Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и дополнения в статью 242 Уголовного кодекса Российской Федерации"

Изменения и дополнения, которые авторы данного законопроекта предлагают внести в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", вызывают смутное ощущение, что действующий закон предлагается изменить несколько не в ту сторону. Закон действительно был принят давно и безусловно нуждается в приведении в соответствие к потребностям сегодняшнего дня. В первую очередь, это касается понятийного аппарата закона, содержащегося в статье 2, в той части, которая определяет виды средств массовой информации. За почти 13 лет действия данного закона произошли кардинальные перемены в сфере высоких технологий, появились принципиально новые виды СМИ, кроме того, в нашу жизнь вошел и прочно в ней утвердился Интернет; совершенно очевидно, что то, что на сегодняшнем новоязе именуется updating, пошло бы Закону о СМИ только на пользу. Авторы законопроекта, используя в рассматриваемом законопроекте термин "электронные средства массовой информации", почему-то не подумали о том, что это абсолютно новое для данного закона понятие, ему нужно дать соответствующее определение, для чего требуется внести изменения в статью 2. Что же касается предложения ввести в текст закона часть вторую, содержащую запрет на использование печатных и электронных средств массовой информации в целях распространения информации и передач, содержащих пропаганду порнографии, культа насилия и жестокости, эта мера представляется излишней и не отличающейся особой новизной. Действующая редакция Закона о СМИ в достаточной степени защищает российских граждан от потоков тематики насилия и секса.

Дополнения, предлагаемые владимирскими законодателями к внесению в статью 242 УК РФ, свидетельствуют о плохо скрываемой грусти по утратившему силу Уголовному Кодексу РСФСР 1960 года. Была в нем такая статья 228.1, предусматривавшая за изготовление или распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости, до двух лет лишения свободы или штраф до трех минимальных месячных окладов, а также конфискацию произведений и средств их изготовления и демонстрации. Новый Уголовный Кодекс РФ 1996 года не содержит понятия "культ насилия и жестокости", иными словами, состав декриминализован. Предлагаемое дополнение страдает и техническими погрешностями – так, понятие "культ насилия и жестокости" не имеет отношения к диспозиции статьи 242, устанавливающей уголовную ответственность за незаконное изготовление в целях распространения или рекламирования, распространение, рекламирование порнографических предметов или материалов, а также за незаконную торговлю печатными изданиям, кино- и видеоматериалами, изображениями или иными предметами порнографического характера.

Таким образом, данный законопроект не представляется актуальным, грешит юридико-техническими погрешностями и не может претендовать на положительную оценку.


Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в октябре 2004 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin