Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на внесенный Президентом РФ проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"

Действующий Уголовный кодекс РФ, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок введения в действие, введен в действие с 1 января 1997 года и до настоящего времени не подвергался существенным изменениям.

За более чем шестилетний период действия Кодекса в него были внесены и вступили в силу 26 изменений и дополнений, которые лишь в незначительной степени затрагивали положения общей части Кодекса (были внесены изменения в статьи 15, 24, 37, 58, 69, 93) и по своему содержанию были направлены на решение отдельных вопросов уголовного законодательства. При этом за указанный период Государственной Думой было рассмотрено свыше 150 законопроектов, предлагающих внесение в Кодекс разнородных (не взаимосвязанных) изменений и дополнений.

По сравнению с ранее принятыми либо отклоненными Государственной Думой законопроектами, направленными на совершенствование уголовного законодательства, рассматриваемый законопроект, внесенный Президентом РФ, предполагает существенно изменить государственную политику в сфере уголовного законодательства, смягчив ее, прежде всего, по отношению к лицам, впервые совершившим преступления небольшой и средней тяжести. Это означает, что в действующие положения общей части Кодекса вносятся по сути кардинальные изменения, принятие которых с подачи любого иного субъекта права законодательной инициативы скорее всего были бы обречены на отклонение.

В пояснительной записке к законопроекту указывается, что проект направлен главным образом на решение вопросов уголовной ответственности несовершеннолетних.

Действительно, законопроект вносит в Кодекс поистине "революционные" изменения в отношении уголовной ответственности несовершеннолетних. Предусматривается, что наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до 16 лет преступление небольшой и средней тяжести впервые, а также совершившему в возрасте от 16 до 18 лет впервые преступление небольшой тяжести.

Одновременно, при назначении наказания в виде лишения свободы за совершение несовершеннолетним любой возрастной категории тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания подлежит сокращению наполовину. При этом ограничивается и верхний предел наказания в виде лишения свободы, который для несовершеннолетних до 16 лет не может превышать шести лет, а для несовершеннолетних от 16 лет до 18 лет – десяти лет. Такой же предел наказания (не выше десяти лет) применяется в отношении несовершеннолетних в возрасте до 14 лет за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

Устанавливаются отдельные правила и в отношении несовершеннолетних, которым назначено наказание в виде условного осуждения. Так, к условно осужденному несовершеннолетнему, в случае совершения им в период испытательного срока нового преступления, за исключением особо тяжкого, может быть повторно принято судом решение об условном осуждении, с установлением нового испытательного срока.

В случае совершения несовершеннолетним (в рассматриваемом случае в законопроекте отсутствует указание на возрастную категорию), в том числе повторно, преступления небольшой, средней тяжести, а также тяжкого преступления, допускается возможность его освобождения от уголовной ответственности, если будет признано, что исправление такого несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. При этом следует обратить внимание на несогласованность изменений, вносимых законопроектом в статьи 90 и 92 Уголовного кодекса, поскольку статья 90 предусматривает применение принудительных мер воспитательного воздействия только за преступления небольшой и средней тяжести, а статья 92 предусматривает применение указанных мер и за тяжкие преступления.

Однако в отношении отдельных категорий преступлений, относящихся к тяжким, законопроектом предлагается установить исключение в части возможного применения принудительных мер воспитательного воздействия, то есть такие несовершеннолетние не будут освобождаться от наказания в виде лишения свободы.

Как видно, законопроектом предполагается провести значительную гуманизацию государственной политики по отношению к преступлениям совершаемым несовершеннолетними.

К примеру, не может быть лишен свободы несовершеннолетний в возрасте до 16 лет за причинение тяжкого вреда здоровью с особой жестокостью, а несовершеннолетний в возрасте от 16 до 18 лет за совершение аналогичного преступления без квалифицирующих признаков.

За совершение такого преступления, как изнасилование (без квалифицирующих признаков), несовершеннолетнему могут быть назначены принудительные меры воспитательного воздействия (т.е. без лишения свободы), а за совершение подобного преступления с особой жестокостью в зависимости от возрастной категории срок наказания в виде лишения свободы будет соответственно от 2 до 6 лет и от 2 до 10 лет. При этом за указанное преступление, в том числе совершенное повторно, может быть назначено наказание и в виде условного осуждения.

Также следует иметь в виду, что за совершение несовершеннолетними таких распространенных преступлений (которые зачастую совершаются именно несовершеннолетними), как кража (за исключением отдельных квалифицирующих признаков), грабеж, вымогательство, насильственные действия сексуального характера, угон транспортного средства (все перечисленные преступления без квалифицирующих признаков), наказание не предусматривает лишения свободы.

Ослабление репрессивного давления на совершивших преступления несовершеннолетних, безусловно, заслуживает одобрения, но, думается, только в отношении преступлений небольшой и средней тяжести.

Вызывает сомнение, что либерализация наказания, особенно по тяжким преступлениям, будет одобрена большинством законопослушных граждан, особенно теми, кто стал потерпевшими от таких преступлений.

При этом можно предположить, что по таким видам преступлений, как кража и грабеж, вообще будет сложно добиться справедливого наказания. Скорее всего, сознавая "бесполезность" предпринимаемых мер, правоохранительные органы будут относиться к преступлениям, совершенным несовершеннолетними, значительно более "лояльно". Как следствие, это приведет к снижению обращения граждан в правоохранительные органы с заявлениями о совершенных в отношении них преступлениях, что, в свою очередь, позволит указанным органам заявить о снижении числа преступлений и улучшении криминогенной обстановки.

Однако необходимо учитывать, что в условиях либерализации законодательства (но никак не отношения общества) к совершаемым преступлениям, при отсутствии действенного механизма, который способствовал бы быстрому улучшению состояния дел в борьбе с беспризорностью несовершеннолетних и повышению уровня жизни граждан, следует ожидать увеличения латентной преступности.

Кроме того, в указанных условиях несовершеннолетние безусловно будут более активно привлекаться "взрослыми и опытными" преступниками для участия в реализации своего преступного замысла. К примеру, даже за совершение несовершеннолетним в возрасте до 16 лет по найму такого преступления, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, этот несовершеннолетний может быть лишен свободы на срок от 1 до 6 лет, а в возрасте от 16 до 18 лет – от 1,5 до 10 лет, и возможно, условно. При этом с учетом предполагаемых изменений по условно-досрочному освобождению, после фактического отбытия не менее одной трети срока наказания, такой несовершеннолетний может быть освобожден от отбывания наказания, т.е. реальный срок лишения свободы может составлять соответственно от 4 месяцев до 2 лет, и от полугода до 3,5 лет.

С учетом изложенного представляется, что снижение для несовершеннолетних в два раза минимально установленного Кодексом срока наказания требует детального осмысления и обсуждения, поскольку в настоящее время от подобной "либерализации" нельзя ожидать какого-либо улучшения в России криминогенной обстановки; скорее, наоборот, последует ее ухудшение.

В части иных предлагаемых изменений Кодекса (не затрагивающих несовершеннолетних), законопроект не вызывает серьезных замечаний.

По существу данных изменений следует отметить, что законопроектом предлагается исключить нижние пределы санкций по преступлениям небольшой и средней тяжести; расширить полномочия суда по применению условного осуждения; изменить принцип назначения наказания по совокупности преступлений – поглощению будут подлежать преступления средней тяжести; установить возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим, в том числе по преступлениям средней тяжести; снизить максимальные санкции по преступлениям, совершенным по неосторожности; исключить такой вид наказания, как конфискация имущества, за исключением возможности конфискации имущества, нажитого преступным путем (однако не следует забывать, что это еще нужно будет доказать); штрафы выразить в абсолютном денежном выражении, а не в МРОТ; ввести новые редакции статей, предусматривающих ответственность за незаконный оборот наркотиков, мошенничество, налоговые преступления; исключить из Кодекса уголовную ответственность за обман потребителей и заведомо ложную рекламу (за указанные действия предполагается применять санкции, предусмотренные административным законодательством).

Необходимо обратить внимание, что законопроект исключает понятие "неоднократности" преступлений из Общей части Кодекса и, соответственно, исключает указанный квалифицирующий признак из всех статей Особенной части Кодекса.


Экспертиза подготовлена в марте 2003 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin