Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертный комментарий к проекту федерального закона "О внесении дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающего уголовную ответственность за пропаганду гомосексуализма"

Существуют вечные ценности и вечные темы, неизменно привлекающие внимание депутатского корпуса. Так, казалось бы, недавно утихли страсти вокруг законодательных инициатив депутата Райкова, предлагавшего бестрепетно расстаться с одним из безусловных достижений на пути к гуманизации российского уголовного законодательства – отменой уголовной ответственности за гомосексуализм. И вот, – используя формулировку В.И. Ленина, – "еще раз о наболевшем вопросе". Депутат Чуев предлагает дополнить действующий Уголовный кодекс Российской Федерации новым составом – пропаганда гомосексуализма.

Трудно сказать, что более впечатляет в данном законопроекте – диспозиция или санкция. Обратимся прежде к диспозиции. Под пропагандой деяний в действующем уголовном законодательстве понимается распространение сведений о таких деяниях, содержащих открытое или завуалированное их одобрение, как в устной, так и в письменной форме, а также с использованием СМИ. По мнению автора рассматриваемого законопроекта, пропаганда гомосексуализма может содержаться в публичном выступлении (что это такое должно быть – непонятно, видимо, лекция о специфике гомосексуального образа жизни), публично демонстрирующемся произведении (очевидно, некая Повесть о настоящем человеке гомосексуальной ориентации или иное произведение на ту же тему, ставшее доступным для общего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом) или средствах массовой информации (этот пассаж вообще ставит в тупик). В том числе пропаганда гомосексуализма может выражаться в публичной демонстрации гомосексуального образа жизни (хотелось бы надеяться, что здесь не имеется в виду прилюдное совершение акта мужеложства; впрочем, если это и так, ресурсы действующего законодательства вполне достаточны для того, чтобы соответствующим образом покарать за совершение подобного противоправного действия) и гомосексуальной ориентации (по логике автора законопроекта, если по гомосексуалисту видно, что он гомосексуалист, что не редкость, то любое его появление в общественном месте (например, на улице) неизбежно будет образовывать состав преступления). Отметим, что диспозиция предлагаемой депутатом Чуевым нормы не содержит оценочного критерия, в то время как понятие пропаганды подразумевает одобрение пропагандируемых деяний. Автор законопроекта предлагает установить уголовную ответственность за упоминание о людях нетрадиционной сексуальной ориентации и такого явления, как гомосексуализм, и за отражение этого явления в произведениях, доступных для всеобщего сведения (а не публично демонстрирующихся произведениях, как написано в законопроекте – действующий Закон РФ об авторском праве и смежных правах от 09.07.1993 не знает такого термина). Что же касается предложения установить уголовную ответственность за публичную демонстрацию гомосексуального образа жизни и гомосексуальной ориентации – это не что иное, как несмелая попытка вернуть в действующий УК РФ декриминализованный состав, возродить приснопамятную 121 статью УК РСФСР, хотя в пояснительной записке и содержится утверждение, что "законопроектом предусматривается уголовная ответственность не за сам факт гомосексуальной ориентации человека, а за активную пропаганду гомосексуализма".

Помимо того, что диспозиция предлагаемой нормы не соответствует понятию пропаганды, эта норма вообще не соответствует понятию преступления. Статья 14 действующего УК устанавливает, что преступление есть виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Пропаганда гомосексуализма, т.е декриминализованного состава, не являющегося преступлением по действующему законодательству, состав преступления образовывать не может.

Санкция, предлагаемая автором законопроекта за пропаганду гомосексуализма, повергает в замешательство – лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет. Суть этого вида уголовного наказания состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления, либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (часть 1 статьи 47 УК РФ), под которой понимается относительно постоянное занятие типа охоты, использования личного автотранспортного средства для частного извоза и т.д. В статьях Особенной части УК РФ это наказание в качестве как основного, так и дополнительного, предусмотрено за преступления, связанные либо с занимаемым виновным должностью, либо с его конкретной профессиональной или иной деятельностью. Иными словами, субъект такого рода преступлений – это специальный субъект, т.е. лицо, которое, кроме общих признаков субъекта преступления, обладает еще дополнительными признаками, указанными в диспозиции уголовно-правовой нормы, отражающей специфические свойства преступника. Среди признаков специального субъекта – определенное должностное положение, профессия и т.п. Такой вид уголовного наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, применяется в отношении лиц, занимающих подобные должности или занимающихся подобной деятельностью. С деятельностью еще более-менее понятно – если занимаешься такой деятельностью, как гомосексуализм, знай, что тебя могут лишить права заниматься этим видом деятельности на срок от двух до пяти лет. Но вот какие должности должен занимать в данном случае специальный субъект – поистине загадка. В качестве основного наказания (как предлагается сделать в рассматриваемом законопроекте) в действующем УК лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено в очень ограниченном круге статей – например, в статье 289 "Незаконное участие в предпринимательской деятельности", где субъектом является должностное лицо, незаконно учреждающее организацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность, либо участвующее в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом. Второй пример – статья 274 "Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети". Здесь также налицо специальный субъект – лицо, в силу должностных обязанностей имеющее доступ к ЭВМ, системе ЭВМ и их сети и обязанное соблюдать установленные для них правила эксплуатации. Так какой же специальный субъект имеется в виду в законопроекте депутата Чуева?..

Без сомнения, законопроект не заслуживает положительной оценки и не может быть рекомендован к принятию.


Экспертный комментарий подготовлен в Фонде развития парламентаризма в июне 2004 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin