Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"

В рассматриваемом законопроекте предлагается новая редакция статьи 156 Уголовного кодекса РФ – гораздо более пространная и объемная, нежели действующая редакция, – а также содержится предложение о внесении изменений в санкцию части первой статьи 157. В сегодняшнем ее виде диспозиция статьи 156 выглядит следующим образом: "Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним". Законодатели Хабаровского края предлагают изменить название статьи 156 на "Уклонение от обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего", а диспозицию данной статьи поделить на три части. Субъектами первой и второй части предлагаемой редакции данной статьи является родитель или иное лицо, на которое возложены обязанности родителя по воспитанию несовершеннолетнего. Субъектом третьей части – педагог или другой работник образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанный осуществлять надзор за несовершеннолетним.

В новом варианте диспозиции рассматриваемой статьи конкретизируется понятие "уклонение от обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего": это необеспечение получения несовершеннолетним основного общего образования, продолжающееся после "предупреждения специализированным государственным органом" (с сохранением стилистики оригинала). Уклонение, по мысли хабаровских законодателей, может быть соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, но и само по себе оно образует состав преступления. В этом состоит одно из существенных отличий от действующей редакции статьи 156, в которой жестокое обращение является одним из основных квалифицирующих признаков данного состава преступления.

Замена понятия "неисполнение обязанностей" на "уклонение от обязанностей" существенно сузит сферу применения данной статьи, что, судя по пояснительной записке, в корне противоречит намерениям субъекта данной законодательной инициативы. Неисполнение обязанностей включает в себя не только неисполнение, но и ненадлежащее исполнение, то есть может быть совершено в форме как действия, так и бездействия. Что касается уклонения, объективная сторона такого преступления, как правило, выражается в бездействии.

Часть вторая предлагаемой редакции статьи 156 вызывает массу нареканий как с точки зрения юридической техники, так и с точки зрения ее смысловой нагрузки. Речь в ней идет о рецидиве данного преступления, причем там же предусматривается и возможность совершения данного преступления совместно с истязанием – преступлением, предусмотренным статьей 117 УК РФ, то есть о совокупности двух уголовно наказуемых деяний, помещения которых в диспозицию одной нормы стилистика и логика действующего УК не предполагают.

Невзирая на предложение заменить понятие "неисполнение обязанностей" на "уклонение от обязанностей", в третьей части предлагаемой редакции статьи 156 опять возникает неисполнение обязанностей. Текст третьей части представляет собой купированный вариант действующей редакции рассматриваемой статьи; новизна состоит в более узком круге субъектов (минус родители и лица, на которых возложены обязанности родителя) и изменении падежного окончания определения "обязанный". Сохранилось даже резко раскритикованное хабаровскими законодателями понятие "жестокое обращение", которому посвящена немалая часть пояснительной записки. Странно, что в результате это понятие все-таки осталось в тексте законопроекта.

Странное чувство вызывает часть вторая законопроекта, в которой предлагается ужесточить наказание за состав преступления, предусмотренного частью первой статьи 157 – злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста. Теперь за совершение этого преступления предлагается карать лишением свободы на срок до двух лет (по действующему закону оно наказывается обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев). То, что ужесточение ответственности – не лучший способ профилактики конкретного вида уголовно наказуемого деяния, известно давно, и комментировать это в очередной раз не имеет смысла. Удивляет другое: почему же тогда без внимания субъектов этой законодательной инициативы осталась вторая часть данной статьи – злостное уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей (санкции частей 1 и 2 данной статьи идентичны). Чем, спрашивается, несовершеннолетние или нетрудоспособные совершеннолетние дети лучше нетрудоспособных родителей?

Законопроект изобилует неточностями, погрешностями юридического и технического характера и не может быть оценен положительно.


Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в феврале 2005 года


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin