно содержаться в заявлении для начала расследования с целью введения специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер; устанавливается, что считается датой подачи заявления; предусмотрен закрытый перечень документов, которые необходимо представить и т.п.

Регламентируются сроки, в которые должно быть принято решение о проведении расследования либо об отказе в его проведении. Устанавливаются особенности проведения расследования, предшествующего применению антидемпинговой меры.

Оговаривается в законопроекте и момент, с которого расследования с целью установления наличия возросшего импорта, демпингового импорта или субсидируемого импорта товара будут производиться по правилам, предусматриваемым законопроектом. Для этого заявление о проведении расследования должно быть зарегистрировано после вступления этого Федерального закона в силу. Чётко ограничиваются пределы действия закона – он не регулирует отношения, связанные с торговлей услугами и объектами интеллектуальной собственности, а также с осуществлением инвестиций и валютного контроля – эти вопросы решаются специальными нормативно-правовыми актами.

Законопроектом предлагается установить чёткие сроки для принятия решений, что должно положительно сказаться на защите интересов российских производителей. Так, например, статья 5 предусматривает, что Правительство РФ в течение 14 календарных дней со дня регистрации представленного федеральным органом исполнительной власти доклада, содержащего предложения о целесообразности введения, применения, пересмотра или отмены специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер, должно принять решение о введении, применении, пересмотре или отмене таких мер либо их неприменении.

Наличие серьёзного ущерба или угрозы его причинения отрасли российской экономики вследствие возросшего импорта товара должно устанавливаться, согласно положениям законопроекта, на основе результатов анализа всех относящихся к делу доказательств и информации, имеющихся в распоряжении федерального органа исполнительной власти.

Позитивной для участников внешнеэкономической деятельности представляется норма о том, что суммы временной специальной пошлины не перечисляются в федеральный бюджет до принятия по результатам расследования окончательного решения о применении специальных защитных мер. Полагаем, что вернуть участникам внешнеэкономической деятельности денежные средства или их часть, в случае отказа от введения такой пошлины либо введении её в меньшем размере, с депозита таможенного органа будет проще и дешевле, чем из федерального бюджета. Аналогичные положения предусмотрены и для временных антидемпинговых пошлин.

Отдельная статья в законопроекте посвящена конфиденциальной информации, в которой эти вопросы регламентированы довольно подробно. Действующее законодательство, между тем, предусматривает, что федеральный орган исполнительной власти ведет банк данных, необходимых для расследования, и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за сохранение конфиденциальности информации. В законопроекте устанавливается, что информация, представляемая заинтересованным лицом федеральному органу исполнительной власти, рассматривается в качестве конфиденциальной при представлении данным лицом обоснований, свидетельствующих о том, что раскрытие такой информации предоставит конкурентное преимущество третьему лицу или повлечет неблагоприятные последствия для лица, предоставившего информацию, или для лица, от которого данное лицо получило такую информацию. Федеральный орган исполнительной власти, согласно законопроекту, несёт предусмотренную законодательством РФ ответственность за разглашение конфиденциальной информации.

Устанавливается законопроектом и право обжалования действия или бездействия должностных лиц в связи с проведением расследования или повторного расследования в целях возможного применения или продления срока действия специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер в суд.

Некоторые положения законопроекта необходимо уточнить.

Отнесение к компетенции Правительства РФ установления специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин направлено на необходимость оперативного регулирования этого вопроса и защиты интересов российских производителей в этой области, так как процедура принятия законопроекта обычно занимает довольно продолжительное время. Однако в связи с этим, возникает проблема согласования положений законопроекта с Налоговым кодексом Российской Федерации. Необходимо рассмотреть два подхода к этой проблеме.

С одной стороны, в соответствии с ч. 2 ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах не применяется к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, если иное не предусмотрено НК РФ. Кроме того, п. 2 ст. 3 НК РФ допускает установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством РФ. В соответствии со статьей 11 Закона "О таможенном тарифе" ставки особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных) устанавливаются Правительством Российской Федерации по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба. Законопроект также предусматривает, что Правительство РФ может в установленных законопроектом случаях вводить временные специальные пошлины, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Не совсем ясно также, что в данном случае в НК РФ понимается под термином "установление" – возможность введения таких пошлин либо необходимость именно на уровне закона закрепить такие элементы, как ставки подобных пошлин, круг их плательщиков и т.п.

С другой стороны, статья 19 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", действующая в настоящее время, относит таможенную пошлину к федеральным налогам. Согласно ч. 5 ст. 3 НК РФ федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ, а пункт 6 статьи 3 НК РФ предусматривает, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Статья 17 НК РФ определяет, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. В связи с этим возникает противоречие между НК РФ и законопроектом в части того, какие элементы особых видов пошлин должны быть установлены законопроектом, а какие будут устанавливаться для каждого конкретного случая Правительством РФ.

Таким образом, необходимо рассмотреть вопрос о более точном согласовании норм НК РФ с таможенным законодательством в части предоставления права Правительству РФ вводить и устанавливать ставки специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин.

Трудности в применении законопроекта могут возникнуть и в связи с присутствующими в нём ссылками на Таможенный кодекс РФ. Дело в том, что в ближайшее время в Государственной думе будет обсуждаться новая редакция Таможенного кодекса РФ, предусматривающая существенное его изменение, что тоже должно учитываться авторами законопроекта.

Статья 23 законопроекта, посвященная вопросам введения и применения компенсационных пошлин, устанавливает, что при определении ставки компенсационной пошлины учитываются мнения российских потребителей, на экономические интересы которых может повлиять введение компенсационной пошлины. Представляется, что при принятии этой нормы в такой редакции отсутствие конкретного механизма реализации мнения российских потребителей приведёт к декларативности данной нормы и невозможности её практического применения.


Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в марте 2003 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin