Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ" (в части усиления уголовной ответственности за терроризм)

Проект федерального закона предусматривает внесение изменений в ст.ст. 57 и 205 Уголовного кодекса РФ, направленных на ужесточение наказания за совершение актов терроризма. В этих целях предлагается также изменить правила применения пожизненного лишения свободы, рассматриваемого в законопроекте в качестве самостоятельного вида наказания, который устанавливается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь и общественную безопасность.

Действующая редакция Уголовного кодекса предусматривает, что пожизненное лишение свободы назначается судом только как альтернатива смертной казни за совершение преступлений, посягающих на жизнь, и, таким образом, не является самостоятельным видом наказания. Пожизненное лишение свободы устанавливается в качестве наказания за совершение деяний, предусмотренных ст.ст. 105 ("Убийство"), 277 ("Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля"), 295 ("Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование"), 317 ("Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа"), 357 ("Геноцид").

Применение пожизненного лишения свободы только в качестве наказания за наиболее опасные виды посягательства на жизнь представляется оправданным. Жизнь человека – важнейшее данное от природы благо и основополагающая социальная ценность. Конституция РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый имеет право на жизнь. При совершении преступлений против жизни наступают последствия, которые не поддаются восстановлению и не могут быть соразмерно компенсированы. Особая общественная опасность указанных деяний подчеркивается Конституцией РФ, которая устанавливает, что совершение особо тяжких преступлений против жизни может наказываться смертной казнью (впредь до ее окончательной отмены).

В качестве обоснования целесообразности установления пожизненного лишения свободы в качестве наказания за преступления против общественной безопасности авторы законопроекта ссылаются на участившиеся факты терроризма и необходимость ужесточения борьбы с этим явлением. Признавая и подчеркивая особую актуальность развития законодательства РФ в сфере противодействия терроризму, необходимо, однако, заметить, что инициатива авторов законопроекта не отвечает принципу справедливости наказания. Так, ст. 6 Уголовного кодекса предусматривает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления.

Следует признать, что введение пожизненного заключения за совершение преступлений против общественной безопасности не соответствует указанному принципу. Объектом преступлений, предусмотренных главой 24 Уголовного кодекса ("Преступления против общественной безопасности") являются собственно общественная безопасность (т.е. совокупность общественных отношений, обеспечивающих безопасные условия жизни каждого члена общества), общественный порядок, безопасность личных, общественных или государственных интересов при производстве различного рода работ и в процессе обращения с источниками повышенной опасности. Таким образом, основной объект преступлений, предусмотренных главой 24 УК, не включает в себя жизнь человека.

Между тем, совершение таких уголовно-наказуемых деяний, как терроризм, захват заложника, угон воздушного судна и массовые беспорядки, может быть связано не только с посягательством на общественную безопасность, но с умышленным лишением жизни одного или нескольких человек. Следует, однако, подчеркнуть, что состав преступления, предусмотренного ст. 205 УК, не включает в себя умышленное причинение смерти. Так, например, подготовка и организация взрыва в московском метрополитене должно быть квалифицировано не только по ч. 3 ст. 205, но и, в том числе, по ч. 2 ст. 105 УК РФ. Таким образом, действующая редакция Уголовного кодекса предусматривает возможность применения пожизненного лишения свободы за совершение террористических актов, связанных с лишением жизни.

Кроме того, позиция авторов законопроекта представляется не до конца последовательной. Признавая особую опасность лишь одного из преступлений против общественной безопасности и устанавливая повышенное наказание за совершение террористического акта, авторы законопроекта не считают необходимым, например, ужесточить наказание за совершение такого преступления, как захват заложника (ст. 206 УК РФ). Между тем, захват заложников является распространенным методом террористической деятельности и представляет не меньшую опасность для общества.

Необходимо также отметить, что деятельность Государственной Думы в сфере уголовного законодательства в последнее время осуществлялась в рамках гуманизации уголовной политики государства. Так, Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" № 162-ФЗ, внесенный в Государственную Думу Президентом РФ, смягчил ответственность за ряд преступлений против общественной безопасности.

Таким образом, предлагаемые в проекте федерального закона нововведения, связанные с изменением правового режима назначения наказания в виде пожизненного лишения свободы, не повлекут за собой реального усиления борьбы с терроризмом. Представляется, что максимальная санкция ч. 3 чт. 205 не будет использоваться в судебной практике по указанным выше соображениям. Исходя из этого, рассматриваемая законодательная инициатива может иметь лишь определенное пропагандистское значение.

Предложения авторов законопроекта об увеличении минимального и максимального пределов санкции в ч. 1 и 2 ст. 205 в виде лишения свободы на определенный срок также нельзя признать целесообразными. Действующая редакция ч. 1 и 2. ст. 205 предусматривает достаточно суровые санкции за совершение деяний, лишь создающих опасность причинения вреда жизни и имуществу граждан, но не причинивших такой вред. Представляется, что ужесточение ответственности за совершение указанных действий возможно лишь в рамках общей корректировки всей системы уголовных наказаний в связи с необходимостью усиления уголовно-правовой защиты общественной безопасности. В частности, следует рассмотреть вопрос об ужесточении наказания за такие преступления, как захват заложника (206), вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению (205.1), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (207), организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (208), угон судна воздушного транспорта (211) и т.д.


Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в феврале 2004 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin