Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 173, 174 и 175 Трудового кодекса Российской Федерации" (об уточнении льгот, предоставляемых работодателем работникам, самостоятельно поступившим на вечернее или заочное обучение)

Проектом федерального закона № 401262-3 "О внесении изменений и дополнений в статьи 173, 174 и 175 Трудового кодекса Российской Федерации" предлагаются изменения в главу 26 Трудового кодекса РФ, в которой регламентирован порядок предоставления гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования соответствующего уровня.

Согласно законопроекту, гарантии и компенсации в виде предоставления дополнительных отпусков с сохранением среднего заработка, а также в предусмотренных законом случаях оплаты проезда к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно, предлагается сохранить только за работниками, направленными на обучение работодателями. Работники, самостоятельно поступившие в образовательные учреждения (для обучения по заочной или вечерней форме) будут иметь право на отпуск для сдачи экзаменов без сохранения заработной платы, а дорогу к месту обучения должны будут оплатить самостоятельно. Правда, по соглашению с работодателем, учебные отпуска, как указывается в законопроекте, могут быть предоставлены им и с сохранением заработной платы, но безусловного права на них такие работники иметь уже не будут.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, зачастую работники обучаются не по той специальности, по которой работают. В этой связи предоставление им дополнительных отпусков вызывает негативную реакцию со стороны других работников организации, поскольку ущемляет их интересы в повышении квалификации. Проведённые авторами законопроекта исследования показывают, что работники в большинстве случаев положительно воспринимают отказ работодателя от оплаты дополнительных отпусков, т.к. понимают, что учатся только "для себя" и что предоставление им гарантий, связанных с обучением, негативно скажется на работе организации. Если же данную проблему не решить, говорится в пояснительной записке, то работодатели просто сократят должность учащегося работника, обосновав это тем, что во время отсутствия работника его обязанности спокойно выполнялись другими лицами.

Анализируя предложения, содержащиеся в законопроекте, необходимо отметить, что статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на образование. Граждане Российской Федерации могут выбирать, в какой форме им получать образование – очной, заочной или вечерней. При этом студенты, которые учатся на дневном отделении в образовательных учреждениях, финансируемых за счёт средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендией. Лица, учащиеся на заочных и вечерних отделениях учебных заведений, стипендию не получают, т.к. предполагается, что они работают и получают зарплату, а на время сдачи экзаменов им сохраняется средний заработок. Таким образом, лишение этих граждан права на оплачиваемые учебные отпуска для многих из них фактически будет означать невозможность дальнейшего получения образования. При этом авторы законопроекта, предусматривая отмену льгот для подобных работников, не предлагают каких-либо компенсационных мер в данной области (возможность выплаты таким работникам стипендий, изменения в системе обучения и введения дистанционной сдачи экзаменов либо изменения графика сессий и перенесения всех экзаменов на выходные дни и т.п.).

К тому же необходимо заметить, что существующая сегодня в этой области ситуация вовсе не выглядит так мрачно, как представляется авторам законопроекта – многие организации заинтересованы в том, чтобы их работники повышали свой образовательный уровень, в том числе и самостоятельно поступая в образовательные учреждения. Также нельзя забывать о том, что на ряд должностей работодателями специально приглашаются студенты-заочники и вечерники, поскольку у них уже имеется определённый уровень знаний, но им не нужно платить такую же высокую зарплату, как специалистам с дипломом. Помимо того, на сегодняшний день, организации имеют довольно широкие возможности для подбора необходимых им специалистов, поэтому, принимая на работу студента-заочника или вечерника, работодатель заранее соглашается с тем, что ему нужно будет предоставлять учебные отпуска. Неясно также, почему авторы законопроекта полагают, что работнику, который учится и в связи с этим отсутствует некоторое время на работе, грозит сокращение, поскольку его работу выполняют другие работники. С таким же успехом можно говорить о том, что сокращению подлежат и должности работников, которые находятся в очередном отпуске или болеют – ведь в это время их обязанности выполняет кто-то другой.

Изложенное позволяет говорить об отсутствии необходимости в принятии законопроекта.


Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в марте 2004 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin