Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Пояснительная записка
Перечень актов, подлежащих изменениям или отмене
Заключение Правового управления Аппарата ГД

Экспертные заключения
Ваше мнение о законопроекте

Проект федерального закона
"О показе национальных фильмов и размещении социально значимой информации в телевизионном вещании"

№ 287128-3, вносится депутатами Государственной Думы В.В. Гальченко и Г.И. Райковым

(внесен 22.01.2003, снят с рассмотрения ГД в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы)

Настоящий Федеральный закон регулирует показ национальных фильмов размещение социально значимой информации в телевизионном вещании.

Действие настоящего закона распространяется на телевизионных вещателей, учрежденных в Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего закона:
под фильмом понимается аудиовизуальное произведение, созданное в художественной, анимационной и телевизионной форме на основе творческого замысла, состоящее из изображения зафиксированных на кинопленке или на иных видах носителей и соединенных в тематическое целое последовательно связанных между собой кадров и предназначенное для восприятия с помощью соответствующих технических устройств. под национальным фильмом понимается фильм, отвечающий следующим условиям:
а) продюсер фильма (физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и прокат фильма) – гражданин Российской Федерации или юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке на территории Российской Федерации;
б) авторы фильма (режиссер – постановщик, автор сценария, композитор) – граждане Российской Федерации;
в) в состав съемочной группы фильма (режиссеры – постановщики, режиссеры, операторы – постановщики, операторы, звукооператоры, художники – постановщики, художники по костюмам, монтажеры, актеры – исполнители главных ролей) входит не более 30% лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации;
г) фильм снимается на русском языке или других языках народов Российской Федерации;
д) не менее 50% общего объема работ в сметных ценах по производству, тиражированию, прокату и показу фильма осуществляется организациями кинематографии, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации;
е) иностранные инвестиции в производство фильма не превышают 30% сметной стоимости фильма.
В качестве национального фильма может рассматриваться также фильм, производство которого осуществляется совместно с иностранными организациями кинематографии при соблюдении условий, определенных соответствующими международными договорами и соглашениями;
под показом национального фильма понимается публичная демонстрация национального фильма, осуществляемая по эфирному и кабельному телевизионному вещанию;
под социально значимой информацией понимаются сообщения и материалы, об истории российской государственности, культуры, науки и техники; о традициях и обычаях народов Российской Федерации; о достижениях России в области экономики, науки, культуры и спорта; о выдающихся деятелях в различных областях политической, экономической, культурной и научной жизни России; пропагандирующие здоровый образ жизни; направленные на защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также сообщения и материалы научно-познавательного, образовательного характера;
под телевизионным вещателем понимается юридическое лицо независимо от формы собственности или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо, осуществляющее телевизионное вещание на основании лицензии на вещание;
под телевизионным вещанием понимается распространение посредством использования электромагнитных волн телепрограмм и иной массовой информации в открытой или закодированной форме, осуществляемое в эфире или по кабельной сети и предназначенное для индивидуального приема неограниченным кругом лиц;

Статья 2. Показ в телевизионном вещании национальных фильмов

Ежегодно в телевизионном вещании доля национальных (художественных, анимационных и телевизионных) фильмов должна составлять не менее 60 процентов всех фильмов, показ которых осуществляется телевизионным вещателем по эфирному и кабельному телевизионному вещанию.

Статья 3. Размещение в телевизионном вещании социально значимой информации

Телевизионные вещатели, в состав учредителей которых входят государственные органы и (или) органы местного самоуправления, а также телевизионные вещатели – получатели средств бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации обязаны предоставлять не менее 20 процентов эфирного времени (времени вещания по кабельной сети) в год для размещения социально значимой информации.

Иные телевизионные вещатели обязаны предоставлять не менее 10 процентов эфирного времени (времени вещания по кабельной сети) для размещения социально значимой информации.

Статья 4. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Нарушение телевизионным вещателем требований статей 2 и (или) 3 настоящего Федерального закона влечет аннулирование лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 года.


Президент Российской Федерации


Пояснительная записка к проекту федерального закона "О показе национальных фильмов и размещении социально значимой информации в телевизионном вещании"

В настоящее время крайне мала, даже на государственных телевизионных каналах, доля социально-ориентированных передач, главным замыслом которых стали бы воспитание в зрителях чувства ответственности перед обществом, доброго и уважительного уважения к людям, пропаганда общечеловеческих нравственных ценностей. Точно также телевидение не рассматривает в качестве своей задачи воспитание в гражданах патриотизм, чувство гордости за свою страну. Доля образовательных передач по истории и культуре России, передач, посвященных достижениям страны и прославлению ее героев, вообще патриотически ориентированных передач – ничтожна.

Кроме того, почти половина художественных фильмов, демонстрируемых на телеэкранах, – иностранного производства.

Как известно, особенно сильно телевидение и содержание его передач воздействуют на детей и подростков. Между тем детско-юношеская политика наших телеканалов вызывает особенно сильную тревогу. Доля отечественных художественных и мультипликационных фильмов для детей на экранах – меньше половины. Привычные и традиционные "Спокойной ночи, малыши" вытесняются зарубежными передачами. При этом импортная телепродукция зачастую полна сцен насилия воспитывает в детях и подростках презрение к общепринятой морали, неуважение к личности других, отказ от ограничений, налагаемых обществом. Недостаток на экранах отечественных фильмов и передач для детей оборачивается незнанием родного языка, истории и культуры страны, национальных традиций народов России. В результате складывается ситуация, когда быть русским, быть россиянином становится немодно. Традиционные национальные нормы общежития кажутся чуждыми и устаревшими. Дети вырастают "Иванами, не помнящими родства".

В сложившейся ситуации устранение государства и общества от влияния на СМИ ведет не к свободе СМИ, а к злоупотреблению этой свободой. Ибо политика общенациональных каналов строится, не исходя из социальной ответственности, а ради наживы и стремления любым способом повысить собственный рейтинг.

При этом в существующем законодательстве практически нет рычагов, способных изменить сложившуюся ситуацию. Примечательно, что Закон о рекламе вводит понятие "социальная реклама" и даже определяет специальную квоту в 5% эфирного времени (основной печатной площади) в год, предоставляемую под социальную рекламу. Хотя, по мнению специалистов, определение "социальная реклама" противоречит понятию реклама, т.к., согласно тексту закона, "не призвана формировать или поддерживать интерес к определенному лицу, товарам, идеям, начинаниям и способствовать их реализации, представляет интересы не определенных лиц, а общественные и государственные интересы, не преследует коммерческие цели. Поэтому то, что называется "социальной рекламой" правильней было бы назвать "социальной информацией" или "объявлением социальной направленности"". (Ю. Вольдман "Комментарий к закону РФ "О рекламе"") В законе же "О СМИ" понятие "социальная информация" никак не прописана. Не определены квоты для ее размещения. При выдаче лицензий на вещание, согласно приказу МПТР № 90 от 31.12.99 "необходимость поддержки значимых теле- и радиопроектов" является одним из 7 критериев выбора победителя участников конкурса на право вещания. Однако и в данном случае доля социально значимых проектов в общей сетке вещания никак не определяется, а само понятие "социальная значимость" не определяется.

В связи с вышеизложенным, сложившаяся ситуация настоятельно требует внести ряд изменений в действующее законодательство о СМИ с целью повысить социальную ответственность телевидения и усилить влияние на него общества и государства.

Проектом настоящего федерального закона устанавливаются, что при показе телевизионными вещателями, учрежденными в Российской Федерации, художественных, анимационных и телевизионных фильмов доля национальных фильмов должна составлять не менее 60 процентов.

Кроме того, телевизионные вещатели, в состав учредителей которых входят государственные органы и (или) органы местного самоуправления, а также телевизионные вещатели-получатели средств бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации обязаны предоставить не менее 20 процентов эфирного времени (времени вещания по кабельной сети) в год для размещения социально значимой информации. Иные телевизионные вещатели обязаны предоставить не менее 10 процентов эфирного времени (времени вещания по кабельной сети) для размещения данной информации.

Нарушение установленных требований влечет ответственность телевизионных вещателей вплоть до аннулирования лицензии.


Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона.

В связи с принятием Федерального закона "О размещении телевизионными вещателями социально значимой информации в телевизионном вещании" требуется дополнить часть первую статьи 32 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" (в редакции Федеральных законов от 13.01.1995 № 6-ФЗ, от 06.06.1995 № 87-ФЗ, от 19.07.1995 № 114-ФЗ, от 27.12.1995 № 211-ФЗ, от 02.03.1998 № 30-ФЗ, от 20.06.2000 № 90-ФЗ, от 05.08.2000 № 110-ФЗ, от 04.08.2001 № 107-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ) новым основанием аннулирования лицензии.


Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы по проекту федерального закона № 287128-3 "О показе национальных фильмов и размещении социально значимой информации в телевизионном вещании"

Как следует из пояснительной записки, целью закона является принятие государством мер, направленных на защиту нравственных ценностей, морали, здоровья, прежде всего, подрастающего поколения. В этой связи предлагается установить определенное соотношение (долю) показа "национальных" фильмов, иной "социально значимой" информации в общем объеме телевещания.

Если рассматривать законопроект с точки зрения затронутой проблемы и обратиться к положениям Конституции Российской Федерации (часть 3 статьи 55), Гражданского кодекса Российской Федерации (абзац 2 пункта 2 статьи 1), допускающих на уровне федерального закона ограничение прав, в том числе участников отношений, регулируемых гражданским законодательством, то такие права (в данном случае права телевещателей) могут быть ограничены на основании федерального закона в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Однако в целом решение этой проблемы вряд ли может быть обеспечено только за счет ограничения показа иностранных фильмов и сокращения иных передач, поскольку если вести речь об общечеловеческих нравственных ценностях и требованиях к распространяемой информации, о чем говорится в пояснительной записке, то аналогичные требования равным образом должны предъявляться и к отечественным фильмам и иным передачам, транслируемым российскими телевещателями.

Если же рассматривать законопроект с точки зрения правовой формы реализации затронутой проблемы, то вряд ли можно согласиться с тем, что он имеет собственный предмет регулирования.

В настоящее время вопросы о требованиях к информации, правам и обязанностям вещателей регулируются в рамках общего (базового) законодательного акта – Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", который, как известно, перерабатывается. Поэтому вопрос, затронутый законопроектом, с правовой точки зрения следует решать именно в рамках этого Закона.

Рассматриваемый законопроект не отвечает тем требованиям, которые предъявляются к законодательному акту на уровне закона. В частности, отсутствует четкое определение круга регулируемых отношений и круга субъектов этих отношений. Проект (если не считать статьи о понятийном аппарате и о введении в действие закона) содержит только 3 статьи.

Причем, статья 1 (основные понятия), дублируя положения Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (статья 3), допускает при этом иные подходы к ряду определений (см. абзацы 2 и 4 статьи 1 – определения понятий "фильм" и "продюсер фильма"), что с правовой точки зрения является неправильным.

Из статьи 2 неясно, какому субъекту адресована предлагаемая норма, в которой идет речь о телевизионном вещании вообще. Вместе с тем, известно, что телевещатели – это юридические лица разной формы собственности и организационной правовой формы либо физические лица – предприниматели, осуществляющие вещание зарегистрированных телепрограмм в определенном режиме (на определенной частоте) на основании лицензии. Поэтому, с этой точки зрения предлагаемая норма должна быть адресована к телевещателям, как субъектам отношений, а не к телевещанию, как процессу передачи информации.

Аналогичное замечание касается и статьи 3 проекта. Неясен принцип предлагаемого регулирования. Если содержащееся в статье правило устанавливается исходя из формы собственности имущества телевещателя, то проект не достигает поставленной цели, т.к. телевещатель, одним из учредителей которого может быть государственный орган, орган местного самоуправления, не всегда является вещателем именно государственной или муниципальной формы собственности.

С учетом того, что в Конституции Российской Федерации говорится о многонациональном народе Российской Федерации, гарантиях сохранения родных языков народов Российской Федерации, а фильмы, в свою очередь могут сниматься на русском или других языках народов Российской Федерации, на наш взгляд, есть основание для уточнения (дополнительного анализа) правомерности используемого термина "национальный фильм" (см., например, отечественный, общероссийский).

В соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" в подпункте "е" статьи 1 законопроекта необходимо вместо слов "и соглашениями" записать слова "Российской Федерации".

Заместитель начальника Управления М.В. Деменков



Ваше мнение о законопроекте

2007-04-03 13:09:29
на мой взгляд, такой ФЗ нам бы не помешал. Все мы знаем, что по ТВ крутят 80% иностранных фильмов, а ведь мы живем в России!!!!! Мы должны на государственном уровне поддерживать наш кинематограф, ведь по другому, к сожалению не получается. Но, с другой стороны, отечественные фильмы такие убогие, что боюсь ТВ никто смотреть не будет! Остается надеяться на лучшее.
Натали
 
Дурдом, господа!2004-12-08 10:35:57
А давайте еще, чтобы по радио все пели только русские песни, по дрогам ездили только наши автомобили, продавали только наши книги (хотя и сейчас от маразма донцовой и иже с ней деваться некуда) и на закуску заполоним телевидение безвкусными, дешевыми сериалами-штамповками, наподобие мыльных опер, только с псевдорусским колоритом. Вот будет весело! Чем бы дитя (депутат) не тешилось, лишь бы не вешалось.
РТВ
 
Сергей2004-12-05 22:33:07
Что касается национальных фильмов, они имеют право на существование, как и ненациональные. Зритель сам решит, что смотреть, и, если национальные фильмы будут более рейтинговыми, их и без законов станут чаще показывать. Социально значимым явлением, думаю, могла бы стать свадьба Райкова и Гальченко (ну хотя бы на день согласия и примирения).
Сергей
 
2004-12-03 15:39:30
Народ - шизики и параноики. Они преследуют меня повсюду: в метро, на работе, соседи, так называемые друзья. Так и норовят подставить ножку своими проектами, везде ограничивают мою свободу (что хочу, то и смотрю!, как хочу, так и живу.) Скоро в голову проникнут и там поселятся (тараканы!). Ренегат! (хотя при чем здесь Каутский?)
Дима
 
Райковщина2003-10-16 14:10:16
Давно уже заметил (и думаю не я один), что если в Думе появляется какой нибудь идиотсктий законопроект - это партия Народников!!!!, во главе с шизоидно-параноидальным гомофобом-популистом Геной Райковым. И этот проект федерального закона еще раз это подтверждает. И последняя инициатива с автострахованием. ( я предлагаю всем страховым компаниям выставить через суд иск Райкову и его сподвижникам за убытки, какие они понесут!) Гнать надо из Думы таких полудурков!
Carpe Diem
 
Райковские законы2003-10-16 11:46:35
Как известно, шизы сбиваются вместе. Вместе легче. Я сплю и вижу, когда эта фракция шизов (= народников) навсегда покинет госдуму. Ну не верю я, что человек в здравом уме может за них голосовать.
гуд
 
закон Райкова2003-10-16 08:47:31
В законе забыли указать допустимый размер груди ведущих актрис
Сергей
 
 
Тема:
 

   
 
Ваше мнение:
 

    

 
Подпись:
 

   
 

   
 
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin