Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 183 Трудового кодекса Российской Федерации"

Проектом федерального закона "О внесении дополнения в статью 183 Трудового кодекса Российской Федерации" предлагается дополнить трудовое законодательство положением о том, что работодатель вправе в соответствии с заключенными коллективными договорами, соглашениями, иными локальными актами, а также трудовыми договорами за счет собственных средств увеличивать размеры пособий по временной нетрудоспособности до среднего заработка работника в части суммы, превышающей размер пособия по временной нетрудоспособности, установленный федеральным законом.

В соответствии с Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. № 13-6, размер пособия по временной нетрудоспособности, в зависимости от различных факторов, может составлять от 50 до 100% среднего заработка. Однако на сегодняшний день действуют установленные на уровне федерального закона ограничения о том, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не могут превышать 11700 рублей. Пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам выплачиваются работникам за счёт средств Фонда социального страхования.

Действительно, установленное в законодательстве ограничение максимальной суммы пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам фактически создаёт препятствие для реализации положения о том, что работник обеспечивается пособием по временной нетрудоспособности пропорционально своему среднему заработку. В отдельных случаях, когда заработная плата работника является довольно высокой, размеры указанных пособий могут не достигать и 50% среднего заработка. Конечно, подобное положение вещей не способствует легализации заработной платы и выводу её из тени. Однако, скорее всего, в данном случае государство исходит из имеющихся у него возможностей и пересматривать данное положение нужно с учётом бюджетного законодательства.

Возвращаясь же к предложениям, содержащимся в законопроекте, отметим, что увеличивать размер пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам до 100% среднего заработка работника за счёт собственных средств работодатель может и сейчас. В соответствии со статьей 255 НК РФ, к расходам на оплату труда относятся другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором. На практике сегодня возможность отнесения выплаченных сверх установленных в федеральном законодательстве размеров пособий к расходам на оплату труда вызывает множество споров. В связи с этим, изменения необходимо вносить не только в Трудовой, но и в Налоговый кодекс Российской Федерации, установив, что расходы на доплату работникам сумм пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам до 100% среднего заработка относятся к расходам на оплату труда.


Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в июле 2004 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin