Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (по вопросу установления уголовной ответственности за фальсификацию итогов голосования)

В рассматриваемом законопроекте предлагается признать недействительной действующую статью Уголовного кодекса РФ 142.1 "Фальсификация итогов голосования". При этом автор законопроекта предлагает включить в главу 30 Уголовного Кодекса статьи 293-1 и 293-2, первая из которых совпадает со статьей 142.1 вплоть до запятой – просто близнецы-братья. С точки зрения юридической техники это не выдерживает никакой критики – очень уж странно выглядит идея признать утратившей силу статью, текст которой полностью идентичен тексту проекта статьи 293-1, которую предлагается включить в главу 30 УК "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления". Предложение о перенесении данного состава преступления из главы 19 "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина", то есть прав и свобод, указанных во второй главе Конституции России, положения которой согласно статье 135 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным собранием, вполне можно рассматривать как своеобразное "понижение в должности" данного состава преступления. Статья 2 Конституции России гласит, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства". Охрана прав и свобод человека и гражданина стоит первой в списке задач Уголовного кодекса РФ (статья 2). Поэтому статус состава преступления, устанавливающего уголовную ответственность за фальсификацию итогов голосования, безусловно, изменился бы, будучи перенесен из главы 19 в главу 30 – ведь, располагая статьи в Особенной части УК, законодатель выстраивал определенную иерархию общественно опасных противоправных деяний, начиная с самого тяжкого в любом демократическом государстве преступления – убийства. А вот в УК РСФСР 1960 года самым тяжким преступлением была измена Родине (ст.64), с которой и начиналась Особенная часть. Самое интересное, что автор законопроекта, предлагая отнести фальсификацию итогов голосования к другой категории преступлений, представляющих меньшую общественную опасность, нежели преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина, тем не менее, считает необходимым ужесточить ответственность за данное преступление. Действующий Уголовный кодекс устанавливает за фальсификацию итогов голосования следующую санкцию: штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишение свободы на срок до четырех лет. В рассматриваемом законопроекте предлагается наказывать за совершение данного преступления штрафом от 500 до 700 минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо лишением свободы на срок до 15 лет. А такая суровая мера наказания по действующему российскому законодательству полагается за особо тяжкие преступления (статья 15 УК РФ). На основании вышеизложенного данная законодательная инициатива выглядит нелогичной и неубедительной.

Предложение о включении в действующий Уголовный Кодекс статьи 293-2 "Неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы"" представляется нецелесообразным, так как ответственность за данное преступление уже предусмотрена частью третьей статьи 141 действующего Уголовного кодекса.

Таким образом, рассматриваемый законопроект содержит значительное количество юридико-технических погрешностей и не может быть оценен положительно.


Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в ноябре 2004 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin