Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия массовой рассылке сообщений электросвязи рекламного характера" (о рекламе в сети электросвязи)

Данный законопроект был внесен в Государственную Думу 14 июля 2004 года Московской городской Думой. В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится альтернативный законопроект – "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе", Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", предложенный депутатом В.Р. Мединским. Таким образом, можно сравнить основные положения обоих законопроектов.

Согласно законопроекту, внесенному Московской городской Думой, Федеральный закон "О рекламе" предлагается дополнить статьей 13.1 "Особенности рекламы в сети связи общего пользования", в которой установить запрет на использование рекламодателями сети связи общего пользования для массовой рассылки рекламы посредством сообщений электросвязи, за исключением рассылки с предварительного согласия адресатов и рассылки лицам, связанным договорными отношениями с рекламодателем. Согласно предлагаемым дополнениям, рекламодатель обязан прекратить рассылку в адрес лица, которое обратилось к нему с требованием прекратить рассылку. При этом массовой признается рассылка рекламы более чем в 2500 адресов в течение 24 часов, или более чем в 25000 адресов в течение 30 дней, или более чем в 250000 адресов в течение одного года.

В законопроекте депутата Мединского рассылка признается массовой, если объем рассылки превышает 1000 адресов в течение 24 часов, 10000 адресов в течение 30 дней, 100000 адресов в течение одного года. Однако этим различия законопроектов не исчерпываются. Согласно законопроекту депутата Мединского, распространение рекламы путем рассылки сообщений электросвязи допускается и при отсутствии предварительного согласия адресата, если сообщение может быть идентифицировано потребителем как рекламное без ознакомления с самим сообщением (путем пометки "реклама" в разделе "тема" или иным способом); в сообщении указаны полное наименование, действительный почтовый и электронный адрес лица, в интересах которого осуществляется рассылка (рекламодателя), а также лица, фактически осуществляющего рассылку (отправителя); в самом сообщении потребителю технически предоставлена и разъяснена возможность отказа от получения дальнейших сообщений.

Кроме того, в законопроекте депутата Мединского предлагается установить запрет на использование сетей телефонной связи для распространения рекламы с помощью средств выбора и (или) набора номера без участия человека (автодозвона).

Предлагаемые в законопроектах дополнения в Федеральный закон о рекламе вызывают определенные замечания.

Прежде всего, требует уточнения термин "сеть связи общего пользования". Согласно ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года "О связи", сеть связи – технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи. Под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам. Согласно статье 12 того же закона, единая сеть электросвязи Российской Федерации состоит из расположенных на территории Российской Федерации сетей электросвязи следующих категорий: сеть связи общего пользования; выделенные сети связи; технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования; сети связи специального назначения и другие сети связи для передачи информации при помощи электромагнитных систем. Согласно п. 2 ст. 13, сети связи общего пользования представляют собой комплекс взаимодействующих сетей электросвязи, в том числе сети связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.

Учитывая, что установление требований к способам распространения рекламы в программах телевизионного вещания и радиовещания не входит в число целей рассматриваемых альтернативных законопроектов, а также то, что особенности рекламы в радио- и телепрограммах уже установлены в ст. 11 Закона "О рекламе", представляется логичным вести в законопроекте речь об особенностях рекламы в "сети связи общего пользования, за исключением рекламы в программах телевизионного вещания и радиовещания".

Лицо, фактически осуществляющее рассылку, в законопроекте депутата Мединского определено как "отправитель", что не является устоявшимся юридическим понятием. Более обоснованным с точки зрения юридической техники представляется использование термина "рекламораспространитель", установленного в ст. 2 Закона "О рекламе".

В законопроекте Московской городской Думы запрет на использование сети связи общего пользования для массовой рассылки рекламы устанавливается только для рекламодателей. Вместе с тем, исходя из ст. 2 Федерального закона "О рекламе", соответствующий запрет можно установить не только для рекламодателей (лиц, являющихся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы), но и рекламораспространителей (лиц, осуществляющих размещение и (или) распространение рекламной информации).

В законопроекте Московской городской Думы допускается массовая рассылка лицам, связанным договорными отношениями с рекламодателем. Вместе с тем, как представляется, вступление в соответствующие договорные отношения с рекламодателем является одной из форм выражения предварительного согласия. Кроме того, в законопроекте Московской городской Думы было бы целесообразно раскрыть порядок определения предварительного согласия.

В законопроекте депутата Мединского установлена презумпция признания сообщения направленным без предварительного согласия адресата, то есть "если иное не будет доказано заинтересованными лицами", но содержание понятия "заинтересованные лица" не разъяснено.

В законопроектах предлагается установить административную ответственность за массовую рассылку сообщений электросвязи. Так, в законопроекте Московской городской Думы предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 13.25 "Массовая рассылка сообщений электросвязи", в которой установить ответственность за использование сети связи общего пользования для массовой рассылки сообщений электросвязи, в том числе рекламного характера, за исключением рассылки с предварительного согласия адресатов или рассылки лицам, связанным договорными отношениями с отправителем, а равно для рассылки в адрес лиц, обратившихся к отправителю с требованием о прекращении рассылки.

Формулировки в данном законопроекте отличаются большей юридико-технической точностью, чем в законопроекте депутата Мединского, в котором предлагается установить административную ответственность за использование лицом сети связи общего пользования для массовой и иной незаконной рассылки сообщений электросвязи не только рекламного, но и агитационного характера, несмотря на то, что административная ответственность за нарушение порядка опубликования агитационных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть "Интернет") уже предусмотрена в ст. 5.5 КоАП.

В рассматриваемых альтернативных законопроектах предлагается дополнить главу 28 Уголовного кодекса РФ статьей 274.1 "Массовая рассылка сообщений электросвязи", установив уголовную ответственность за осуществление лицом, имеющим доступ к ЭВМ, массовой рассылки сообщений электросвязи, если такая рассылка осуществлена без предварительного согласия адресатов, с использованием средств и программ, затрудняющих идентификацию этого лица и ЭВМ, используемой таким лицом, вводящих адресатов в заблуждение относительно характера сообщения или его отправителя, а равно с обходом средств защиты сетей связи. Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору является квалифицирующим признаком.

Формулировки законопроектов в этой части практически идентичны и вызывают ряд замечаний. Объективная сторона данного преступления, согласно части 1 проектируемой статьи, состоит в массовой рассылке лицом сообщений электросвязи. При этом состав преступления имеет формальный характер, не требует наступления неблагоприятных последствий. Не совсем ясно, чем, согласно законопроектам, объективная сторона преступления, связанного с массовой рассылкой, отличается от объективной стороны аналогичного правонарушения. В обоих случаях речь идет о массовой и иной незаконной (не соответствующей ст. 13.1, которой предлагается дополнить Закон "О рекламе") рассылке сообщений электросвязи. Кроме того, состав и административного правонарушения, и преступления является формальным.

Однако общественная опасность преступления (виновно совершенного общественно опасного деяния, запрещенного Уголовным Кодексом под угрозой наказания) должна быть существенно выше, чем административного правонарушения (противоправного, виновного деяния физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность).

Представляется, что авторам законопроектов следовало бы рассмотреть вопрос о введении уголовной ответственности при наступлении неблагоприятных последствий массовой рассылки (нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, и т.п., или если это действие причинило иной существенный вред).

В заключение отметим, что введение административной и уголовной ответственности за массовую рассылку в сетях электросвязи обосновывается необходимостью решения комплекса проблем технического характера, в том числе формирования доказательственной базы по делам о подобного рода правонарушениях. В данной связи можно предложить авторам законопроектов изучить практический опыт борьбы со "спамом" в США и Австралии.


Экспертное заключение подготовлено Фондом развития парламентаризма в России в октябре 2004 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin