Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О показе национальных фильмов и размещении социально значимой информации в телевизионном вещании"

Лейтмотив рассматриваемого законопроекта – "Российское – значит отличное!". Авторы законопроекта, озабоченные, как явствует из пояснительной записки, воспитанием в зрителях чувства ответственности перед обществом, доброго и уважительного отношения к людям и пропагандой общечеловеческих нравственных ценностей, предлагают сильнодействующее средство – обязать телевизионных вещателей обеспечить в ежегодном телевещании как минимум 60-процентную долю так называемых "национальных" (художественных, анимационных и телевизионных) фильмов.

Прежде всего, следует заметить, что действующее законодательство (и, в частности, закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" 1993 года) понятия "фильм" не содержит. Существует понятие "аудиовизуальное произведение", включающее в себя кинематографические произведения и все иные произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и т.п.) (статья 4 указанного закона). Предлагаемое в рассматриваемом законопроекте понятие "фильм", бесспорно, является неудачным.

Что же делает фильм национальным, с точки зрения авторов законопроекта? Оказывается, гражданство продюсера, режиссера-постановщика, автора сценария, композитора должно быть только российским. Даже в состав съемочной группы могут входить не более 30 процентов лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации! Если же продюсером является юридическое лицо, "взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и прокат фильма", оно должно быть в установленном порядке зарегистрировано на территории РФ. Столь обтекаемая формулировка не позволяет определить, могут ли, с точки зрения авторов законопроекта, выступать продюсерами надлежащим образом зарегистрированные юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями по Закону РФ "Об иностранных инвестициях" 1999 года. Открытым остается и вопрос о том, может ли претендовать на это филиал иностранного юридического лица, зарегистрированный в установленном порядке на территории Российской Федерации. Скорее всего, нет – ведь в законопроекте четко сказано, что иностранные инвестиции в производство фильма не могут превышать 30 процентов его сметной стоимости.

Итак, национальным, и, соответственно, приоритетным для распространения в эфире и по кабелю является не хорошее аудиовизуальное произведение, не произведение, посвященное России, а произведение, сделанное российскими гражданами на российские деньги. Вопрос качества такого произведения авторы законопроекта обошли стороной – гарантией качества является, очевидно, российские паспорта его создателей. Главное, чтобы все они были НАШИ, российские граждане, а что они снимают – не столь важно. И их продукцию нам обязательно покажут, потому что именно такие национальные по способу изготовления аудиовизуальные произведения должны господствовать на отечественном телеэкране. А Феллини, Трюффо, Бертолуччи, Коппола и Фасбиндер могут отдыхать. "Импортная телепродукция зачастую полна сцен насилия", – сетуют авторы законопроекта в пояснительной записке. Складывается ощущение, что они давно не смотрели отечественные фильмы. Там такие иногда бывают сцены – иностранным режиссерам учиться и учиться. Неужели подобные фильмы тоже должны быть включены в эти пресловутые минимальные 60 процентов приоритетных к показу произведений?

Не слишком хорошие ощущения вызывает понятие "социально значимой информации", вынесенное в название проекта. В трактовке авторов социально значимой оказывается любая информация о российских достижениях во всех областях, плюс пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей. Сильная идеологическая составляющая данного понятия не улучшает его качества. В целом же понятийный аппарат законопроекта весьма далек от совершенства.

Согласно статье 71 Конституции РФ, вопросы информации и связи относятся к компетенции Российской Федерации, и эта сфера является одной из наиболее проблемных. Вопросы связи на федеральном уровне урегулированы; действует Федеральный закон "О связи", так что операторам жаловаться не на что. В отличие, к примеру, от их коллег-вещателей, которым приходиться работать и защищать свои права в отсутствие соответствующего федерального закона. Принятие регионального закона с аналогичным предметом правового регулирования (как это, например, было сделано в свое время в Москве, где действует городской закон о кабельном телевидении) решает проблему в рамках конкретного субъекта федерации, но не закрывает правовую лакуну федерального масштаба. А там, где есть правовая лакуна, всегда можно изыскать возможность для злоупотреблений.

Рассматриваемый законопроект заслуживает негативной оценки.


Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в ноябре 2004 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin