Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Заключение на проект федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О связи""

Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О связи"" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации и принят в первом чтении 29 ноября 2002 г. Законопроект ставит целью устранить пробелы в действующем Федеральном законе "О связи" от 16 февраля 1995 года № 15-ФЗ и представляет собой новую редакцию названного Федерального закона.

Данным законопроектом регулируются общественные отношения в области федеральной связи в Российской Федерации, которые в соответствии с пунктом "и" статьи 71 Конституции отнесены к ведению Российской Федерации. Проект федерального закона устанавливает полномочия органов государственной власти в области связи, права и обязанности участников соответствующих правоотношений. Законопроект определяет структуру единой сети связи Российской Федерации, устанавливает принципы использования российской телекоммуникационной инфраструктуры, радиочастотного спектра и ресурса нумерации, принципы лицензирования деятельности в области связи, а также регламентирует порядок предоставления услуг связи, включая универсальные услуги. Вместе с тем, предложенное в законопроекте деление федеральной связи на электрическую и почтовую не отражает современного многообразия видов связи на рынке телекоммуникационных услуг в Российской Федерации; в законопроекте отсутствуют принципы сегментации рынка связи и типология лицензионной деятельности в области связи.

Законопроект предусматривает существенное расширение полномочий федерального органа исполнительной власти в области связи, а также создание и закрепление полномочий подчиненных ему структур. Однако указанные вопросы не являются предметом законодательного регулирования и должны устанавливаться положениями о соответствующих органах, утверждаемыми Президентом России или Правительством Российской Федерации.

Создание межведомственного коллегиального органа по радиочастотам, радиочастотной службе и органа государственного надзора за связью, подчиненных федеральному органу исполнительной власти в области связи, фактически аккумулирует в последнем функции государственного управления, контроля, надзора, а также регулятивные функции в области связи. Для того чтобы сформировать систему внутреннего контроля и избежать законодательного закрепления неэффективных механизмов государственного регулирования правоотношений в области связи, настоящие положения законопроекта необходимо пересмотреть.

При внесении в текст законопроекта поправок ко второму чтению целесообразно предусмотреть прямое подчинение межведомственного коллегиального радиочастотного органа (ГКРЧ) Правительству Российской Федерации, а также вхождение в его состав радиочастотной службы (ГРЧЦ), ориентируясь, в том числе, на сложившуюся мировую практику регулирования использования радиочастотного спектра.

В корректировке нуждаются также положения проекта, регламентирующие правовой статус специализированного учреждения – органа государственного надзора за связью при федеральном органе исполнительной власти в области связи (ст. 26). Представляется рациональным вывести надзорную функцию из подчинения федеральному органу исполнительной власти и создать специализированный федеральный орган государственного надзора за связью, действующий на основании положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации. Закрепленное в законопроекте положение, согласно которому операторы связи, т.е. поднадзорные субъекты, обязаны делать отчисления на финансирование органа государственного надзора за связью, выглядит некорректным. Финансирование данного органа должно осуществляться из средств федерального бюджета и иных источников, предусмотренных действующим бюджетным законодательством.

Специального внимания заслуживают положения законопроекта о лицензировании деятельности в области связи (глава 6). В проекте не определен перечень услуг связи, в том числе услуг универсальной связи, подлежащих лицензированию. Вместе с тем законодательное закрепление видов деятельности, подлежащих лицензированию, предусмотрено ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, законопроект содержит положение, предусматривающее получение новой лицензии в случае незначительного отклонения деятельности оператора от условий лицензии (ст. 37). Думается, целесообразно было бы закрепить за операторами услуг связи, оформившими полномочия по использованию определенных частотных диапазонов, право на использование любых технологий при работе в пределах выделенных частотных диапазонов.

Предусмотренное в части 2 статьи 30 законопроекта положение о выдаче лицензий на предоставление услуг связи с использованием радиочастот на основании технического заключения радиочастотной службы при том, что статус технического заключения и порядок его выдачи не определены, создает опасность субъективного подхода к выдаче лицензий и должно быть скорректировано.

Нормы законопроекта, регламентирующие полномочия федерального органа исполнительной власти в области связи по приостановлению, прекращению и аннулированию лицензий (ст. 37 – 39), должны быть конкретизированы или приведены в соответствие с действующим законодательством. В частности, необходимо более четко разграничить основания нарушений, по которым выносятся предупреждение или предписание о приостановлении лицензии, а также закрепить судебный порядок аннулирования лицензии (по аналогии со ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Кроме того, следует предусмотреть обязанность федерального органа исполнительной власти предупреждать лицензиата о приостановлении лицензии и предоставлять срок для добровольного устранения нарушений.

Законопроект регулирует также отношения по оказанию универсальных услуг связи (глава 8). Обязанность по определению перечня универсальных услуг связи, порядка и сроков их предоставления предполагается возложить на Правительство РФ. При законодательном оформлении рынка услуг универсальной связи необходимо учитывать условия и предпосылки отнесения тех или иных услуг к числу универсальных. Очевидно, что при введении термина "универсальная услуга" разработчики законопроекта преследовали цель государственной защиты потребителей массовых услуг связи, в первую очередь местной телефонной связи. Соответственно, критерием объявления какой-либо услуги универсальной должны быть первоочередная важность услуги и недостаточное развитие рынка этой услуги на соответствующей территории. Таким образом, введение режима универсальных услуг и корреспондирующих ему ограничений в экономически развитых районах, где сформирован рынок услуг связи, не только не целесообразно, но и способно привести к прямо противоположным результатам.

Источниками финансирования резерва универсального обслуживания проект закона (ст. 56–59) называет обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования и иные, не запрещенные законодательными актами Российской Федерации, средства. При этом законопроект, а равно пояснительная записка к нему, не содержат обоснования взимания указанных платежей. Более того, обязательные отчисления в резерв универсального обслуживания содержат черты налоговых платежей и должны регламентироваться соответствующим налоговым и бюджетным законодательством. Следовательно, обоснованно было бы включить в текст проекта положение о формировании резерва универсального обслуживания за счет средств федерального бюджета.

Законопроект предусматривает принятие большого количества подзаконных нормативных актов, часть которых будет иметь ключевое значение для определения прав и обязанностей субъектов правоотношений в области связи.


Таким образом, принятый в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О связи" не удовлетворяет потребностям российского рынка телекоммуникационных услуг и нуждается в концептуальной доработке. В январе 2003 г. Президент России направил заключение на законопроект в Государственную Думу. Содержащиеся в нем замечания могут и должны предопределить внесение существенных изменений в законопроект, рассмотрение которого во втором чтении должно состояться в марте – апреле 2003 г.


Документ подготовлен в феврале 2003 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin