Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части дистанционных образовательных технологий и формах получения образования)

Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части дистанционных образовательных технологий)" (далее – законопроект) внесен членами Совета Федерации В.В. Сударенковым, В.А. Мироновым и депутатами Государственной Думы В.А. Грачевым, И.И. Мельниковым, О.Н. Смолиным. Законопроект рассматривался Советом Государственной Думы 10 июля 2001 г. и 24 января 2002 г.

Первоначально законопроект предусматривал введение нового типа образовательного учреждения – образовательного учреждения дистанционного обучения. Затем авторы проекта от этой идеи отказались, поскольку предусмотренная законодательством об образовании классификация типов и видов образовательных учреждений не основывается на том, какие методы обучения используются ими при реализации образовательных программ.

Однако авторами предлагается законодательно закрепить особенности деятельности образовательных учреждений в зависимости от вида используемых в образовательном процессе методик и технологий – технологий, "реализуемых в основном с применением средств массовой информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника". Устанавливаемые законопроектом положения связаны с проведением экспертизы образовательных учреждений, использующих дистанционные образовательные технологии, при выдаче таким учреждениям или их филиалам лицензии, аттестации и государственной аккредитации, а также правами обучающихся в образовательных учреждениях, использующих дистанционные технологии.

Безусловно, регулирование подобных отношений в современных условиях необходимо. Однако представляется, что решение указанных вопросов не соответствует уровню законодательных актов в области образования, и должно найти отражение в подзаконных нормативных правовых актах (например, в актах Правительства Российской Федерации или актах уполномоченных федеральных органов исполнительной власти).

В чем суть предлагаемых законопроектом изменений и дополнений в законы об образовании?

Авторы законопроекта намерены дополнить Закон Российской Федерации "Об образовании" (далее – Закон) и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее – Федеральный закон) положениями, согласно которым особенности предмета и содержания экспертизы образовательного учреждения, использующего дистанционные образовательные технологии, и высшего учебного заведения, использующего дистанционные образовательные технологии, устанавливаются федеральным государственным органом управления образованием, если иное не предусмотрено федеральным законом. При экспертизе же филиалов образовательного учреждения, использующего дистанционные образовательные технологии, и филиалов высшего учебного заведения, использующего дистанционные образовательные технологии, которые осуществляют учебный процесс и все виды аттестации обучающихся в этих филиалах, предполагается ввести учет обеспеченности данного образовательного учреждения и данного высшего учебного заведения педагогическими работниками.

Как следует из пояснительной записки, необходимость принятия такого положения связана с тем, что применение дистанционных технологий обучения требует изменения процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.

Однако указанное предложение представляется спорным, поскольку не вполне согласуется с нормами ст. 33 Закона, согласно которой содержание, организация и методики образовательного процесса предметом экспертизы не являются.

Что касается предложения об установлении особенностей экспертизы филиалов образовательного учреждения, использующего дистанционные образовательные технологии, и филиалов высшего учебного заведения, использующего дистанционные образовательные технологии, в части обеспеченности педагогическими работниками, необходимо отметить, что проведение их экспертизы, являющейся основанием для выдачи лицензии, осуществляется в том же порядке, что и экспертиза образовательных учреждений. Законом уже предусмотрено, что предметом экспертизы является соответствие требованиям укомплектованности штатов. Что касается высших учебных заведений, то Федеральный закон такого предмета экспертизы не устанавливает, так как в соответствии с принципом автономии высших учебных заведений они самостоятельны в подборе и расстановке кадров.

Законопроектом предлагается дополнить Закон и Федеральный закон положениями, согласно которым на филиалы образовательного учреждения, использующего дистанционные образовательные технологии для реализации образовательных программ в полном объеме и имеющего аттестацию и государственную аккредитацию, распространяется аттестация и государственная аккредитация данного образовательного учреждения.

При этом законопроект предусматривает, что при очередной аттестации указанных образовательных учреждений и высших учебных заведений учитывается соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников, обучавшихся в филиалах данных образовательных учреждений, требованиям государственных образовательных стандартов.

Действующие нормы Закона устанавливают самостоятельное прохождение филиалами образовательных учреждений аттестации и государственной аккредитации в общем порядке, установленном для образовательных учреждений (исключением являются только филиалы высших учебных заведений, которые в соответствии с Федеральным законом проходят государственную аккредитацию в составе высшего учебного заведения).

В связи с этим следует отметить, что целями государственной аккредитации и аттестации образовательного учреждения (высшего учебного заведения) и его филиалов являются подтверждение и установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

Предлагаемые законопроектом дополнения фактически не меняют порядок прохождения аттестации и государственной аккредитации филиалов рассматриваемых образовательных учреждений и высших учебных заведений, поскольку как по действующему законодательству, так и согласно положениям законопроекта предполагается изучение соответствия содержания и качества подготовки выпускников филиалов требованиям государственных образовательных стандартов.

Законопроектом предлагается также установить, что по мотивам нецелесообразности не может быть отказано в регистрации филиалов и представительств (отделений) образовательного учреждения.

Действующая редакция ст. 33 Закона устанавливает недопустимость отказа в регистрации образовательного учреждения по мотивам нецелесообразности. При этом Законом предусмотрено, что филиалы (отделения) образовательных учреждений проходят регистрацию в общем порядке, предусмотренном для образовательных учреждений. Следовательно, на филиалы (отделения) образовательных учреждений в полной мере распространяется действие норм Закона, касающихся условий регистрации образовательных учреждений. Таким образом, указанное положение законопроекта представляется излишним.

Что касается представительств образовательных учреждений, то Закон не содержит норм, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование их статуса и деятельности.

Законопроектом также предусматривается установить, что обучающиеся в образовательном учреждении, использующем дистанционные образовательные технологии, и его филиалах, и студенты высшего учебного заведения, использующего дистанционные образовательные технологии, обладают всеми правами и обязанностями обучающихся по соответствующей форме получения образования.

Однако авторы законопроекта не учитывают, что предусмотренные законодательством Российской Федерации об образовании права и социальная защита распространяются на обучающихся и воспитанников всех образовательных учреждений, вне зависимости от используемых методик и технологий.

Надо сказать, что данный законопроект – не первая попытка законодательно урегулировать деятельность образовательных учреждений, использующих при реализации образовательного процесса средства информатизации и телекоммуникации.

Так, проектом федерального закона "О дополнении пункта 1 ст. 10 Закона Российской Федерации "Об образовании", внесенным на рассмотрение Государственной Думы Законодательным Собранием Красноярского края, предусматривалось закрепить очную дистанционную форму получения образования. Но такое предложение не соответствовало положениям Федерального закона "Об утверждении Федеральной программы развития образования".

Указанная Федеральная программа является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования и устанавливает, что дистанционное обучение представляет собой один из видов информационных образовательных технологий и методов обучения, а не форму получения образования.

В связи с этим субъект права законодательной инициативы отозвал свой законопроект.

Что касается форм получения образования, то имеются и иные предложения о внесении дополнений в законодательные акты Российской Федерации об образовании.

Например, проект федерального закона "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"", внесенный депутатом Государственной Думы В.Г. Драгановым и рассмотренный Советом Государственной Думы 13 декабря 2000 г., содержит положения, в соответствии с которыми профессиональные образовательные программы могут реализовываться в интегрированной форме. Согласно данному законопроекту интегрированная форма представляет собой сочетание (чередование) очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения, при котором периоды обучения по очной форме чередуется с периодами обучения по очно-заочной (вечерней) форме и трудовой деятельности по получаемой специальности на конкретных рабочих местах и должностях в заинтересованной организации и в соответствии с утвержденным образовательным учреждением и указанной организацией учебным планом.

Законом и Федеральным законом установлены очная, очно-заочная (вечерняя) и заочная формы получения образования, одновременно допускается их сочетание. Следовательно, такое сочетание, какое подразумевается под интегрированной формой реализации профессиональных образовательных программ, уже охватывается действующим законодательством. В этой связи представляется, что установление в законодательных актах конкретной формы освоения профессиональных образовательных программ нецелесообразно.

Что касается положений данного законопроекта об утверждении учебного плана образовательным учреждением и заинтересованной организацией, то они противоречат нормам Закона, согласно которым учебный план разрабатывается и утверждается образовательным учреждением самостоятельно.


Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в апреле 2002 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin